Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Наперегонки с «Каруселью»
Компания «Вестер» намерена закрыть все свои супермаркеты в Москве, чтобы впоследствии вернуться в столицу с более прибыльным форматом гипермаркетов. Аналитики называют планы ритейлера нелогичными и считают, что такая политика говорит об отсутствии у компании четкой стратегии развития.
Калининградскую группу компаний «Вестер», развивающую одноименную сеть гипермаркетов и супермаркетов, называют самым амбициозным игроком на российском розничном рынке. Владельцы компании пообещали застроить своими магазинами всю Россию и к 2010 году войти в пятерку лидеров среди отечественных ритейлеров. Это притом, что сегодня «Вестер» не входит даже в десятку крупнейших игроков. Если планы «Вестера» осуществятся, компания будет достойна того, чтобы ее победы описали в учебниках по развитию бизнеса. «Сетей, совершивших столь стремительный рывок, который планирует «Вестер», на российском рынке еще не было», — отмечает Наталья Загвоздина, аналитик компании «Ренессанс Капитал».
Родом из анклава
Группа компаний «Вестер» была основана в Калининграде Олегом Болычевым и Александром Рольбиновым в 1990 году. Поначалу фирма занималась дистрибуцией оргтехники, а в 1993 году стала торговать также продуктами и алкоголем. В середине 1990-х в «Вестере» задумались об организации розничного бизнеса. «Акционеры долго спорили о специализации розничного направления, — вспоминает Олег Болычев, председатель совета директоров группы «Вестер». — Поскольку компания успешно работала по всем направлениям, рассматривались самые разные варианты, включая торговлю электроникой, книгами и одеждой. Однако со временем пришло понимание, что ниша продовольственной розницы крупных форматов в России пока еще не заполнена». В 1995 году «Вестер» купил пять помещений у калининградской сети «Алтын» и открыл на их месте «магазины у дома» под вывеской «Вестер» (позднее их ребрендировали в магазины «Сосед»). Другие направления бизнеса тоже не были забыты. «Вестер» создал в Калининграде розничные сети бытовой техники «Максимус» и «Техновыгода», а также сеть по продаже мобильных телефонов «Алло».
Первый продовольственный супермаркет, открытый «Вестером» с нуля, появился в центре Калининграда, на Ленинском проспекте, в 1996 году. Сегодня у компании 27 магазинов, она является вторым по величине игроком в своем городе, после ГК «Виктория» (сети «Виктория», «Квартал» и «Дешево»). В Калининграде «Вестер» развивает несколько форматов: «магазины у дома» «Сосед» (12 точек площадью по 250 — 600 кв. м), семь собственных торговых центров, в которых расположены супермаркеты «Вестер» (общая площадь торговых центров составляет 16 000 — 25 000 кв. м), семь отдельно стоящих супермаркетов площадью по
700 — 1500 кв. м, а также гипермаркет «Вестер Гранд» общей площадью 22 000 кв. м. «На рынке Калининграда супермаркеты «Вестер» и «Виктория» работают в разных нишах. Магазины «Виктории» можно отнести к сегменту «средний плюс», а «Вестер» позиционирует свои торговые точки как магазины низких цен, в которых отсутствуют дорогостоящее оборудование и товары класса премиум», — говорит Михаил Рогожин, заместитель директора Jones Lang LaSalle Russia.
К середине 2000-х «Вестер» принял решение о создании федеральной розничной продовольственной сети. «Наши соседи — страны Балтии, Польша, Литва. Мы можем перенимать западный опыт. В нашей компании работают квалифицированные иностранные топ-менеджеры. Мы можем развиваться на местном рынке, — говорит Александр Астрейко, генеральной директор сети «Вестер». — Однако нужно расти дальше. Ведь калинградский рынок очень привлекателен для федеральных игроков. Когда крупнейшие сети начнут активно осваивать наш регион, у «Вестера» появятся сильные конкуренты, которые смогут предложить покупателю более низкие цены за счет большего объема закупок. Значит, и мы должны выйти за пределы области».
Захватить побольше
Первый региональный объект «Вестера» появился в Белгороде, там компания купила торгово-развлекательный комплекс, в котором открыла гипермаркет общей площадью 14 500 кв. м. В целом в проект было инвестировано $23 млн. «Наша стратегия — осваивать новые регионы, развивая крупные форматы. При наших планах роста мы не можем позволить себе распылять силы на маленькие объекты», — говорит Астрейко. Такой же стратегии придерживаются многие другие игроки. Например, компания «Седьмой континент» тоже в своей региональной программе развития сделала ставку на крупный формат. «Гипермаркеты обеспечивают высокие темпы роста оборота сети и минимизацию затрат, — комментирует Владислав Егоров, председатель совета директоров сети универсамов «АБК». — Построить одну большую торговую точку в принципе легче, чем несколько сравнимых по обороту маленьких». Между тем все упирается в наличие свободных участков под строительство. В Москве, судя по всему, компании не удалось найти место под большой магазин. В июле 2006 года «Вестер» открыл в столице супермаркет «Вестер» на ул. Маршала Федоренко. Затем компания запустила гипермаркеты в Ярославле и Ульяновске. Оборот сети в 2006 году достиг $195 млн.
В 2007 году компания «Вестер» продолжила экспансию в регионы. Ее магазины появились в Воронеже, Ижевске, Набережных Челнах, Тольятти, Липецке, Белгороде, Казани. К концу октября сетью «Вестер» было охвачено 13 российских городов, в которых располагалось 42 точки (в том числе один гипермаркет в Нальчике, открытый по франшизе). «Сеть имеет хорошее покрытие в Центрально-Черноземном регионе, Приволжском округе и Калининграде», — говорит Астрейко. Кроме того, компания вышла за пределы России. Один гипермаркет «Вестер» уже построен в Караганде, до конца года по одному магазину должно появиться в Симферополе и Тернополе, а также в Минске.
Всего на 2007 год «Вестер» запланировал открыть 21 магазин, из них 9 гипермаркетов и 12 супермаркетов. За этот год сеть прибавит в общей сложности 65 000 кв. м. Планируется, что к январю будущего года «Вестер» будет управлять 55 торговыми объектами, а оборот компании достигнет $606 млн. «Мы имеем профессиональную команду, которая способна открывать по одному объекту в неделю», — комментирует Римма Ремизова, руководитель дирекции по связям с общественностью федеральной сети «Вестер». Уже к концу 2008 года владельцы «Вестера» намереваются повысить оборот сети примерно на $900 млн, то есть до $1500 млн. Рост оборота на сотни процентов в год — эффектный показатель. Однако на российском рынке были аналогичные примеры. «Самые высокие темпы роста демонстрировала сеть гипермаркетов «Карусель» за счет строительства новых гипермаркетов. В 2005 году ее оборот составлял $97 млн, а в 2006 году — уже $415 млн. Однако компания развивалась с небольших стартовых позиций, — комментирует Наталья Загвоздина. — «Вестер» в 2007-м прибавил 310%, а за 2008 год планирует повысить оборот на 150%. До сих пор лишь несколько розничных сетей, оборот которых превышал $600 млн, смогли обеспечить рост более чем на 60% в год. К таким относятся «Ашан», «Метро», «Магнит», «Копейка». За год увеличить оборот на $900 млн под силу только лидерам отрасли, к которым «Вестер» пока не относится. Для это требуются колоссальные финансовые затраты и высокая квалификация управленческого персонала».
Пятый миллиард
По словам Астрейко, розничная сеть «Вестер» развивается за счет средств акционеров, которые получают прибыли от других видов бизнеса. Владельцы «Вестера» уже продали свою аптечную сеть «Авиценна», состоявшую из 20 точек, за $1 млн, а также несколько принадлежащих им зданий в Калининграде. На развитие сети направляется прибыль от работы сетей по продаже электроники. В «Вестере» рассчитывают продать также около 7 — 10% акций своей компании «Русдевелопмент», выручив за них $120 млн. Похоже, что все ресурсы брошены на развитие розницы. Однако аналитики и игроки рынка считают планы компании слишком амбициозными.
