Декоративное изображение
11 868

Поделиться

На повышенных оборотах

Объем факторингового рынка в стране по итогам первого полугодия 2011 года составил 347,5 млрд рублей (за 2010 год этот показатель составил 484 млрд). Такие данные были получены в ходе исследования, проведенного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК), с результатами которого первым ознакомился «Профиль». Оборот игроков рынка, принявших участие в опросе АФК, составляет примерно 99% от общего объема российского рынка факторинга. Фактор роста 

Только во втором квартале текущего года оборот российского рынка факторинга вырос на 220% по сравнению с первым кварталом того же года. В целом за первое полугодие 2011 года объем уступленных факторами денежных требований вырос на 176 млрд рублей (+102,4%).

«Если говорить о количественных показателях по новым клиентам, – добавляет генеральный директор факторинговой компании »Лайф« Александр Карелин, – то ситуация складывалась благополучно и спрос на факторинг был для первого полугодия, которое не отличается высоким сезонным спросом, достаточно высок, и в этой связи динамика была для нашего бизнеса положительной».

  По мнению вице-президента ОАО «Промсвязьбанк» Виктора Носова, бизнес стал осмотрительнее в вопросах привлечения кредитов, и это положительно сказалось на росте спроса на факторинговое обслуживание. Вместе с растущей осведомленностью о факторинге наблюдается и более глубокое понимание всех его преимуществ и отличий от кредитных продуктов.

«Говорить о незнании или непонимании факторинга уже не приходится», – вторит коллеге генеральный директор ЗАО «ТрансКредитФакторинг» Вадим Соляков. По подсчетам аналитиков, за год число дебиторов, которым необходимо разъяснять основные принципы и проводить образовательные «продажи» факторинга, снизилось с 50 до 10%. 

Как считает начальник управления продаж департамента факторинга ОАО «Собинбанк» Артем Шарибжанов, все больше компаний-дебиторов перестают бояться факторинга, понимая, что присутствие фактора в сделке не является формой давления или попыткой вмешаться в коммерческие взаимоотношения сторон. Дебиторы научились использовать продукт для наращивания клиентской базы и сокращения затрат. Все больше покупателей самостоятельно обращаются к факторам с просьбой разработать индивидуальный продукт для своих поставщиков. 

Активный рост оборота сопровождался и увеличением периода оборачиваемости факторинговых портфелей. К середине лета этот показатель практически достиг уровня 2009 года (57 дней), и сейчас средняя оборачиваемость по портфелю составляет 56 дней.

Всего факторингом с января по июль воспользовалось свыше 4000 компаний при расчетах более чем с 12 300 дебиторами. Свыше 1,8 млн поставок товаров и услуг осуществлялось с использованием факторинга. Российские факторы, принявшие участие в сборе статистики, привлекли в первом полугодии этого года 1149 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 2835 новых дебиторов. 

С начала 2011 года российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 287 млрд рублей, что на 118% выше аналогичного показателя 2010 года. Рост объема финансирования во втором квартале текущего года составил 44%. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований увеличилось до 82,6%. Рост данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (76,6%) составил 6%, что указывает на существенную либерализацию риск-менеджмента факторов под давлением избыточной ликвидности.

  Основной продукт рынка – по-прежнему факторинг с регрессом. Однако его доля в обороте рынка снизилась с 75% по итогам 2010 года до 69% в первом полугодии 2011 года. Зато на 8% (до 24%) выросла доля внутреннего факторинга без регресса, что стало следствием использования безрегрессивного лимита только одним крупным клиентом. Доля внутреннего факторинга без финансирования уменьшилась на 2% (до 6%). Объем международного факторинга продолжает стагнировать на фоне роста внутреннего факторинга и не превысил по итогам полугодия 1% от общего оборота.

Дело за малым

Если говорить об отраслевой структуре российского факторинга, то происходит перераспределение в пользу обрабатывающих отраслей. Так, по сравнению с 2010 годом доля оптовой торговли в обороте рынка факторинга снизилась на 11% и составила 55%, а доля обрабатывающих производств, напротив, выросла на те же 11% – до 42%. На строительство приходится скромный 1%. 

В структуре главной для факторов отрасли – оптовой торговли – наиболее «факторабельными» товарными группами в первом полугодии этого года являлись электроника, бытовая техника и электрооборудование (31%) и продукты питания (24%). Непродовольственные товары занимают 18%, а алкогольные напитки – 4%. 

Проявляют, по словам генерального директора ЗАО «Русская факторинговая компания» (РФК) Елены Гладких, интерес к факторинговому финансированию и компании из новых для факторов отраслей, например энергетические компании и маркетинговые агентства.

Растет спрос на факторинг и со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ). «Для нашей компании является ключевой доля рынка в сегменте малого и среднего бизнеса, которую мы сегодня оцениваем не меньше трети от всего рынка факторинга в России именно в сегменте МСБ, – добавляет Александр Карелин. – Другое дело, что есть совершенно разные критерии оценки – что есть малый, что средний, что крупный бизнес. Мы стараемся работать исключительно с малым бизнесом (ЧП и ООО с незначительным оборотом и упрощенной системой налогообложения)». 

Эксперт рекомендует и другим участникам рынка «не брезговать» таким сегментом рынка, как частные предприниматели и ООО. «Не все факторинговые компании, а тем более банки научились работать с МСБ, потому что он ассоциируется со значительно высоким риском, – поясняет представитель компании »Лайф«. – Но при умении управлять таким ликвидным активом, как дебиторка, и при должным образом организованной системе риск-менеджмента можно вполне быть эффективным в этом сегменте».

