Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
13 619

Поделиться

Как «наши» ритейлеры выходят за рубеж?

Ощутив снижение спроса на российском рынке, пять лет назад компания «Спортмастер» вышла в Китай, а совсем недавно двинулась на Запад, купив 34 магазина польской сети Go Sport Polska. Почему и зачем наши ритейлеры идут за рубеж? Какие направления и стратегии выбирают? Мы изучили опыт нескольких компаний, которые начали свою международную экспансию в последние два года.

«Светофор»

«Светофор»

«Светофор» — российская сеть магазинов в формате «жесткий дискаунтер», которая управляется компанией «Торгсервис».

Экспансию на зарубежные рынки «Торгсервис» проводит под брендом Mere. Первый магазин с такой вывеской открылся в Румынии, в пригороде Бухареста в ноябре 2018 года. Затем компания открыла еще один магазин в Румынии.

В январе 2019 года Mere открылся в немецком Лейпциге. В планах было выйти на рынок Польши, однако позднее компания от них отказалась.

Mere работает по той же схеме, что и «Светофор»: товары на палетах, минимальное оформление зала, самообслуживание, работа напрямую с поставщиками. Представители Mere отмечают, что не собираются конкурировать с другими немецкими сетевыми супермаркетами типа Aldi и Lidl.

«Детский мир»

«Детский мир»

ГК «Детский мир» — крупнейший игрок на рынке детских товаров в России. По итогам 2 квартала 2019 года в сеть входит 688 магазинов с одноименным названием в России и Казахстане, 66 магазинов сети ELC и ABC, 6 магазинов новой сети товаров для животных «Зоозавр». Основным акционером (52,1%) является «АФК» Система».

В феврале 2019 года компания вышла на новый рынок, открыв магазин в Беларуси. Он расположился в Минске, в ТЦ «Евроопт». В новой стране «Детский мир» будет развиваться под брендом «Детмир», что созвучно названию сайта.

Вообще, с белорусскими поставщиками компания сотрудничает с 2013 года. Андрей Белик, исполнительный директор розничной сети «Детмир», отметил, что компания планирует наращивать долю белорусских товаров на полках магазинов, цель — достичь максимально возможного в каждой товарной категории. Сейчас в Беларуси работает 4 магазина — 3 в Минске и 1 в Гомеле.

Gloria Jeans

Gloria Jeans

Gloria Jeans специализируется на производстве и торговле одеждой, обувью и аксессуарами для детей и молодежи. Первый бутик компании был открыт в 1991 в Ростове-на-Дону. По последним данным компания управляет боле чем 550 магазинами в 4 странах — России, Украине, Казахстане и Беларуси.

В 2017 году сеть открылась в Минске в ТЦ Galleria Minsk. Ранее в Беларуси работал магазин сети, но он закрылся. Сейчас в стране работает 8 магазинов Gloria Jeans.

В 2018 году Gloria Jeans вышла на рынок Казахстана. В Астане открытие состоялось 10 февраля в ТРЦ Mega Silk Way, через неделю заработал магазин в Алматы в ТРЦ Mega Park. Сейчас в Казахстане открыто 3 Gloria Jeans.

Стоит отметить, что ритейлер отказался от развития по франшизе еще в 2009 году, поэтому все заграничные точки — это собственные магазины сети.

«Леонардо»

DIY и товары для дома

«Леонардо» — сеть магазинов товаров для творчества или, как они сами себя называют, хобби-гипермаркетов. На сегодняшний день сеть состоит из 102 магазинов — 99 расположены в 43 городах России, 1 в Минске и 2 в Казахстане.

На новый для себя рынок Казахстана «Леонардо» вышел в 2019 году. Первый хобби-гипермаркет открылся в столице Нур-Султане в конце мая. Магазин заработал на втором этаже ТРЦ Mega Silk Way. В июле открылся уже второй, более крупный казахстанский магазин сети в ТРЦ Mega Park в г. Алматы.

По словам директора по развитию сети «Леонардо» Бориса Каца, рынок Казахстана изучался два года, перед тем как было принято решение об открытии магазинов. Аналитика показала, что рынок не большой, но перспективный. Планировалось открыть два магазина, оценить их эффективность и принять решение о дальнейшем развитии. Однако Борис Кац уточнил, что города с населением меньше 300 тысяч человек пока не рассматриваются.

«Шоколадница»

Шоколадница

ГК «Шоколадница» — один из крупнейших игроков на рынке общепита в России. Включает в себя кофейни «Шоколадница», рестораны азиатской кухни «Ваби Саби», «Кофе хауз», кейтеринговую службу «Арена фудс кейтеринг». Группа развивает в России по франшизе сети KFC, Pizza Hut и Max Brenner. Сеть «Шоколадница» ведет историю с 1964 года от кафе «Шоколадница» в Москве и сегодня в нее входит более 500 кофеен в России.

В 2017 году компания открыла первую кофейню за пределами СНГ по франшизе.

Также начал работу ресторан «Ваби Саби». Заведения открылись в столице Монголии, в Улан-Баторе по франшизе. Партнером стал Nomin Holding, входящий в восьмерку крупнейших компаний розничной торговли в Монголии.

