Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Настроения у потребителей пессимистичные
В 4-м квартале 2010 года Индекс потребительского доверия снизился в 24 из 52 стран мира, по мере того как к концу года растаяли надежды потребителей на скорое восстановление национальных экономик. Безработица, неясные перспективы на рынке труда, растущие цены на продукты питания и коммунальные расходы не дают потребителям расслабиться. Таковы результаты глобального онлайн исследования Nielsen, в ходе которого изучается уровень потребительского доверия в мире, основные источники для беспокойства потребителей и их намерения, связанные с приобретением товаров и услуг. Всего было опрошено порядка 29 тыс. регулярных интернет-пользователей в 52 странах мира, включая Россию.
«Настроения глобальных потребителей в конце 2010 года были более пессимистичными, чем в начале года. Темпы восстановления экономик и финансовая стабильность вызывают опасения, и текущие показатели в целом ряде стран далеки от позитива. И, похоже, что затяжная рецессия становится новой нормой», - говорит Д-р Венкатеш Бала, Главный экономист The Cambridge Group (часть Nielsen).
Глобальный Индекс потребительского доверия в конце 2010 года остался неизменным по сравнению с 3-м кварталом 2010 года, составив 90 пунктов, что, впрочем, на два пункта ниже, чем в начале года. Пик роста пришелся на 2-й квартал, когда Индекс потребительского доверия в мире достиг 93 пунктов.
«Несмотря на сохранение уверенности в источнике своих доходов, конец 2010 года россияне встретили, ощутив себя беднее. Растущая стоимость жизни – цен на продукты питания и расходов на коммунальные платежи – основная причина остающегося невысоким уровня потребительского доверия в России», - комментирует результаты исследования в России Дуайт Уотсон, генеральный директор «Nielsen Россия».
В конце 4-го квартала 2010 года в России Индекс потребительского доверия откатился на уровень 2-го квартала, составив 88 пунктов. С начала рецессии Индекс потребительского доверия в России не поднимался выше 90 пунктов, а на протяжении последнего года колебался в пределах отметок 86-90 пунктов.
Исследование Nielsen в России показало, что готовность потребителей тратить заметно снизилась, а стремление откладывать все более укрепляется.
Лишь 31% опрошенных онлайн-пользователей в России считают, что сейчас удачное время расходовать свободные средства на приобретение товаров и услуг, по сравнению с 41% в 3-м квартале. Наблюдается снижение количества потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом стабильно высокое и практически неизменившееся с начала года количество респондентов - 42% говорят, что планируют делать сбережения. На сегодня, это второй по популярности способ применения свободных средств.
«Судя по реакции российских потребителей, для них штормовая фаза кризиса уже позади, но прагматичное и умеренное покупательское поведение, которое они демонстрировали в 2010 году, окажет свое влияние и на 2011 год, что может препятствовать быстрому восстановлению, - считает Дуайт Уотсон. Можно ожидать, что основные стратегии экономии останутся в силе – фокус на базовые товары по справедливым ценам, товары длительного спроса – по необходимости, и сокращение расходов на ЖКХ».
Тем, не менее, при всех колебаниях настроений российских потребителей и их неуверенности в том, что при нынешнем росте цен, сейчас подходящее время тратить, Россия с показателем Индекса потребительского доверия 88 пунктов входит в десятку самых оптимистичных рынков в Европе (9-е место). Однако в других 14 странах Еврозоны ситуация крайне неутешительная, из-за чего Европа остается самым пессимистичным регионом с показателем Индекса 79 пунктов и самые пессимистичные страны мира, также здесь: Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания. Активные протесты против строгих мер экономии, которые накладывают на экономическую политику стран международный валютный фонд, переросли в беспорядки. Растущий внешний долг в Греции и экономические проблемы в Ирландии потянули вниз уровень потребительского доверия, также как и в Хорватии, Польше и Румынии.
Самым оптимистичным регионом мира с показателем Индекса 100 пунктов (+ 6 пунктов по сравнению с годом ранее) стала Латинская Америка, на втором месте - Азиатско-Тихоокеанский регион, где Индекс составил 97 пунктов (+6 пунктов год к году), а Северная Америка закончила 2010 год на уровне 83 пункта (-2).
Пессимистичные настроения по-прежнему преобладают
«Глобальные потребители - особенно на Западе - приготовились к еще одному году медленного восстановления экономики в 2011, - говорит Д-р Бала. Темпы создания новых рабочих мест и уровень занятости оказались ниже ожиданий. И хотя многие страны официально вышли из рецессии, потребители намерены вести умеренный стиль жизни и сохранять уровень трат, которые они выработали в период рецессии. Это означает невысокий уровень частного потребления в ближайшей перспективе».
45% онлайн пользователей в Северной Америке считают, что рецессия продлится еще год, так же как из 38% европейцев и 19% респондентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Уровень безработицы остается главным источником беспокойства жителей США, - говорит Джеймс Руссо, Вице-президент подразделения Global Consumer Insights компании Nielsen. Хотя он снизился на мизерные 0.3 пункта в декабре 2010 года до 9,4%, - это самый низкий показатель за 19 месяцев - он продолжает удерживаться на отметке выше 9% вот уже 20 месяцев -- самый долгий период в истории».
Индекс потребительского доверия в США в 4-м квартале 2010 зафиксирован на уровне 81 пункта (всего на один пункт выше самых низких показателей Индекса в США в первой половине 2009 года).
Нехватка свободных средств
За последние шесть месяцев 2010 года количество потребителей, у которых не остается свободных средств после уплаты основных расходов на проживание, выросло с 22 % до 31 в Северной Америке, с 16 до 20 в Европе и с 10 до 15 процентов в Латинской Америке.
“Потребители в большинстве регионах мира говорят о нехватке располагаемых свободных средств, и в конце 2010 года чаще, чем за весь период рецессии. В 4-м кв. 2010 года потребители почувствовали, что их располагаемый доход стал меньше , чем когда либо, а процент тех из них, кто испытывает нехватку средств, вот уже два квартала составляет самую высокую долю за всю историю проведения подобного исследования Nielsen", - говорит Дж. Руссо.
Ниже, но все равно оптимистичнее
“Китайская экономика начала восстанавливаться после рецессии одной из первых 18 месяцев назад. И хотя Индекс потребительского доверия в Китае снизился в конце 2010 года, он находится на стабильно высоком уровне, как и темпы роста экономики страны, - говорит Митч Барнс, президент компании Nielsen в Китае. Факт остается фактом: китайская экономика несется вперед на всех парах благодаря инициативам национального правительства по стимулированию роста".
Позитивные изменения
В четвертом квартале 2010 года, 14 из 52 стран закончили год на позитивной ноте, с показателями Индекса потребительского доверия свыше 100 пунктов, и девять из них – из Азиатско-Тихоокеанского региона (Индия (131), Филиппины (120), Норвегия (119), Индонезия (116), Австралия (112), Швейцария (110), Сингапур (109), Бразилия (108), Малайзия (107), Саудовская Аравия (107), Вьетнам (103), Швеция (103), Таиланд (102) и Китай (100)).
16 из 52 стран закончили 2010 год с показателями Индекса потребительского доверия выше, чем в начале 2010 года: Аргентина, Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Индия, Литва, Малайзия, Норвегия, Филиппины, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Таиланд и Турция.
Самый значительный прирост Индекса потребительского доверия в 4-м квартале 2010 года выявлен в Швейцарии и Турции - на 10 и 6 пунктов соответственно, по сравнению с предыдущим кварталом. В Турции потребители с надеждой отреагировали на новости о самых высоких в Европе темпах роста национальной экономики.
О глобальном онлайн исследовании Nielsenи Индексе потребительского доверия
Глобальное онлайн исследование было проведено Nielsen в ноябре 2010 году среди почти 29 тыс. респондентов из числа регулярных интернет-пользователей в 52 странах мира, включая Россию, с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. Индекс потребительского доверия Nielsen базируется на таких показателях, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой стране квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна онлайн аудитории. Статистическая ошибка ±0.6%.
О компании Nielsen
The Nielsen Company – это глобальная информационная и исследовательская компания с ведущими позициями в области маркетинговой и потребительской информации, исследования телевидения и других средств массовой информации, Интернет исследований, исследований мобильного сегмента, профессиональных форумов и сопутствующих направлений деятельности. Это частная компания, работающая почти в 100 странах мира, со штаб-квартирой в Нью-Йорке, США. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.nielsen.com.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?