Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
На волне девальвации
Рост цен объясняется продолжающимся подорожанием продуктов питания и девальвацией гривны, повлиявшей на цены импортных товаров. Согласно валютному «Ъ-Индикатору», за прошлый месяц национальная валюта ослабла к доллару с 8,69/8,74 грн за доллар до 9,45/10,28 грн за доллар. Котировки доллара подскочили на 8,7-17,6%. В январе девальвация была умеренней – на 3,9-4%.
Существенней всего девальвация повлияла на цены горюче-смазочных материалов (+4,1%). Однако реальный рост цен был выше статистических данных. «Цены на бензин в феврале выросли как минимум на 15%, однако резкий рост цен произошел в третьей декаде месяца и, возможно, будет отражен в мартовской статистике»,– рассказал директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Что касается дальнейшей динамики цен, то, по словам эксперта, она зависит от курса – мировые цены на топливо колеблются незначительно. «Трейдеры рассчитывали цены, исходя из курса 10 грн/$. Если гривна продолжит укрепляться, то цены на бензин начнут снижаться»,– отметил господин Куюн. В феврале также подорожали автомобили (+4,6%) и товары домашнего потребления (+0,7%).
Гораздо меньше девальвационный фактор повлиял на продукты питания – в феврале они подорожали на 1,3% (в январе – на 0,4%). Общий рост цен по-прежнему обеспечивают продукты, цены которых подвержены сезонным колебаниям: фрукты (+8,6%), овощи (+5,9%) и сахар (+3,4%). Среди остальных продуктовых групп наблюдается рост цен на молоко (+1,3%), сыр (+1,1%) и рыбу (+1%). В то же время дешевеют яйца (-2,6%), растительное масло (-0,7%) и мясные продукты (-0,3%). «Девальвация влияет на большинство товарных групп, в том числе на продукты питания, с временным лагом. Скорее всего, основной рост будет зафиксирован по итогам марта-апреля. Исключением являются фрукты – как благодаря значительной доле импорта, так и тому, что это скоропортящиеся товары с высокой оборачиваемостью»,– говорит главный экономист ИК Dragon Capital Елана Белан. Поэтому фрукты подорожали быстрее других групп продовольствия.
Девальвация повлияла на тарифы в сфере культуры и отдыха (+1%), услуги ресторанов и отелей (+0,5%), а также на стоимость медикаментов (+1,3%). При этом из-за сезонных скидок в сегменте одежды и обуви и вовсе наблюдалось снижение цен (-4,8%). Исключением стали автомобили – они подорожали за месяц сразу на 4,6%. «Некоторые импортеры проводили акции, зафиксировав цены, исходя из курса 8 грн/$, однако многие сразу провели повышение в соответствии с курсом. Ситуация усугубляется нормой о покупке валюты на межбанке лишь на шестой день – это увеличивает риски импортеров»,– рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.В то же время коммунальные тарифы пока остаются стабильными. В феврале в их структуре выросли лишь тарифы на содержание и ремонт жилья (+0,5%). Однако в ближайшие месяцы в этой группе ожидается существенный рост. МВФ требует повышения газовых тарифов от Украины, и в правительстве уже пообещали, что выполнят все условия фонда. Последний раз тарифы на газ для населения в Украине повышались еще в 2010 году – на 50%. Тогда это привело к общему росту коммунальных тарифов на 13,8%.
Эксперты ожидают по итогам 2014 года резкого ускорения инфляции. «Исходя из показателей начала года, а также из ожиданий коррекции коммунальных тарифов, можно предположить, что по итогам года рост цен достигнет 8%»,– прогнозирует Елена Белан. Похожий прогноз – рост на уровне 7-8% – на прошлой неделе высказал министр экономического развития и торговли Павел Шеремета. По итогам прошлого года потребительские цены выросли лишь на 0,5%, а значительная инфляция последний раз наблюдалась в Украине еще в 2010 году (9,1%). Эксперты неоднократно заявляли, что умеренная годовая инфляция ниже 10% имеет положительное влияние на экономику.
Юрий Панченко, Газета «Коммерсантъ Украина»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?