Руководитель департамента франчайзинга российской группы Максим Трубников  сообщал, что в планах компании открывать до 2022 года до 15 точек ежегодно, как в России, так и за рубежом.

«Тануки»

«Тануки»

«Тануки» — ресторан японской кухни, существующий с 2004 года. На сегодняшний день сеть насчитывает 70 ресторанов, из которых 55 находятся в Москве. Также есть точки в США, Украине, Казахстане и ОАЭ.

В 2018 году компания вышла сразу на два зарубежных рынка. Так, в сентябре открылся ресторан в Алматы в Казахстане. В столице страны, Нур-Султане, планируется открыть ресторан до конца 2019 года.

Чуть позже заработал ресторан в Объединенных Арабских Эмиратах — The Dubai Mall. Ресторан рассчитан на 104 посадочных места. В числе особенностей — робот-промоутер, рассказывающий о меню, встречающий гостей и узнающий постоянных клиентов.

Gulliver

«Gulliver»

Gulliver — российская сеть магазинов детской одежды, в которую входит более 185 фирменных магазинов, более чем в 100 городах России, СНГ и Европы.

В октябре 2017 года бренд открыл магазин на Кипре, начав международную экспансию. Магазин работает по франшизе, уточнила директор по маркетингу Gulliver Алина Горшкова. Согласно ожиданиям компании, сейчас магазин уже должен выйти на самоокупаемость. Предполагалось открыть еще несколько магазинов в других странах Европы, однако, эти планы пока не осуществились.

По словам Алины Горшковой, развитие на зарубежном рынке интереснее расширения бизнеса в России. Ожидалось, что в 2018 году отечественный рынок одежды, обуви и аксессуаров вырастет на 5%, в то время как розничная торговля на Кипре выросла на 8,9% за первое полугодие 2017 г.

Gulliver запустил в 2018 году дистрибьюцию в Италии, Испании и Португалии, но открывать магазины в этих странах не торопится.

Это уже вторая попытка бренда завоевать европейский рынок. Gulliver открыл магазин в Праге в 2011 году, но уже в мае 2012 закрыл его. В Хельсинки магазин начал работать в феврале 2014 года, но в сентябре 2016 года закрылся. Причиной неудач в компании назвали логистические проблемы, но их устранили, открыв представительство на территории Евросоюза.

Choupette

«Choupette»

Choupette — сеть магазинов детской одежды, в которую входит более 100 точек в России, Украине, Казахстане, Киргизии, США, Швейцарии, Армении и Абхазии.

В 2018 году компания вышла на новый для себя рынок, открыв магазин в Бишкеке, столице Киргизии. В этом же году Choupette закрепился на рынке Казахстана, открыв несколько новых точек.

У руководства довольно амбициозные планы. В частности с ОАЭ ведутся долгие переговоры об открытии флагманского магазина в Дубае. В 2018 году удалось договориться об открытии корнера в большом мультибрендовом магазине в Dubai Mall. Отдельный магазин пока не открыт. Также велись переговоры с франчайзи в Баку и Польше.

«Хлебница»

Хлебница

«Хлебница» — ижевская сеть пекарен была создана в 2014 году и за это время выросла более, чем на 750 точек. Пекарни работают в 55 российских городах по схеме франчайзинга. Основатель сети Андрей Гейко отмечал, что сейчас «Хлебница» активно развивается: ежедневно в России открывается 1 пекарня.

Летом 2019 года открылась первая зарубежная пекарня сети. Она начала работать в Стамбуле, Турции, под вывеской Firin Breadbox. В ассортименте как стандартные позиции, так и созданные специально для турецкого рынка.

В дальнейшем предполагается открыть до 100 точек, в основном — в Стамбуле. По оценке Анны Шитиковой, занимающейся развитием пекарен «Хлебница» в Турции, страна имеет очень большую емкость рынка общепита, а значит, потенциал роста сети довольно высок.

«Правда кофе»

Правда кофе

«Правда кофе» — крупная российская сеть по продаже кофе навынос. На сегодняшний день управляет 70 кофейнями в 4 городах — Москве, Санкт-Петербурге, Дубне и Алмате.

В апреле 2019 года сеть вышла на казахстанский рынок, открыв 2 заведения в Алмате. В Казахстане «Правда кофе» выбрала развитие по франшизе, партнер не называется. Тестируется 2 формата: кофейня с полноценной посадкой и продающая кофе навынос.

Представитель сети сообщил, что стратегия развития в 2019–2020 годах предусматривает открытие точек в СНГ и России. Рынок ближнего зарубежья позволит открыть порядка 10 кофеен, считают в «Правда кофе».

Известно, что ритейлу очень непросто закрепляться на заграничных рынках: местные сети, как правило, обходят «чужаков» в конкурентной борьбе, и даже таким международным гигантам, как Tesco и Home Depot, не всегда удается закрепиться на, казало бы, перспективных рынках. Но и удачных историй тоже немало. Мечтая стать великими, российские компании продолжают вынашивать планы зарубежной экспансии: компания Wildberries намерена выйти на европейский рынок, построив логистический хаб с Словакии, «Вкусвилл» планирует открыть первый магазин в Европе в 2020 годуо планах начать продажи на европейском рынке через онлайн-магазин Zalando объявила «Эконика»... Пусть у «наших» получится. 

Артем Сергеев, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами