Декоративное изображение
7 562

Поделиться

Надежда на вырост

 
Кризис не для всех Казалось бы, небольшие российские предприятия весьма далеки от мировых финансовых катаклизмов. Большинству мелких предпринимателей даже во время экономического роста были недоступны не только дешевые западные кредиты, но и займы отечественных банков. На теперь уже рухнувшем фондовом рынке малый бизнес тоже практически не играл: во-первых, в этом мало кто разбирался, а во-вторых, для игр зачастую не было свободных денег. При этом опрошенные нами бизнесмены практически единодушны во мнении, что первопричины нынешней финансовой нестабильности — международный кризис ликвидности и падение мировых фондовых индексов — напрямую на их дела никак не повлияли. Другое дело, что многие небольшие предприятия были интегрированы в производственные или сервисные цепочки пострадавших от кризиса отраслей. И именно они приняли на себя удар вслед за крупным отраслевым бизнесом. — С началом кризиса спрос на продукцию моей фирмы упал на 40%, возросли неплатежи, что, как и у многих предприятий реального сектора, привело к кассовому разрыву, то есть к текущему дефициту средств,— рассказывает Максим Якубец, владелец фирмы, специализирующейся на порошковых покрытиях.— Основными крупными заказчиками для меня являются компании, занимающиеся строительным бизнесом, а строители сейчас труднее других переживают кризис — денег на новые проекты получить практически невозможно. Чем ближе то или иное малое предприятие к проблемным отраслям, тем сильнее чувствуют предприниматели неприятные изменения рынка. Но даже там, где существенного снижения спроса пока нет, бизнесмены уже не чувствуют прежней уверенности. — Мы понимаем, что тоже можем пострадать от кризиса, хотя пока жаловаться грех,— делится мыслями совладелец торговой компании "Мебакс" Андрей Хохлов.— В конце сентября мы даже смогли получить кредит в банке, что нам долгое время не удавалось. Наша продукция — уплотнительная щетка — используется в основном при производстве мебели и в раздвижных оконных системах. С одной стороны, проблемы строителей уже очевидны. Но с другой, сейчас много говорят о грядущем снижении цен на квартиры, а это, на мой взгляд, означает, что квартиры будут лучше продаваться и, соответственно, будет приобретаться мебель. Многое также зависит от того, каким будет курс рубля — мы работаем с импортным товаром, и для нас это очень важно. Помимо строительного сектора существенные проблемы сейчас переживают небольшие фирмы, связанные с рекламой, маркетинговым консалтингом, организацией различных корпоративных мероприятий. Секвестр бюджетов крупных компаний уже лишил их большей части заказов, отводящихся на конец этого и начало следующего года. А вот юристы, специализирующиеся на корпоративном праве, напротив, на снижение спроса на свои услуги не жалуются — Работы, наоборот, прибавилось,— рассказывает генеральный директор компании Grand & Metro Consulting Михаил Грин.— Неплатежи породили большой объем претензионной работы, много дел по банкротствам, регистрационных действий. Во всех городах, где мы работаем,— в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Перми — спрос на услуги не падает, а растет. Также не отмечают падения спроса и предприниматели, ориентированные на конечного потребителя, а не на корпорации, к примеру производители продуктов питания. — У нас на сегодняшний день все нормально,— сообщает производитель шоколада Владислав Ремиш,— однозначно не хуже, чем в прошлом году: спрос есть, заказы есть, и расплачиваются за них в срок. — Я пока тоже не наблюдаю снижения спроса на нашу продукцию и вообще на продукты среднего ценового сегмента,— поддерживает коллегу генеральный директор компании "Петрохолод — пищевые технологии" Константин Худолей.— Да, увеличились отсрочки оплаты со стороны торговых сетей, но основные проблемы мы наблюдаем не с сетями, а с мелкими региональными дистрибуторами, которые привыкли работать на кредитных деньгах. На фоне этого дополнительная проблема — поставщики сырья, сокращающие отсрочки для нас. Стоит отметить, что лучше многих сегодня чувствуют себя не только производители и продавцы недорогих продуктов, но и вообще бизнес, ориентированный на небогатого клиента. — Хорошо продаются относительно недорогие шубы стоимостью $2-3 тыс., что касается дорогих моделей — тут спрос серьезно просел,— говорит предприниматель Сергей Рябчинский.— Наши торговые точки, ориентированные на богатых покупателей, например, в "Крокус Сити Молл ", с трудом сводят концы с концами. Борьба за выживание Сейчас бизнесмены борются с кризисом, предпринимая шаги в нескольких направлениях. Во-первых, это ужесточение финансовой политики в отношении клиентов и партнеров. В период нестабильности отсрочки платежей и товарные кредиты могут обернуться неплатежами, и каждый такой случай подрывает доверие к контрагентам. — Мы полностью перешли на поставки товара по предоплате,— рассказывает Андрей Хохлов,— и это нашло понимание у клиентов. Риски велики, и кредитовать кого-то своими деньгами мы сейчас не можем себе позволить. Во- вторых, бизнесмены вовсю сокращают затраты: урезаются бюджеты, увольняется персонал. — На своем предприятии я сократил 50% сотрудников, уменьшил зарплату оставшимся, остановил работу одного из цехов,— говорит Максим Якубец.— Это не так-то легко психологически, ведь вложены и средства, и время, но рынок диктует жесткие управленческие решения по снижению издержек. Помимо принятия кадровых решений почти повсеместно предприниматели ведут переговоры об уменьшении арендной платы, составляющей для ряда предприятий существенную долю затрат. — Как раз сегодня мы достигли с арендодателями договоренности о снижении аренды на 10% начиная со следующего месяца,— делится приятной новостью управляющий техцентром "Коллекция Ягуар Автоцентр" Геннадий Павлов.— Этого, конечно, мало, мы настаиваем на снижении минимум на 20%, но еще месяц назад об этом и речи быть не могло — перегретый рынок аренды производственных площадей в столице шел только вверх. Даже в условиях растущего рынка аренда отнимала у нас значительную часть прибыли, о чем же говорить сейчас, когда налицо общий спад? — Мы ведем переговоры о снижении арендной платы по торговым точкам, где падает выручка,— рассказывает Сергей Рябчинский.— Если мы не найдем взаимопонимания с арендодателями, мы просто уйдем оттуда и не потеряем ничего, кроме убытков. А найти арендаторов на наши площади до весны владельцы дорогих торговых площадей вряд ли смогут — сейчас налицо общая тенденция к сокращению. С этим утверждением в целом согласны и те, кто сдает площади коммерсантам. Дмитрий Шаповалов, управляющий комплексом производственной и офисной недвижимости, расположенным на юго-востоке Москвы, говорит, что многие арендаторы готовы сняться с насиженных мест: "Мы сейчас наблюдаем отток арендаторов с площадей в центре, где существуют безумные ставки в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Кроме того, есть решение столичного правительства о заключении договоров аренды по коммерческим ставкам с теми, кто раньше снимал площади по льготным ставкам,— это различные общественные организации, ряд СМИ и т. п. Так что потенциальные арендаторы есть, пустыми наши площади не останутся. Но мы не можем не учитывать нынешней ситуации и не реагировать на рынок. Добиться банкротства арендатора — это плохой и никому не нужный результат. Поэтому я постоянно провожу мониторинг ситуации, встречаюсь с директорами. По итогам принимаются решения. В частности, для некоторых наших арендаторов уже со следующего месяца ставки будут снижены". Отягчающие обстоятельства Многие коммерсанты озабочены положением дел в банковской сфере и пытаются подстраховаться, открывая дополнительные расчетные счета. — Государственные гарантии на средства предприятий в банках не распространяются,— сожалеет Андрей Хохлов.— Если с банком что-то происходит, только физические лица смогут получить деньги со своих депозитов через систему АСВ (Агентство по страхованию вкладов.— "Деньги"). Лишиться единственного расчетного счета из-за проблем банка, даже если у предприятия нет на счете больших остатков,— катастрофа. В этом случае невозможно будет ни получить деньги от клиентов, ни рассчитаться с поставщиками, ни заплатить налоги — предприятие встанет. Коммерсантов, желающих открыть расчетные счета в крупных государственных банках, сейчас столько, что образовались очереди. К примеру, по словам администратора автосервисной компании Татьяны Лыжиной, ВТБ 24 записывает юридические лица, желающие открыть в банке счет, на месяц вперед. Дополнительные сложности с переходом на обслуживание в кажущиеся более надежными банки создают малым предприятиям налоговики: они под надуманными предлогами не выдают выписки из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц), а этот документ необходим для открытия счета. — Налоговая инспекция отказалась выдать нам выписку, потребовав дополнительные сведения, касающиеся нашего адреса,— все, вплоть до мобильного телефона собственника помещения и даже неких письменных показаний свидетелей,— рассказывает Татьяна Лыжина.— Несмотря на то что предприятие уже полтора года как самими налоговиками зарегистрировано по этому адресу, несмотря на действующий договор аренды и справки БТИ, выписку нам не дают. Это при том, что речь идет не о каком-нибудь полуподвальном офисе без адреса, а о целом здании, стоящем у всех на виду. И наш случай — далеко не единственный, многие из обратившихся в один день со мной тоже не получили выписки. — То, что делают налоговики и Минфин, к ведомству которого они относятся, можно определить как саботаж,— считает Михаил Грин,— неприкрытый саботаж решений президента о развитии в стране предпринимательства. Надуманные отказы в совершении регистрационных действий, все эти истории с выписками и адресами прямо указывают на то, что жизнь предпринимателям хотят не упростить, а максимально усложнить и затруднить. И все это происходит в и без того сложных кризисных условиях. Плановая экономия Представления предпринимателей о ближайшем будущем тоже сложно назвать оптимистичными. Даже те, у кого, по их же словам, дела пока идут неплохо, склонны строить мрачные прогнозы и готовиться к худшему. — Несмотря на хорошие продажи, мы не планируем пока открывать новые точки,— говорит Владислав Ремиш.— Возможно, так действует психологический аспект кризиса, но я считаю, что сейчас не лучшее время для развития. — В ситуации кризиса России, как и другим странам, нужны собственные либо другие кредитные ресурсы взамен американских, достаточная ликвидность плюс психология, ориентированная на рост,— рассуждает Максим Якубец.— Что достаточно тяжело сейчас представить с учетом мирового падения спроса и снижения цен на нефть. Надеюсь, правительство сможет дать рынку ликвидность и кредитные инструменты к началу лета 2009 года, хотя до этого срока нужно еще дожить. Если кризис будет затяжным, возможно, придется закрыть производство до начала роста экономики. Будем надеяться, что он все-таки начнется. — Нельзя сказать, что мы полны оптимизма, но мы пытаемся выработать оптимальную стратегию,— бодрится Андрей Хохлов.— Недавно наш гендиректор озвучил одну интересную мысль. Он сказал: коллеги, мы же торговая компания, у нас есть ресурсы и опыт, чтобы торговать, а чем конкретно торговать — не так уж и важно. В конце концов, если наша нынешняя продукция станет никому не нужна, выберем для себя другой товар, который будет на рынке востребован. К примеру, будем возить из Китая тушенку — в кризис она хорошо продается.
ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ,

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами