Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети?
Ритейл в последние годы неизменно входит в число лидирующих отраслей по количеству внедрений BI-систем. И это вполне объяснимо: в поисках инструментов автоматизации ритейлеры все больше внимания уделяют тем решениям, которые позволяют быстро и достаточно легко повысить эффективность основных бизнес-процессов. Ведь для торговли вопрос оперативного получения реальных результатов от ИТ-проекта – один из жизненно важных. Рынок меняется очень быстро, в том числе и тенденции спроса, и на любые изменения надо реагировать моментально – только в этом случае продажи торговой сети будут расти. Однако, несмотря на такую позитивную оценку ситуации с внедрением бизнес-аналитики в ритейле, почивать на лаврах производителям BI-систем еще рано. Как показал опрос, посвященный использованию бизнес-аналитики в розничных сетях, для многих ритейлеров BI-системы пока остаются темной лошадкой. Да и не каждый из тех, кто уже использует подобные решения, полностью раскрыл потенциал бизнес-аналитики.
Компания Qlik и портал Retail.ru, при поддержке Консультационной группы АТК, представляют материал по итогам опроса, проведенного в августе и сентябре 2014 года, целью которого было выяснить, каковы причины внедрения BI-систем в ритейле, осведомленность об их возможностях и эффективность использования решений для бизнес-анализа. Инфографика по результатам исследования.
В опросе приняли участие представители торговых сетей, работающих с различными товарами. Больше всего респондентов пришлось на непродуктовый ритейл – 34,5 %. На втором месте – продуктовый ритейл , доля представителей которого составила 22,6 %. Также среди принявших участие в опросе были представители fashion -ритейла (9,5%), ресторанных и аптечных сетей (1,2 % и 3,6 % соответственно) и автодилеры (4,8 %). Оставшиеся 23,8 % – это ритейлеры, чей бизнес имеет смешанную структуру – например, гипермаркеты, торгующие как продовольственными, так и непродовольственными товарами, или торговые сети, специализирующиеся на продажах товаров собственного производства.
Большая часть респондентов представляет либо небольшие компании с числом торговых точек менее 20 (на их долю пришлось 29,8 %), либо сети-гиганты, насчитывающие более 500 точек продаж (17,9 %). На долю ритейлеров средних размеров (до 50, от 50 до 100 и менее 500 торговых точек) пришлось чуть более 10 % на каждого.
Более половины компаний, чьи представители приняли участие в опросе, уже используют ту или иную BI-систему – 57,1 %. При этом 17,9 % компаний планируют использовать бизнес-аналитику в будущем и лишь 2,4 % в принципе не планируют этого, остальные затруднились ответить. Как показал опрос, наибольшей популярностью BI-системы пользуются у крупных компаний.
На собственном опыте
По данным опроса, причины решения о внедрении BI-системы у большинства компаний совпадают, независимо от размеров торговой сети. Респондентам предлагалось выбрать три наиболее важные причины. Самой популярной оказалась необходимость увеличить скорость и эффективность принятия управленческих решений – 88,6 % опрошенных отметили эту потребность среди повлиявших на решение о запуске проекта. На втором месте с 72,7 % оказалась напрямую связанная с первой причина – желание повысить производительность сотрудников, которые работают с теми или иными отчетами. В топ-3 причин также вошла потребность в интеграции разнородных источников данных для получения «единой версии правды» – на её долю пришлось 65,9 % ответов.
Такие «прикладные» бизнес-причины, как поддержка расширения сети, повышение рентабельности торговых точек (в том числе повышение конверсии, среднего чека, маржинальности и пр.) и улучшение взаимодействия с клиентами, к сожалению, оказались не слишком популярны. Их выбрали значительно меньше респондентов.
Подобный выбор причин, скорее всего, свидетельствует о том, что в BI-системе большинство компаний видит инструмент взаимодействия сотрудников и упрощения получения отчетов, не более того. Таким образом, получается, что даже те, кто уже использует систему бизнес-анализа, не до конца раскрыли для себя ее возможности.
Об этом свидетельствует и оценка респондентами достигнутых результатов. 70,7 % отметили, что после внедрения системы сократилось время на получение необходимых для принятия решения данных, 56,1 % выделили рост скорости принятия и эффективности управленческих решений, а 48,8 % – скорость и простоту создания отчетов. А вот улучшения продаж за счет снижения дефицита, снижения потерь из-за хищений и истечения сроков годности или оптимизации закупочной политики удалось добиться лишь небольшому количеству сетей. На долю этих результатов пришлось всего 2,4 %, 4,9 % и 7,3 % ответов соответственно, что, конечно, мало для столь значимых для ритейла показателей.
Александр Оболенский, руководитель отдела BI в международной обувной сети (более 1000 магазинов):
Между тем, наиболее часто используются BI-системы в торговых сетях именно для анализа продаж – на это указали 93,2 % компаний. На втором месте по популярности оказались финансы – их анализируют с помощью BI 65,9 %. Далее с небольшим отрывом идут закупки (59,1 %) и маркетинг (52,3 %). В аутсайдерах (по 11,4 %) оказались безопасность и мерчандайзинг.
Борис Михалин, начальник отдела бизнес-аналитики, INCITY
Такую ситуацию можно объяснить тем, что для работы удаленных сотрудников необходимы BI-решения, работающие на мобильных устройствах, а такой функционал появился не так давно, хотя спрос на него, по данным аналитиков и экспертов рынка, растет очень быстро, особенно среди ритейлеров. При этом лишь 11,4 % респондентов указывают на то, что наличие полноценной аналитики на мобильных устройствах оказало влияние на выбор в пользу той или иной BI-системы. Гораздо более значимыми оказались скорость и простота создания новых отчетов (65,9 %), возможность работы с большим массивом данных из разных источников (59,1 %) и наглядная и интерактивная визуализация (47,7 %). Также не очень повезло окупаемости внедрения – она оказалось значимой лишь в 20,5 % случаев, хотя именно к этому параметру стоило бы присмотреться внимательнее при выборе инструмента, использование которого может и должно привести к росту продаж – основного бизнес-процесса ритейлера.
Кирилл Садеков, директор по развитию, ОАО «Торгово-Промышленная Группа АЭССЕЛЬ»
Зато позитивно можно оценить проникновение BI-систем в различные слои кадрового состава ритейлеров. В 90,9 % компаний BI-решениями пользуются сотрудники среднего звена, в 79,5 % – топ-менеджеры, в 61,4 % – рядовые сотрудники и в 34,1 % – владельцы бизнеса или акционеры.
В компаниях, использующих BI, довольно критично относятся к аналитическому инструментарию. Респонденты уверенно выделили функционал, нехватку которого они ощущают. Так, наиболее часто отмечается потребность в возможностях прогнозирования – это отмечают 69,8 % опрошенных. На втором месте – выявление скрытых закономерностей в данных или data mining (44,2 %). Недостаток в таком функционале, как мобильная аналитика, инструменты для совместной работы, возможности самостоятельного построения отчета пользователями и интерактивная визуализация, есть примерно у четверти респондентов.
Правда, в данном случае речь может идти не столько о том, что BI-система в принципе не обладает тем или иным функционалом, сколько о том, что он не используется. К примеру, чаще всего именно так обстоит дело с возможностями прогнозирования: даже если система обладает функциями составления прогнозов, многие компании в условиях недостатка инвестиций или ресурсов откладывают создание таких приложений на неопределенное будущее.
BI c перспективой
Те, кто не используют BI в своей работе, достаточно критично оценивают свои знания о системах бизнес-анализа, что, несомненно, является плюсом. Более 41 % респондентов уверены, что мало знают о BI, столько же считают, что их знания отрывочны. Причем основными источниками информации являются Интернет (ему доверяют 75 %) и отзывы коллег (41 %). И только на третьем месте по популярности и доверию – интеграторы и разработчики BI.
Несмотря на явную неполноту имеющейся информации, респонденты, не использующие BI, во многом повторяют выбор, который уже сделали их коллеги, использующие решения для бизнес-анализа: наиболее оптимальным будет использование BI-систем при анализе продаж (58 %), маркетинга и в категорийном менеджменте (по 50 %). Финансы уступают лишь немного: их готовы анализировать 41 % опрошенных.
Удивительно, но даже в условиях неуверенности в своей осведомленности, респонденты готовы руководствоваться тем же посылом, что и те, кто уже внедрил BI: с ее помощью можно повысить скорость и эффективность принятия решений. В этом уверены 75 % опрошенных. Однако далее сходство заканчивается: как ни странно, но у тех, кто еще не внедрил решение, более прагматичный взгляд на бизнес-аналитику. 50 % из них уверены, что с ее помощью можно повысить рентабельность работы торговых точек, 41,7 % – увеличить производительность труда сотрудников, а 33,3 % говорят о возможности роста эффективности маркетинговых и рекламных акций.
Самым важным параметром, способным заставить сделать выбор в пользу конкретного решения, респонденты называют возможности для самостоятельного построения отчетов пользователями – это важно для 66,7 % опрошенных. Чуть менее значимым, но все же желаемым (58,3 %) оказался функционал для прогнозирования – напомним, что именно его не хватает тем, кто уже пользуется BI. На третьем месте по популярности оказалась работа с большим массивом данных из разных источников (41,7 %).
Что касается сдерживающих факторов, то наиболее часто встречающимся является высокая стоимость проекта – на это указывают 41,7 % респондентов. Кроме того, в топ-3 причин входят длительный период внедрения и неструктурированность или низкое качество данных в компании – по 25 %.
Резюме
Опрос показал, что, несмотря на лидирующие позиции ритейла по количеству внедрений BI, многие торговые сети не вполне эффективно используют бизнес-аналитику, получая лишь частичные преимущества от программных решений. Высока вероятность того, что такая ситуация обусловлена недостаточностью знаний о возможностях BI-решений, о чем свидетельствуют небольшие отличия во взглядах на бизнес-аналитику у тех, кто уже использует ее в работе, и тех, кто пока не внедрил BI. Однако осведомленность о потенциальных возможностях современных BI-систем, в том числе, ожидания, связанные с самыми последними инновациями в области бизнес-аналитики позволяют надеяться на то, что ритейл сможет повысить эффективность бизнеса за счет использования BI. Более того, уже сейчас многим ритейлерам удалось добиться выполнения задач, поставленных перед началом проекта по внедрению BI: об этом свидетельствует совпадение причин запуска проекта и достигнутых результатов. При этом потенциал для развития BI-систем есть: пока они используются лишь в отдельных направлениях бизнеса, хотя возможности бизнес-анализа гораздо шире.
Retail.ru, по результатам совместного исследования с Qlik
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?