По оценкам экспертов банка UBS, в 2006 году оборот рынка продуктовой розницы составил $145 млрд, это на 17% больше по сравнению с прошлым годом. Сегодня в пятерку лидеров входят компании Х5 (оборот $3,56 млрд), «Метро» ($2,89 млрд), «Магнит» ($2,5 млрд), «Ашан» ($2 млрд), «Дикси» ($1,08 млрд). «К 2010 году оборот розничной торговли по продуктовой категории должен составить $271 млрд. Лидер рынка, компания Х5, путем органического роста достигнетоборота в $10,5 млрд, а «Магнит» — около $8 млрд», — рассуждает Светлана Суханова, аналитик UBS. Если на рынке не произойдет крупных слияний, а расстановка сил кардинально не изменится, то, чтобы войти в число лидеров, «Вестеру» придется нарастить оборот примерно до $5 млрд. «Цивилизованной розницы в стране не хватает. Семь ведущих сетей занимает 10% рынка по обороту. Возможности для появления нового крупного федерального игрока, безусловно, есть. Многое зависит от профессионализма компании», — считает Николай Комаров, пресс-секретарь сети «Азбука вкуса». Однако все это лишь теория.
«Лидер рынка Х5 добавит в 2007 году 150 000 кв. м, это очень высокий показатель. При этом мы ожидаем, что выручка компании возрастет на 39% к показателю 2006 года», — отмечает Загвоздина. По мнению Егорова, рассчитывая на быстрое развитие, «Вестер» не учитывает конкуренцию на рынке. Например, формат гипермаркетов планирует активно развивать компания «Тандер», которая открывает магазины под маркой «Магнит». В 2008 году эта сеть должна прибавить 20 гипермаркетов, а в 2009-м — 17. По оценкам «Ренессанс Капитал», после 2010 года «Тандер» может строить по 10 — 12 больших магазинов в год. Компания «Карусель» в 2008 году намерена открыть 14 гипермаркетов, а в 2009 году — 7. Активно расширяться планируют также «Лента» и «О‘кей». «Емкость российского рынка гипермаркетов составляет 1400 точек, что соответствует 1 гипермаркету на 100 000 населения. Сейчас в стране открыто порядка 170 гипермаркетов, — рассуждает Загвоздина. — Потенциал рынка превышает существующее предложение в 8 раз. Однако с конкуренцией за лучшие места «Вестер», безусловно, столкнется».
«Похоже, калининградский ритейлер, заявляя о столь масштабных планах, недооценивает всех сложностей, связанных с активным развитием бизнеса», — считает Владислав Егоров. По словам Загвоздиной, чтобы выдерживать заявленные темпы, компания должна работать по единой стратегии с максимальным напряжением сил, оперативно находить площадки для аренды или строительства. Логистику компании придется настроить предельно четко, а при активном росте в различных регионах отлаженный механизм сети, несомненно, будет давать сбои. К примеру, транспорт в регионе может оказаться слишком дорогим. Также немаловажно, чтобы сеть имела четкий формат магазинов. Компании следует выдвигать жесткие требования к арендуемым помещениям: они должны быть примерно одной площади и располагаться в определенных районах города.
«Вестер» пока не имеет единого формата магазинов. «Это игрок третьего эшелона. А владельцы торговых центров стремятся приглашать к себе известных арендаторов. Если в ТЦ расположится «Ашан» или «Перекресток», туда можно будет зазвать и других арендаторов первого эшелона. Почти неизвестная на рынке сеть «Вестер» зачастую вынуждена арендовать те площади, которые по каким-то причинам не берут более именитые арендаторы», — говорит Рогожин. Похоже, торопливость менеджмента сети в вопросах отбора помещений уже сыграла свою негативную роль. Летом «Вестер» закрыл два магазина в Москве. «У нас возникли проблемы с арендой», — сказала Римма Ремизова. Недавно выяснилось, что компания планирует продавать все имеющиеся у нее столичные площадки. В настоящий момент в Московском регионе работает три супермаркета «Вестер», в ближайшее время должен открыться четвертый. Кроме того, компания арендовала еще три помещения, в которых пока не успела открыть магазины. Все семь объектов уже выставлены на продажу, «Вестер» рассчитывает выручить за них $40 млн. «Столица не является для нас приоритетной. Здесь требуются большие вложения, а показатели оборота с одного квадратного метра ниже, чем в регионах», — поясняет Астрейко. Впрочем, такие заявления не означают, что «Вестер» вовсе отказывается от работы на московском рынке. Компания намерена вернуться в столицу, но уже с более крупным форматом. «В Москве наиболее прибыльны магазины площадью от 4000 — 5000 кв. м», — добавляет Римма Ремизова. Между тем, как отмечают участники рынка, желание компании уйти, чтобы вернуться, говорит об отсутствии у «Вестера» четкой стратегии развития. «Планы компании выглядят нелогично. Вернуться на рынок будет нелегко, ведь получить участок под строительство гипермаркета в Московском регионе сложно. Кроме того, «Вестер» будет преследовать слава игрока, у которого возникли проблемы и который ушел с рынка», — рассуждает Рогожин.
На IPO без прибыли
«Подавляющее большинство российских ритейлеров ожидают прихода западных компаний в надежде продать им свой бизнес. Поэтому наращивают число магазинов», — говорит один из участников рынка. Некоторые игроки совершают приобретения. «Вестер» же рассчитывает на органический рост, компания планирует ежегодно увеличивать свои площади на 220 000 кв. м, инвестируя по $300 млн. Приобретения потребовали бы больших вложений. «Исходя из озвученной суммы инвестиций, можно сказать, что «Вестер» не собирается строить свои гипермаркеты. Большинство магазинов будет располагаться на арендованных площадях. Такая политика может ускорить рост сети, но она абсолютно нелогична, — говорит один из игроков рынка. — Как правило, компании, развивающие гипермаркеты, располагаются либо на собственных площадях, либо являются совладельцами крупных торговых центров. Иначе их бизнес становиться уж очень низкодоходным».
«Наша сеть может оставаться безубыточной при росте на 30% в год. Это значит, что на два стабильно работающих прибыльных магазина должен приходиться один новый. При темпах развития «Вестера» сеть не может приносить прибыль. Возможно, что компания ставит своей целью продажу части акций на IPO. Ведь владельцам сети надо окупить инвестиции», — предполагает Егоров. Владельцы «Вестера» не планируют продавать свою сеть, пока ее оборот не достигнет $10 млрд. Зато IPO сети должно состояться в 2010 году. Впрочем, по словам участников рынка, к этому моменту компания может оказаться не готовой к выходу на биржу. Ведь период бурного роста практически всегда сопряжен с частичной потерей управляемости. Сеть, возможно, окажется слишком «сырой», ее бизнес-процессы — неотлаженными, а часть торговых точек придется закрывать или продавать как не соответствующие формату.
«Сегодня на бирже торгуются акции четырех продуктовых ритейлеров (Х5, «Дикси», «Магнит», «Седьмой континент». — Прим. «Ко»). На IPO планируют выйти и другие игроки. Очевидно, что у инвесторов появится выбор, они станут уделять внимание качеству управления компанией, расположению самих торговых центров. Котироваться будут только те фирмы, которые займут хорошее место расположения для своих торговых точек», — говорит Загвоздина. Поэтому вероятность того, что второпях построенная сеть не получит высокой оценки на IPO, довольно велика. «Если «Вестер» решил любой ценой нарастить капитализацию перед IPO, то его игра слишком рискованна», — считает Владислав Егоров. По мнению аналитиков, «Вестер» будет постепенно корректировать собственные амбициозные планы. Изменения в программе происходят уже сейчас. В середине текущего года владельцы сети заявляли о намерении достичь оборота в $650 млн, в октябре планы были скорректированы на уровне $620 млн, а в ноябре снижены до $606 млн. «Если к 2010 году «Вестер» достигнет оборота в $1 млрд, я сниму перед владельцами компании шляпу», — говорит один из аналитиков. Теоретически «Вестер» сможет выйти на IPO, имея более низкую капитализацию. Однако невыполненные заявления компании станут негативным фактором в глазах потенциальных инвесторов.
ЧТО ТАКОЕ СЕТЬ «ВЕСТЕР»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 1995
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: развивает супермаркеты и гипермаркеты под брендом «Вестер», а также сеть «магазинов у дома»
ОБОРОТ В 2007 ГОДУ (ПРОГНОЗ): $606 млн
КОЛИЧЕСТВО ТОЧЕК В 2007 ГОДУ (ПРОГНОЗ): 55
ВЛАДЕЛЕЦ: ГК «Вестер», объединяющая сети электроники «Техновыгода», «Максимус», сеть по продаже мобильных телефонов «Алло», а также строительную компанию «Русдевелопмент».
ОСНОВНЫМИ АКЦИОНЕРАМИ ГК являются Олег Болычев, Александр Рольбинов, Александр Астрейко
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?