Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Нашествие супермаркетов
Всего в прошлом году ритейлеры открыли в Томске около 50 супермаркетов, а в 2013 году планируют открыть 75 новых магазинов. Число торговых точек в настоящее время растет у всех без исключения торговых сетей, как иногородних (алтайской «Мария-Ра», новосибирского «Холидея», кемеровской «Поляны»), так и местных («Лама», «Радуга вкуса», «Ярче!», «Мясной ряд»).
«С одной стороны, получаем современный магазин современного формата как минимум в райцентре, с весьма широким ассортиментом, с привлекательной ценой, — говорит начальник областного департамента потребительского рынка Константин Чубенко. — Цены в сетевом магазине априори ниже, чем в магазине индивидуального предпринимателя. Но с другой стороны, мы зачастую получаем отрицательный эффект в виде сокращения вариантов деятельности индивидуальных предпринимателей». Действительно, из-за роста сетевой розницы владельцы небольших магазинов меняют формат, преобразовываясь в специализированные магазины по продаже узкого сегмента товаров. Например, чая или кофе. Некоторым просто приходится закрываться.
Наиболее агрессивно на томском рынке ведет себя барнаульская сеть «Мария-Ра». У алтайцев сегодня в Томской области 44 действующих магазина, из них 14 открылось в прошлом году. В 2013 году «Мария-Ра» планирует открыть еще 35 магазинов. Сеть работает на арендованных и приобретенных площадях, а также покупает землю под строительство. Продолжает наращивать свое присутствие в Томске и кемеровская сеть «Поляна», у которой в области 20 магазинов, из них 14 — в областном центре. По словам представителя сети Татьяны Водяевой, в 2013 году планируется открытие еще трех магазинов. Новосибирский «Быстроном» предпочитает открывать магазины в формате гипермаркетов (в Томске — уже 11), другая новосибирская сеть — «Холидей» — владеет десятком крупных супермаркетов и двумя гипермаркетами в Томске. Летом 2013 года компания планирует начать строительство третьего — на Центральном рынке.
Что касается местных ритейлеров, то самым крупным из них в Томске является группа компаний «Лама». В настоящее время у нее шесть гипермаркетов формата «Фуд-Сити» и 33 магазина формата супермаркетов «Лама» и универсамов «Абрикос». На 2014 год компания наметила открытие самого крупного своего проекта — торгового центра «Изумрудный город» общей площадью 42 тыс. кв. метров, из которых около семи тысяч будет отдано под гипермаркет. Более скромно выглядят достижения сети «Радуга вкуса», которая начала развиваться в Томске с 2008 года. Компания развивается на арендованных площадях и имеет 14 магазинов. По словам руководителя сети Максима Хайкиса, в планах на 2013 год — открытие еще около 10 торговых точек. Пищевой холдинг «КДВ групп» развивает в Томске сеть магазинов шаговой доступности «Ярче!». В городе работает 16 магазинов и еще около десяти откроются в этом году.
Активность местных компаний на ниве открытия новых супермаркетов в первую очередь связана с необходимостью «застолбить» рынок. Несмотря на то что супермаркеты плодятся как грибы, не исключено, что в Томске появятся новые федеральные сети со своими магазинами. Будет ли это «Магнит», «Рамстор» или «Седьмой континент», сказать трудно, но потенциал рынка еще далеко не исчерпан. «Мы все готовимся к входу федеральных сетей на томский рынок Все активизировались. Все конкуренты смотрят друг на друга, видят активность и начинают принимать соответствующие меры. Мы пытаемся занять места, потому что Томск — город перспективный, у нас высокий уровень доходов», — отметил Хайкис.
По словам Константина Чубенко, в настоящее время обеспеченность Томска торговыми объектами уже вдвое превышает минимум и практически приблизилась к европейским показателям. Помимо увеличения числа торговых точек в ближайшие годы сетевикам предстоит поработать над качеством обслуживания и расширением количества услуг. «Нужно совершенствовать качество обслуживания и работать над удобством магазинов, — считает Чубенко. — Та же доступность — для лиц с ограниченными возможностями, для молодых мам, чтобы с коляской можно было зайти. Развивать дополнительные услуги, чтобы можно было что-то нарезать, упаковать, возможность заказать продукты через Интернет, чтобы не стоять у кассы».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?