Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
12 037

Поделиться

«ВкусВилл», «Улыбка радуги», «Обувь России», «Леруа Мерлен» о найме персонала в условиях пандемии и после

Пандемия в одночасье скорректировала процессы найма сотрудников и организации их труда. Ситуация жестко заставила HR-подразделения ритейлеров быстро освоить онлайн-рекрутинг, удаленные собеседования, чат-ботов, перетрудоустройство, правила обеспечения безопасности на рабочих местах и многое другое. Дмитрий Пучков, категорийный директор «Авито Работа», расспросил ритейлеров, как они адаптировались к ситуации.

Теряет ли «рекрутинг на удаленке» в качестве?

Дмитрий Пучков

Онлайн-коммуникации были частью найма в ритейле еще до пандемии: соискатель мог оставить заявку или выполнить тестовое задание онлайн. Однако переводить процесс найма полностью в удаленный формат компании не стремились: многие считали живое собеседование необходимым условием для приема на работу.

Как рассказала руководитель службы персонала розницы компании «ВкусВилл» Ирина Ронжина «Один из принципов работы во «ВкусВилл» — это близкое доверительное общение с сотрудниками. Поэтому мы никогда ранее не рассматривали вариант проведения собеседований онлайн. Однако обстоятельства внесли свои коррективы.

Ирина Ронжина

Привычная схема найма в компании была следующая: «Соискатель откликался на вакансию — мы проводили собеседование по телефону — приглашали к нам в офис». Теперь же последнее звено заменили на видеосвязь с рекрутером.

Два месяца карантина показали, что эффективно нанимать удаленно можно, и в чем-то это даже удобнее. Раньше при «живом» наборе накладки случались из-за человеческого фактора: кандидат опаздывал, мог прийти раньше или перепутать день встречи. Сейчас же с этим четче: назначили время — созвонились».

Большинство ритейлеров обратились к общедоступным сервисам для интервью с соискателями и решили давать кандидатам возможность самостоятельно выбирать программу или приложение для связи.

Ирина Гусакова

Ирина Гусакова, директор по персоналу сети магазинов «Улыбка радуги», говорит о том, что  их компания тоже видит решение в простых технологиях, при этом считает необходимым максимально грамотно выстроить процесс подбора: «Мы провели цифровизацию всех контактов — теперь все каналы подбора ведут соискателя в одно место в онлайне. Для каждой позиции подробно описываем компетенции и их индикаторы».

Результаты карантинного онлайн-найма во многом превзошли ожидания работодателей   — так, сеть «ВкусВилл» за время пандемии удаленно приняла на работу более 1000 курьеров, при этом средний показатель увольнений за первый месяц работы сотрудника в компании снизился.

Стулова Кристина

Многие ритейлеры даже говорят о том, что в это время стали чувствовать себя увереннее на рынке труда: «Кандидаты предпочитают откликаться на вакансии крупных сетей, в ассортименте которых присутствует продукция из перечня товаров первой необходимости. Также их интересуют предложения по работе в тех компаниях, которые не планируют сокращать штат, не снижают зарплатные предложения, при этом сохраняют прежние условия труда и вводят дополнительные меры безопасности для сотрудников. Поэтому мы наблюдаем повышенный спрос на некоторые вакансии», — сообщает Кристина Стулова, руководитель направления обучения и развития ГК «Обувь России».

Что помимо видеосвязи?

Кроме использования стандартных платформ для собеседований с возможностью видеосвязи — Skype, WhatsApp, Viber и платформы Zoom — компании обращаются и к другим технологиям.

Анна Никулушкина

Анна Никулушкина, менеджер по развитию бренда работодателя Unilever в России, Украине и Беларуси, отмечает, что «еще до COVID компания использовала технологию чат-ботов, онлайн тесты и видеоинтервью на платформе VCV. 

Так, например, набор на студенческие стажировки в компании происходит с помощью чат-бота в группе «ВКонтакте»: вместо заполнения традиционной анкеты кандидат отвечает на стандартные вопросы виртуального помощника. Чат-бот с помощью алгоритма оценивает, соответствует ли кандидат определенным критериям, — и автоматически высылает ссылку на прохождение тестов.

Сейчас финальный этап — интервью с линейным руководителем —  заменили на встречу в Microsoft Teams, а сама стажировка будет проходить полностью в удаленном формате.

Опыт показывает, что виртуальные ассистенты успешно справляются с решением конкретных задач в рекрутинге. Например, «Авито Работа» недавно запустила чат-бот, который помогает соискателю в процессе отклика на вакансию создавать короткое резюме.

«Работодатель получает не “пустой” отклик, а базовую информацию о кандидате: пол, возраст, местоположение и желаемая позиция. Такое стандартное CV “синего воротничка” на начальном этапе помогает рекрутеру определиться, продолжать ли диалог в конкретном случае, учитывая специфику вакансии», — рассказывает Анна Ошарова, руководитель продукта «Авито Работа».

При этом сами соискатели легко идут на диалог с виртуальным ассистентом при некоторых условиях:

  • цель беседы должна быть ясна — например, система рекомендует пользователю релевантные вакансии;

  • общение с чат-ботом не доставляет сложностей — диалог начинается с простых односложных вопросов, а создание резюме занимает пару минут.

Как трудоустраивали компании, для которых вопрос удаленного найма был неактуален?

В то время как компании по продаже товаров первой необходимости решали вопрос удаленного набора, другие игроки рынка были вынуждены приостановить некоторые этапы найма до того, как ситуация стабилизируется.

Вера Бояркова

Так, в «Леруа Мерлен» отложили выдачу офферов для всех вакансий, кроме команд доставки и сбора заказов. Комментирует Вера Бояркова, директор по персоналу: «Одним из важных этапов приема и адаптации нового сотрудника в нашей компании является интеграция, то есть непосредственно работа в магазине. В текущей ситуации мы частично отложили выдачу офферов, чтобы не подвергать опасности здоровье новых и действующих сотрудников».

Некоторые компании даже решали вопрос временного перетрудоустройства своего персонала. Например, 1800 сотрудников магазинов «Спортмастер» после введения ограничений перешли в сети продуктовых ритейлеров.

Люди остались в штате «Спортмастера», а в «Пятёрочку», «Магнит» или «О'кей» были оформлены по срочному трудовому договору. При такой программе временно трудоустроенный сотрудник получал заработную плату у партнера, а также пособие от основного работодателя в качестве поддержки.

В сумме это получалось меньше, чем обычная заработная плата сотрудника сети «Спортмастер», но больше, чем фикс, который получал бы неработающий человек.

Люди остались в штате «Спортмастера», а в «Пятёрочку», «Магнит» или «О'кей» были оформлены по срочному трудовому договору. При такой программе временно трудоустроенный сотрудник получал заработную плату у партнера, а также пособие от основного работодателя в качестве поддержки. В сумме это получалось меньше, чем обычная заработная плата сотрудника сети «Спортмастер», но больше, чем фикс, который получал бы неработающий человек.

Безопасность на рабочих местах

Евгений Крылов

О необходимости тщательно подойти к организации рабочего процесса говорят государственные структуры. Евгений Крылов, эксперт системы «Актион Право», отмечает: «Весной Роспотребнадзор начал массовые проверки, как бизнес выполняет новые санитарные требования. 43% таких внеплановых проверок пришлись на розничную торговлю. Штрафуют за то, что компании не проводят или неправильно оформляют дезинфекцию, не ставят в нужных количествах обеззараживатели воздуха, не измеряют температуру сотрудникам».

При этом сами компании утверждают, что вопрос здоровья людей — каких бы ресурсов он ни требовал — первоочередной, и останется таковым после пандемии, пока обстановка в стране не стабилизируется. Действия многих ритейлеров зачастую не ограничиваются предписаниями Роспотребназдора.

«ВкусВилл» обеспечивает защитными перчатками и масками не только сотрудников, но и, при необходимости, покупателей; устанавливает в районе касс защитные экраны, а также финансово поддерживает тех, кто оказался на больничном.

Сотрудников, которые обязаны быть на рабочих местах, большинство компаний разделило на рабочие смены таким образом, чтобы они не имели возможности пересекаться.

«Улыбка радуги», помимо увеличения количества санитарных обработок торговых залов, проводит ежедневный осмотр сотрудников — работники с признаками простудных заболеваний к работе не допускаются. ГК « Обувь России» говорит о том, что с их стороны «контролируется соблюдение дистанции между покупателями на 1,5 метра, нанесена разметка, проводится регулярная обработка рук и торгового оборудования».

Фото: STEKLO/shutterstock

Фото: STEKLO/shutterstock

Краткий чек-лист: как нанимать безопасно и какие меры предпринимать на местах?

  • Этап «живого интервью» заменить на собеседование с использованием системы видеосвязи. В вопросе выбора площадки для связи ориентироваться на пожелания кандидата.

  • Оптимизировать процесс подбора по конкретным позициям: детально прописать, какого работника вы ищите. Во время интервью узнать, как кандидат относится к ситуации пост-карантина — например, считает ли он важным продолжать соблюдать базовые меры безопасности при контактах с клиентами.

  • Протестировать там, где это возможно, новые технологии рекрутинга — например, виртуального ассистента.

  • Предложить сотрудникам альтернативные позиции на время «заморозки» бизнес-процессов.

  • Предоставить части сотрудникам возможность работать удаленно, а тех, кто должен быть на рабочих местах, разделять на группы, которые не контактируют друг с другом.

  • Обеспечивать средствами индивидуальной защиты не только сотрудников, но и клиентов.

  • По возможности нанять специалистов, которые помогут поддерживать психологический и эмоциональный комфорт в компании. Особенно важно для представителей рабочего класса — как правило, эти люди чувствуют себя менее защищенными, потому что не имеют большую финансовую подушку.   

Retail.ru

Посмотрите видеозапись онлайн-встречи с HR-руководителями ведущих ритейлеров:

Как мотивировать персонал розничной сети в условиях пандемии (неопределенности)

Интервью

Декоративное изображение

Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»

Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами