Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Насыщая регионы
Олеся Круглова Commercial Real Estate
Развитие сети ТРЦ в Центральной России оказывается все более эффективной стратегией. Во многих городах с населением менее 500 тыс. человек качественных торговых объектов по-прежнему нет. Девелопер, первым открывший там свой ТРЦ, может несколько лет проработать без конкуренции, тогда как в Москве конкуренция уже на довольно высоком уровне. Вскоре и города-миллионники достигнут пика насыщения торговыми площадями, и именно в региональные города с населением 300–600 тыс. человек устремятся не только ведущие российские розничные игроки, но и западные компании. Консультанты также пытаются усилить свое присутствие в глубинке.
После объявления Сочи столицей Олимпиады-2014 туда потянулись инвесторы. Сейчас уровень конкуренции федеральных ритейлеров в городе пока еще крайне низок, отмечают эксперты.
Устойчивой тенденцией последних двух лет стало использование единого бренда для сетевых проектов. Впрочем, пока их чаще объединяют лишь единые цветовые и интерьерные решения, а также централизованное управление. Архитектура и пул арендаторов подчинены параметрам участка и особенностям маркетинговой ситуации отдельно взятого региона.
Растет интерес международных институциональных инвесторов к отечественному рынку торговой недвижимости. Это связано и с тем, что впервые в истории Российской Федерации ведущие рейтинговые компании (Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch) присвоили ее суверенным обязательствам инвестиционные рейтинги. Нынешний год подтвердил, что международные инвесторы, учитывая острый дефицит структурированных предложений инвестиционного уровня, готовы приобретать как функционирующие торговые центры, менее рисковые как объекты инвестиций, так и строящиеся или проектируемые. Основным стимулом для иностранных инвесторов является ставка капитализации, достигающая 8,5–9%, – это выше, чем в странах Западной и Восточной Европы. В то же время доходность на собственный капитал для функционирующего и заполненного арендаторами инвестиционного объекта составляет 20–25%. Ожидаемая доходность девелопера на собственные средства достигает 20–30% в год. У самих застройщиков появляется возможность привлечь более дешевое финансирование, а также использовать международные технологии организации работы. Яркими примерами такого сотрудничества стало участие международного капитала в крупнейших московских проектах: «Золотой Вавилон Ростокино» (общая площадь – 241 тыс. кв. м, Immoeast), «Метрополис» (205 тыс. кв. м, Rodamco Europe) и других; а также совместная деятельность таких компаний, как Meinl European Land и ГК «Время», создающих региональную сеть Park House, и инвестиционного фонда TriGranit, купившего 50% компании «Торговый Квартал».
Потенциал развития отечественного рынка торговой недвижимости с его недостаточным объемом предложения пока характеризуется малым количеством форматов – как самих торговых комплексов, так и их «якорей». Ритейлеры обеих столиц все чаще заявляют, что в последнее время они фокусируются преимущественно на гипермаркетах и разновидностях «магазинов у дома», изредка пробуя люксовые мини-проекты для специфических площадок. Например, ГК «Детский мир» специально для этого реконструирует бывший Дом игрушек на Якиманке.
Все больше девелоперов многофункциональных коммерческих проектов добавляют в их состав торговые площади. Некоторые впоследствии сами становятся ритейлерами, диверсифицируя бизнес, тогда как крупные операторы розницы, напротив, все чаще приходят к пониманию, что сегодня вернее строить самим и «под себя».
Общая площадь торговых центров Москвы на середину осени составляла более 3,5 млн. кв. м. Кроме того, до конца 2007 года ожидалось, что на столичный рынок выйдет не менее 700 тыс. кв. м новых торговых площадей. Но из-за осеннего кризиса на мировых фондовых рынках многим девелоперам пришлось свернуть ряд проектов или же отложить их реализацию до улаживания проблем с финансированием. Всего за 2007 год в Москве было открыто 25 торговых комплексов общей площадью 1,26 млн. кв. м. Общий объем сдаваемых площадей в торговых центрах достиг 2,54 млн. (прирост – ок. 660 тыс. кв. м).
«Рио»
В III квартале 2008 года откроется торгово-развлекательный центр «Рио» в составе «Сити-парка Москва» на Дмитровском шоссе, 163а (пересечение Дмитровского шоссе и МКАД) – один из крупнейших торговых проектов группы. Он войдет в торговую зону «Дмитровская», в которой также разместятся оптовый продовольственный центр и административно-гостиничный комплекс «СК-Плаза». Девелопер проекта – ГК «Ташир», реализовавшая московский проект ТРЦ «Рио» на Севастопольском проспекте. Концепцию первого проекта «Ташира» собирается воплотить и «Рио» на месте оптового продовольственного рынка. Девелопера не пугает соседство с «Рамстором», «Ашаном» и даже со сходной по формату «Мегой». «Ташир» намерен создать целый торговый город с магазинами, развлечениями, общепитом, гостиницами и офисами. Покупателей девелопер собирается привлечь большей концентрацией магазинов, а арендаторов – выгодными условиями аренды, а также возможностью разместить здесь и свой офис. Площадь земельного участка – 25 га, общая площадь ТРЦ – 220 тыс. кв. м. В «Рио» разместятся «Наш гипермаркет» (17,5 тыс. кв. м), кинотеатры (3 тыс. кв. м), рестораны (2,5 тыс. кв. м). Фуд-корт займет 3 тыс. кв. м, а галерея бутиков – 60 тыс. кв. м. Парковка запроектирована на 4 тыс. машино-мест.
В 2008 году в портфель ГК «Ташир» должно войти около 10 ТРЦ под брендом «Рио» общей площадью около 600 тыс. кв. м, из них четыре – в Москве, где потребность в новых торговых комплексах сохранится еще несколько лет.
«Галерея Москворечье»
Во II квартале 2008 года рядом с Каширским шоссе откроется торгово-развлекательный комплекс «Галерея Москворечье» – проект банка «Гарант-Инвест» и его дочерней девелоперской структуры «Гарант-Инвест Недвижимость». ТРК расположится у выхода из метро «Каширская». На сегодняшний день обеспеченность этого района торговыми и развлекательными центрами в радиусе 8–10 км достаточно низкая. Площадь трехуровневого комплекса составит 35 тыс. кв. м, на которых разместятся 110 магазинов, 10 кафе и ресторанов, а также паркинг на 540 машино-мест. Планировки этажей ТРК представляют собой традиционные торговые галереи с обязательным размещением «якорного» арендатора на каждом этаже. На первом этаже это будет крупный универсам площадью более 2500 кв. м, а на последнем – 8-зальный кинотеатр. На других этажах разместятся торговые галереи.
«Галерея Москворечье» – крупнейший из 5 новых торговых проектов ФПК «Гарант-Инвест» в Москве. Общий объем инвестиций в них составит $55 млн. Объем инвестиций в ТРК на Каширской – около $20 млн. Общая торговая площадь всех центров – более 53 тыс. кв. м.
«Метрополис»
Во II квартале 2008 года планируют сдать торгово-развлекательную составляющую многофункционального проекта «Метрополис» на Ленинградском шоссе. Одновременно завершат и третью очередь офисной части (ок. 80 тыс. кв. м). Девелопер – близкая к Казкоммерцбанку компания Capital Partners, консультант и брокер – Jones Lang LaSalle. Проектированием и архитектурой занимаются три всемирно известных архитектурных бюро – британская RTKL, российская ABD architects и турецкая Oncuoglu Architecture & Planning.
Комплекс совокупной площадью около 330 тыс. кв. м возводится на месте завода «Радикон». Он состоит из двух основных самостоятельных частей – торгово-развлекательного комплекса и офисного центра, объединенных одноэтажной платформой, в центре которой запроектирована «Гранд Плаза». Общая площадь торговых площадей – 215 тыс. кв. м. Себестоимость строительства – в целом около $500 млн. По мнению независимых экспертов, срок окупаемости составит 6–7 лет.
Внутреннее пространство ТРЦ будет представлять собой ряд торговых улиц, по краям которых расположены здания магазинов в различных стилях. «Якорными» арендаторами станут гипермаркет «Перекресток» (10 тыс. кв. м), Stockmann (7500 кв. м), 12-зальный «Киностар», фуд-корт из 18 ресторанов. Прежние арендаторы «Радикона», у которых были долгосрочные договора – «Снежная королева», «М.видео» и «Чемпион боулинг», – также получат возможность обосноваться в «Метрополисе».
Голландская Rodamco Europe, специализирующаяся на инвестициях в недвижимость, в конце 2006 года приобрела у Capital Partners 50% торговых площадей проекта (в общей сложности 80 тыс. кв. м, а также часть парковки). Сумма сделки составила 200 млн. евро.
«Ривер-Молл»
На бывшей территории завода им. Лихачева (ЗИЛ) также будет построен один из самых масштабных в черте Москве торгово-развлекательных центров – «Ривер-Молл» площадью 221 тыс. кв. м. Его открытие запланировано на конец 2008 года.
ЗАО «Кузнецкий Мост Девелопмент» намерено вложить в этот проект около $200 млн. По словам девелопера, это будут большей частью привлеченные средства. Предположительно одним из основных инвесторов станет Банк Москвы, который, по данным девелоперов, связан с учредителями компании. На выставке ExpoReal 2006 в Мюнхене компания выставляла свои проекты на одном стенде с банком. Консультантом и эксклюзивным брокером проекта выступает Colliers International. В марте уходящего года девелопер заключил договор аренды земельного участка по адресу: ул. Автозаводская, вл. 16-18.
В составе ТРЦ «Ривер-Молл» предполагаются гипермаркет (10 тыс. кв. м), супермаркет (1500 кв. м), магазины товаров для дома, бытовой техники и электроники, спортивной одежды, торговая галерея. Кроме того, проект предусматривает ледовый каток, многозальный мультиплекс, фуд-корт на 11 операторов, зону развлечений, открытый детский парк на берегу Москвы-реки и парковку на 3 тыс. машино-мест. На последнем этаже ТРЦ расположатся 5 панорамных ресторанов, откуда откроется вид на Москву-реку.
«Каширский молл»
Суперрегиональный ТРЦ «Каширский Молл» ($207 млн.), который будет достроен к концу 2008 года на пересечении 24-го км МКАД и Каширского шоссе, по соседству с работающим комплексом «Твой дом», девелопер Crocus Group на этот раз позиционирует как life style-центр. Здесь будут представлены все известные мировые торговые марки. Ассортимент магазинов, по утверждению девелоперов проекта, будет рассчитан на покупателей со средним уровнем доходов. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил $207 млн. на строительство комплекса.
По данным консультанта проекта (Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko), центр будет включать 200 тыс. кв. м торговой площади на двух уровнях. Это 300 магазинов – в том числе гипермаркет, магазин электроники и бытовой техники White and brown, тематический парк и многозальный кинотеатр, а также около 250 бутиков торговой галереи.
«Каширский Молл» станет своеобразным «городом в молле» благодаря неординарному дизайну и архитектурным решениям. Дизайн интерьеров задуман так, что каждая торговая зона станет непохожей на другие. Галереи декорируются, как улицы разных стран мира (Bazzar в стиле восточного базара и т. п.). Предусмотрены подземный и наземный охраняемые паркинги на 3500 машино-мест. Средняя арендная ставка (по данным C&W S&R) $10 тыс. в месяц без НДС и эксплуатационных расходов.
Назовите основные тенденции и знаковые события 2007 года
Наталия Орешина, директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko
2007 год в России был как никогда плодотворен на заявленные проекты ТРЦ всех типов. В девелопменте торговых центров планируют попробовать себя компании и корпорации буквально из всех отраслей бизнеса – от энергетики и нефтепереработки до молокозаводов и пошива спецодежды. Средний размер объекта на рынке – 100 тыс. кв. м. Анонсировать меньше стало просто неприлично!
Также на рынке за последний год четко обозначились лидеры среди девелоперов, проекты которых заинтересовывают большинство арендаторов своей всеобъемлющей географией и более отчетливо прорисовывающимся брендом самого девелопера или сети его центров.
В основе стратегии большинства из них лежит факт развития в регионах, стремительного завоевания лучших по возможности участков земли и столь же стремительного заявления своих проектов на рынке. Ведь быть первым в городе со 100 тысячами «квадратов» – значит приостановить конкуренцию! Именно поэтому мы наблюдаем серьезную борьбу за земельные участки не только в городах-миллионниках, но также и в муниципальных образованиях с численностью населения 500, 300 и даже 150–200 тысяч человек.
Эта новая география экспансии девелоперских компаний получила широкое развитие в 2007 году. В большинстве городов ситуация с распределением участков под строительство торговой недвижимости очень сложная – из-за отсутствия генеральных планов развития административных единиц. Сделки купли-продажи носят порой хаотичный характер наряду с отсутствием полной информации об участке и его непосредственных соседях. Это влечет за собой проблемы определения концепции будущего объекта, вводит в заблуждение игроков рынка и иногда приводит к отказу от реализации проектов.
Главным трендом 2008 года я вижу процесс усиления позиций 7–10 ведущих девелоперов, которые будут развивать выкуп земли в этом году. Около 20% всех заявленных проектов («Макромир», «Июнь», «Коллаж», «Мега», «Парк Хаус», «Калинка-Малинка», «Планета» и др.) реализуют именно сетевые девелоперы. Как правило, это объекты со схожей концепцией и иногда с одними и теми же якорными арендаторами. Те же, кто развивают точечные единичные проекты ТЦ, могут в скором будущем испытывать сложности, так как не получат конкурентных преимуществ: меньше аргументов для арендаторов, большие затраты на рекламу, управление, закупку стройматериалов.
В самом ближайшем будущем мы ожидаем открытия французских гипермаркетов Carrefour, а также таких «монстров» мирового ритейла, как H&M и SNAC. Убеждена, что нас ждет не менее интересный и горячий 2008 год! Дмитрий Хечумов, руководитель департамента торговой недвижимости DTZ Одна из тенденций 2007 года – это увеличение арендных ставок в высококачественных концептуальных ТРЦ Москвы, связанное с небольшим выходом качественных торговых площадей по столице. Реализация ряда проектов была и вовсе отменена либо отложена по различным причинам (невозможность согласовать разрешительную документацию и пр.). Одновременно по некоторым ТК наблюдалось снижение ставок – особенно если при разработке их концепции были допущены ошибки. Таким образом, продолжилось увеличение разницы в стоимости аренды площадей между качественными и проблемными комплексами. По России в целом усиливается тренд последних 2–3 лет: общее улучшение качества проектов, активное привлечение профессиональных консультантов и архитекторов.
Так, частично уже сдан самарский «Космопорт», при проектировании которого местный девелопер удачно использовал консультации профессионалов и привлек такие крупные западные «якоря», как Auchan, Media Markt и Leroy Merlin.
Активно развиваются крупные сетевые проекты в регионах: «Мега» (IKEA), Park House (ГК «Время»), «Июнь» (ГК «Регионы»), «РТМ Девелопмент», которая недавно с положительными результатом провела IPO. В Москве из недавних событий на рынке запомнилось открытие ТРЦ «Времена года» на Кутузовском проспекте. Это один из немногих люксовых комплексов, какие до этого открывались монополистами – держателями франшиз на европейские high-end марки. Размещение бутика Chanel напрямую от брендообладателей – особая гордость девелопера («Октан + альфа»).
Благодаря удачному расположению и набору брендов ТРЦ «Европейский» в уходящем году занял почетное место в одном ряду с «Атриумом», «Мегами», «Охотным рядом» и другими проектами, куда мечтают попасть арендаторы. Знаковыми за счет масштабов стали также ТРЦ «Город» (ГК «Тэн») и «Ереван Плаза» (ГК «Ташир»). Наконец запустился и корейский многофункционал Lotte Plaza на Новом Арбате: успешность столь смелого шага, как многоуровневый люксовый универмаг, покажет время.
ТРК «Домодедовский» (Autoban & Co), спроектированный более 4–5 лет назад с помощью наших специалистов, также открылся в этом году. Сегодня в «Домодедовском» представлены интересные для локального проекта марки, ориентированные прежде всего на жителей прилегающих жилых кварталов, а также колоссальный трафик пригородных автобусов в окрестностях ТРЦ.
В 2008 году среди крупнейших и наиболее «лакомых» строящихся проектов Москвы ожидается активная сдача в аренду офисно-торгового центра «Тверская застава» (AFI Development, «дочка» Africa Israel Investments Ltd.) на площади у Белорусского вокзала, ТРЦ «Метрополис» на Ленинградском шоссе (Capital Partners), подземного ТЦ «Павелецкий» («Евразия»), а также крупнейшего из заявленных в столице ТРЦ «Ростокино» на северо-востоке Москвы (совместный проект Wakelin Promotion и австрийского фонда Immoeast). Максим Гасиев, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Тренды уходящего года следующие. Инвести-ционные продажи становятся обычным инструментом финансирования. Происходит увеличение количества форвардных сделок («Золотой Вавилон Ростокино», «Гудзон» и др.). Проекты ТРЦ неуклонно укрупняются: до конца 2010 года в Москве может открыться более 20 новых торговых центров площадью более 100 тыс. кв. м. Сегодня таких центров в городе менее 10. Усложняются валюты договора: переход на евро, использование синтетической валюты, использование корзины валют, дополнительных условий по обменному курсу (например, минимального уровня обменного курса).
Девелоперы активно осваивают города с населением от 300 тыс. жителей (Тверь, Вологда, Иваново и др.). В некоторых городах уже наблюдается снижение девелоперской активности (Казань, Екатеринбург).Появляются новые сетевые российские девелоперы, на отечественный рынок выходят международные сетевые игроки. С начала 2007 года в Москве открылись 10 торговых центров. Прирост предложения торговых площадей составил около 390 тыс. кв. м (торговой площади – около 200 тыс. кв. м). Всего на конец ноября общая площадь торговых центров Москвы составила более 3446 тыс. кв. м, в том числе торговая – более 1760 тыс. кв. м, в пересчете на тысячу жителей – 169 кв. м. До конца 2007 года на столичном рынке ожидается появление еще около 700 тыс. кв. м новых торговых площадей.
Наиболее знаковые торговые объекты Москвы, которые будут сданы в 2008–2010 гг.: River Mall (общая площадь – 250 тыс. кв. м), «Золотой Вавилон Ростокино» (240 тыс. кв. м), «Метрополис» (205 тыс. кв. м), Mall of Russia в «Москва-Сити» (180 тыс. кв. м), «Павелецкий» (119 тыс. кв. м), «Тверская Молл » (113 тыс. кв. м). Джером Депей, директор департамента развития «Ашан Россия» В уходящем году «третья волна» девелоперских проектов России охватила города с населением менее полумиллиона граждан. Существенно выросла стоимость проектов, включая расходы на приобретение земельного участка, строительство и, главным образом, инженерные сети.
Одновременно обнаружились пробелы в компетенциях городских властей и местных законодательствах, регламентирующих девелопмент торговых комплексов.
Сегодня мы наблюдаем и некоторый рост профессионализма в новых проектах ТРЦ. У девелопера торговой недвижимости в России все еще много возможностей – это постепенно становится очевидным и иностранному инвестору. Из предварительных «звезд»-2008 хочется отметить неизменно мощные, не зависимо от location, проекты IKEA, красноярский ТРК (RED), самарский «Космопорт» («Виктор и Ко»), а также столичные проекты «Тройки Диалог». Виталий Ефимкин, вице-президент ГК «Ташир» В уходящем году одним из наиболее очевидных и существенных для российского рынка торговой недвижимости трендов стала активная экспансия ведущих игроков в регионы. По мере насыщения спроса на площади в Москве и городах-миллионниках конкуренция усиливается, и операторы ритейла все охотнее идут в небольшие областные центры с населением не более 500 тыс. жителей.
Таким образом, на фоне снижения сверхприбылей в ритейле происходит более качественное, интенсивное освоение рынка, он становится еще более конкурентным.
Вместе с тем спрос, как и в предыдущие годы, довлеет над предложением, поэтому повышение арендных ставок – особенно на качественные (а иные просто не выживают!) торговые площади – продолжается, в том числе и в Москве.
Это объясняет тенденцию укрупнения самих объектов за счет увеличения числа уровней, пятен застройки, а также функциональной дифференциации составляющих. Крупные проекты ТРЦ-2007 – это, как правило, торгово-развлекательные зоны многофункциональных комплексов, особых пригородных рекреационно-деловых зон, отелей с мощной бизнес-инфраструктурой для проведения конгрессов.
Торговля активно претендует на статус «городов в городах», осваивая и тесня даже такие новые для отечественного рынка форматы, как, например, офисно-выставочные проекты.
Как девелопер торговой недвижимости в этом году мы начали активные строительные работы в Москве, на Дмитровском шоссе, и ряде других российских городов. Надеемся, что к концу следующего года успешно откроются и заработают «Рио» (220 тыс. кв. м) в проекте «Сити Парк Москва», липецкий (80 тыс. кв. м) и калужский (70 тыс. кв. м в составе «Сити Парка Калуга») «Рио», вторая очередь ярославского ТРЦ «Фараон» (60 тыс. кв. м) и остальные из 11 наших строящихся торговых объектов.
А в числе самых ожидаемых проектов-2008 хотелось бы упомянуть также два столичных: гипермаркет «Ашан» на территории завода им. Орджоникидзе и ТРЦ «Ривер Молл» на Третьем транспортном кольце, на участке завода им. Лихачева. Дмитрий Степовой, управляющий директор «Сити Проперти Менеджмент» (УК ТРК «Атриум», г. Москва) Из всех событий в мире московской торговой коммерческой недвижимости, произошедших в 2007 году, я могу выделить только одно, которому самолично уделил огромное количество времени и сил, а именно: ротации арендаторов в нашем торгово-развлекательном комплексе «Атриум».
В этом году у нас истек срок первых пятилетних договоров с арендаторами, в комплексе появились новые интересные операторы, новые замечательные концепции по оформлению магазинов, мы подняли ставки аренды. Пожалуй, только сейчас, отработав пять лет, мы по-настоящему проникаемся пониманием правильности или недостатков тех или иных решений, принятых молодой командой одного из подразделений «ИНГЕОКОМа» на заре становления крупного ритейла нового для столицы формата. Что касается наступающего года, не готов пока давать какие-либо однозначные прогнозы: надо немного выждать для получения более полной информации – выборы в стране, понимаете ли… Игорь Чаплинский, директор по развитию компании «Магазин Магазинов» Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости в 2007 году обусловило более взвешенный подход региональных девелоперов к реализации проектов. Все чаще к проектам привлекаются действительно квалифицированные подрядчики – консультанты, архитекторы, проджект-менеджеры, управляющие компании… Администрации большинства российских городов уже всерьез задумались о планировании застройки торговыми объектами исходя из предпосылок развития тех или иных территорий, а также платежеспособного спроса населения. Западные инвесторы начали присматриваться к быстро развивающимся региональным рынкам торговой недвижимости даже в городах с населением менее миллиона жителей.
Одним из наиболее интересных событий уходящего года в сегменте площадей для ритейла, на наш взгляд, стала продажа 50% торговой составляющей проекта «Метрополис» (Capital Partners) компании Unibail-Rodamco. Не менее впечатлил консультантов ввод в эксплуатацию первого регионального объекта сетевой девелоперской компании «РосЕвроДевелопмент» ТЦ «Планета» в Красноярске арендопригодной площадью 96 тыс. кв. м. Этот объект покажет, насколько сильна команда данной компании.
В преддверии особо любопытных событий ближайшего будущего – начало строительства многофункционального центра, крупнейшего небоскреба в России и второго по величине в мире – башни «Россия» (более 600 м, архитектор – сэр Норманн Фостер). Очень надеемся и на открытие ТЦ «Новый Колизей» в Санкт-Петербурге в заявленном формате аутлет-центра. По последним данным, итальянскому девелоперу не удалось договориться о привлечении в проект крупного арендатора формата outlet и он решил самостоятельно привлечь пул итальянских арендаторов, не представленных пока в России. В общем, это крайне сложная задача, и если удастся ее решить – будет здорово! Амиран Муцоев, заместитель генерального директора по развитию проектов ГК «РЕГИОНЫ» Самым знаковым событием уходящего года, на наш взгляд, является укрепление стабильного развития экономики российских регионов и анонсирование решений правительства о национальных инфраструктурных проектах. В 2007 году продолжилась экспансия крупных инвесторов-девелоперов в российские регионы. Мы надеемся, что события уходящего года заложат прочную основу для успешной реализации стратегических инвестиционных программ девелоперов.
На наш взгляд, наиболее значительные объекты, намеченные к открытию в 2008 году, – это, разумеется, торгово-развлекательные центры нашей сети «Июнь-Красноярск» и «Июнь-Уфа». Из проектов наших коллег по девелопменту хочется отметить московский «Метрополис», «Галерею-Питер» и «Краснодар-Сити».
Все это объекты, которые будут, несмотря на конкуренцию, существовать долго в первую очередь благодаря правильно выбранному расположению. Ведь успех каждого регионального проекта зависит от местоположения торгово-развлекательного центра, а также от знания маркетинговых особенностей региона и использования их для создания уникального предложения местным потребителям. Павел Бреев, вице-президент «М.видео» Рынок качественной торговой недвижимости устойчиво растет уже по всей России, формируя новую, на порядок более высокую, культуру потребления и обслуживания.
Главным событием 2008 года на рынке недвижимости я считаю открытие в Красноярске РЦ «Планета», а также в Москве крупнейшего по европейским меркам комплекса «МЕГА Белая Дача», в нем у нас начнет работу наш флагманский гипермаркет-пятитысячник. Мы были первой компанией российского происхождения, которая с 2003 года стала стратегическим партнером IKEA во всех строящихся на территории России комплексах – причем выиграв не ценовой, а концептуальный тендер.
В прошлом у нас имелся опыт строительства торговых комплексов собственными силами (магазин в Казани, ТЦ «Рига» на Ленинградке). Но впредь мы решили сосредоточиться на торговле и заниматься тем, что блестяще умеем делать. Наталья Чиненова, генеральный директор московского представительства корпорации SELA Открытие большого количества новых ТЦ обусловило интерес и поиск их владельцами новых марок. Наиболее востребованными у арендаторов в наступающем году, на наш взгляд, станут ТРК «Метрополис» (м. «Войковская»), «Золотой Вавилон 3» (Ростокино), RiverMall, «Каширский Молл», а также проект на площади Тверской Заставы.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?