Разворот к клиенту

Среди ключевых факторов роста рынка заместитель начальника управления факторинга ЗАО «ЮниКредит Банк» Геннадий Золкин отмечает следующие: гибкость подходов, клиентоориентированность, технологичность внутренних процессов и конкурентные ставки. 

Как уточняет заместитель председателя правления ЗАО «Банк НФК» Корнелиу Робу, «это и возможность предложить клиентам уникальные индивидуальные схемы обслуживания; повышение скорости принятия решений сервисными подразделениями; сокращение среднего срока запуска клиентов; упрощение и »разворот« в сторону клиента требований по предоставлению документов». 

Как рассказала Елена Гладких, в РФК каждого клиента рассматривают индивидуально, поэтому некоторые отступления от принятой системы, конечно, возможны, однако в целом критерии оценки рисков в компании остаются прежними.

За пределы двух столиц

Оказало влияние на развитие факторинга в стране, по мнению Елены Гладких, и продолжение экспансии в регионы, в том числе сетевых магазинов. «За крупными ритейлерами потянулись и поставщики, в связи с этим мы ощутили большое количество обращений из регионов», – поясняет эксперт. 

Экспансию факторов в регионы подтверждает и статистика АФК. Доля Уральского федерального округа, к примеру, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 6% (до 11%), тем самым практически приблизившись к показателям «второй факторинговой столицы» – Санкт-Петербурга (12%). При этом доля Москвы в обороте рынка за шесть месяцев существенно снизилась – с 64 до 55%. 

В остальном региональная структура оборота российского рынка факторинга изменений не претерпела: доли Центрального федерального округа (кроме столицы) – 7%, Приволжского округа – 5%, Сибирского – 4%, Южного – 3%, Северо-Западного (кроме Санкт-Петербурга) и Северо-Кавказского округов – по 1%. Доля Дальневосточного федерального округа по-прежнему менее процента – 0,2 %.

В электронном виде

Большие перспективы наши эксперты видят и в системах электронного документооборота, в том числе и в применении электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих ускорить процесс выплаты финансирования. Плюс это хорошая возможность работать с удаленными региональными клиентами.

«Очевидно, что будущее за тотальным переходом к электронным счетам-фактурам и электронным накладным, – считает Корнелиу Робу. – Причем не только в факторинге, а в бизнесе в целом».

«Перспективы, конечно же, радужные, – вторит коллеге генеральный директор ЗАО »ТрансКредитФакторинг« Вадим Соляков. – Но из-за отсутствия законодательной базы в случае арбитражных споров существует высокий риск непринятия документов с ЭЦП судебными инстанциями». Аналогичный риск, по словам эксперта, существует при проверке налоговыми органами. 

Как напоминает Виктор Носов, подтверждающим денежное требование является не счет-фактура, а товарная накладная (акт выполненных работ, оказанных услуг), т.е. документ, на котором стоит отметка дебитора о приеме товара, работ или услуг. Оптимальным вариантом развития станет трехсторонний электронный документооборот, в процессе которого подтверждающие поставку документы будут поступать к фактору от клиента с ЭЦП дебитора и клиента.

За ценой не постоим

Главной проблемой российского рынка факторинга остается ценовая конкуренция. Большинство факторов уже достигло нижней границы ценового предложения и дальнейших перспектив снижения стоимости услуг для клиентов не видит.

«С точки зрения интенсивности в первом полугодии конкуренция находилась на уровне жесткого обострения, – говорит Виктор Носов. – Как отмечает эксперт, сейчас конкуренция сосредоточена преимущественно в ценовом сегменте: »Большинство факторов до сих пор не оставляют попыток отвоевать долю рынка демпингом". 

По мнению советника дирекции по работе с корпоративными клиентами ОАО «Московский кредитный банк» Максима Микульшина, в настоящее время ставки по факторингу находятся на одном уровне с кредитными, а зачастую, особенно на коротких сроках отсрочек, ниже и в ряде случаев факторинг является более привлекательным фи-нансовым инструментом.

«Некоторые участники были несколько недовольны, что не могли выдерживать ценовой конкуренции с крупными игроками в силу отсутствия доступа к относительно дешевым деньгам, – продолжает тему Геннадий Золкин. – В результате при прочих равных себестоимость у разных факторов отличалась в разы, что привело к вытеснению некоторых игроков в другие сегменты рынка». 

Как считает генеральный директор ООО «ФакторРус» Борис Мельников, на данный момент нет смысла предпринимать какие-либо действия для улучшения конкурентной среды, так как рынок продолжает расти и в ближайшие несколько лет вряд ли будет охвачен полностью. Кроме того, понятно, что в рыночной экономике большинство процессов регулируются самостоятельно.

«Что касается улучшения конкурентной среды, то мы не сторонники введения каких-либо серьезных ограничений, – говорит директор департамента факторинга ОАО Банк »Петрокоммерц« Александр Морозов. – Позитивную роль в этом вопросе должны будут сыграть профессиональные объединения, в частности АФК». 

Что касается перспектив рынка в целом на этот год, то, по прогнозу АФК, темпы роста сохранятся (просто будут немного скромнее: + 45% по сравнению с 2010 годом), а оборот достигнет 700 млрд рублей, что должно превысить показатель докризисного 2008 года.

Профиль

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами