Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
На повышенных оборотах
Только во втором квартале текущего года оборот российского рынка факторинга вырос на 220% по сравнению с первым кварталом того же года. В целом за первое полугодие 2011 года объем уступленных факторами денежных требований вырос на 176 млрд рублей (+102,4%).
«Если говорить о количественных показателях по новым клиентам, – добавляет генеральный директор факторинговой компании »Лайф« Александр Карелин, – то ситуация складывалась благополучно и спрос на факторинг был для первого полугодия, которое не отличается высоким сезонным спросом, достаточно высок, и в этой связи динамика была для нашего бизнеса положительной».
По мнению вице-президента ОАО «Промсвязьбанк» Виктора Носова, бизнес стал осмотрительнее в вопросах привлечения кредитов, и это положительно сказалось на росте спроса на факторинговое обслуживание. Вместе с растущей осведомленностью о факторинге наблюдается и более глубокое понимание всех его преимуществ и отличий от кредитных продуктов.
«Говорить о незнании или непонимании факторинга уже не приходится», – вторит коллеге генеральный директор ЗАО «ТрансКредитФакторинг» Вадим Соляков. По подсчетам аналитиков, за год число дебиторов, которым необходимо разъяснять основные принципы и проводить образовательные «продажи» факторинга, снизилось с 50 до 10%.
Как считает начальник управления продаж департамента факторинга ОАО «Собинбанк» Артем Шарибжанов, все больше компаний-дебиторов перестают бояться факторинга, понимая, что присутствие фактора в сделке не является формой давления или попыткой вмешаться в коммерческие взаимоотношения сторон. Дебиторы научились использовать продукт для наращивания клиентской базы и сокращения затрат. Все больше покупателей самостоятельно обращаются к факторам с просьбой разработать индивидуальный продукт для своих поставщиков.
Активный рост оборота сопровождался и увеличением периода оборачиваемости факторинговых портфелей. К середине лета этот показатель практически достиг уровня 2009 года (57 дней), и сейчас средняя оборачиваемость по портфелю составляет 56 дней.
Всего факторингом с января по июль воспользовалось свыше 4000 компаний при расчетах более чем с 12 300 дебиторами. Свыше 1,8 млн поставок товаров и услуг осуществлялось с использованием факторинга. Российские факторы, принявшие участие в сборе статистики, привлекли в первом полугодии этого года 1149 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 2835 новых дебиторов.
С начала 2011 года российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 287 млрд рублей, что на 118% выше аналогичного показателя 2010 года. Рост объема финансирования во втором квартале текущего года составил 44%. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований увеличилось до 82,6%. Рост данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (76,6%) составил 6%, что указывает на существенную либерализацию риск-менеджмента факторов под давлением избыточной ликвидности.
Основной продукт рынка – по-прежнему факторинг с регрессом. Однако его доля в обороте рынка снизилась с 75% по итогам 2010 года до 69% в первом полугодии 2011 года. Зато на 8% (до 24%) выросла доля внутреннего факторинга без регресса, что стало следствием использования безрегрессивного лимита только одним крупным клиентом. Доля внутреннего факторинга без финансирования уменьшилась на 2% (до 6%). Объем международного факторинга продолжает стагнировать на фоне роста внутреннего факторинга и не превысил по итогам полугодия 1% от общего оборота.Дело за малым
Если говорить об отраслевой структуре российского факторинга, то происходит перераспределение в пользу обрабатывающих отраслей. Так, по сравнению с 2010 годом доля оптовой торговли в обороте рынка факторинга снизилась на 11% и составила 55%, а доля обрабатывающих производств, напротив, выросла на те же 11% – до 42%. На строительство приходится скромный 1%.
В структуре главной для факторов отрасли – оптовой торговли – наиболее «факторабельными» товарными группами в первом полугодии этого года являлись электроника, бытовая техника и электрооборудование (31%) и продукты питания (24%). Непродовольственные товары занимают 18%, а алкогольные напитки – 4%.
Проявляют, по словам генерального директора ЗАО «Русская факторинговая компания» (РФК) Елены Гладких, интерес к факторинговому финансированию и компании из новых для факторов отраслей, например энергетические компании и маркетинговые агентства.
Растет спрос на факторинг и со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ). «Для нашей компании является ключевой доля рынка в сегменте малого и среднего бизнеса, которую мы сегодня оцениваем не меньше трети от всего рынка факторинга в России именно в сегменте МСБ, – добавляет Александр Карелин. – Другое дело, что есть совершенно разные критерии оценки – что есть малый, что средний, что крупный бизнес. Мы стараемся работать исключительно с малым бизнесом (ЧП и ООО с незначительным оборотом и упрощенной системой налогообложения)».
Эксперт рекомендует и другим участникам рынка «не брезговать» таким сегментом рынка, как частные предприниматели и ООО. «Не все факторинговые компании, а тем более банки научились работать с МСБ, потому что он ассоциируется со значительно высоким риском, – поясняет представитель компании »Лайф«. – Но при умении управлять таким ликвидным активом, как дебиторка, и при должным образом организованной системе риск-менеджмента можно вполне быть эффективным в этом сегменте».Разворот к клиенту
Среди ключевых факторов роста рынка заместитель начальника управления факторинга ЗАО «ЮниКредит Банк» Геннадий Золкин отмечает следующие: гибкость подходов, клиентоориентированность, технологичность внутренних процессов и конкурентные ставки.
Как уточняет заместитель председателя правления ЗАО «Банк НФК» Корнелиу Робу, «это и возможность предложить клиентам уникальные индивидуальные схемы обслуживания; повышение скорости принятия решений сервисными подразделениями; сокращение среднего срока запуска клиентов; упрощение и »разворот« в сторону клиента требований по предоставлению документов».
Как рассказала Елена Гладких, в РФК каждого клиента рассматривают индивидуально, поэтому некоторые отступления от принятой системы, конечно, возможны, однако в целом критерии оценки рисков в компании остаются прежними.
За пределы двух столиц
Оказало влияние на развитие факторинга в стране, по мнению Елены Гладких, и продолжение экспансии в регионы, в том числе сетевых магазинов. «За крупными ритейлерами потянулись и поставщики, в связи с этим мы ощутили большое количество обращений из регионов», – поясняет эксперт.
Экспансию факторов в регионы подтверждает и статистика АФК. Доля Уральского федерального округа, к примеру, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 6% (до 11%), тем самым практически приблизившись к показателям «второй факторинговой столицы» – Санкт-Петербурга (12%). При этом доля Москвы в обороте рынка за шесть месяцев существенно снизилась – с 64 до 55%.
В остальном региональная структура оборота российского рынка факторинга изменений не претерпела: доли Центрального федерального округа (кроме столицы) – 7%, Приволжского округа – 5%, Сибирского – 4%, Южного – 3%, Северо-Западного (кроме Санкт-Петербурга) и Северо-Кавказского округов – по 1%. Доля Дальневосточного федерального округа по-прежнему менее процента – 0,2 %.
В электронном виде
Большие перспективы наши эксперты видят и в системах электронного документооборота, в том числе и в применении электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих ускорить процесс выплаты финансирования. Плюс это хорошая возможность работать с удаленными региональными клиентами.
«Очевидно, что будущее за тотальным переходом к электронным счетам-фактурам и электронным накладным, – считает Корнелиу Робу. – Причем не только в факторинге, а в бизнесе в целом».«Перспективы, конечно же, радужные, – вторит коллеге генеральный директор ЗАО »ТрансКредитФакторинг« Вадим Соляков. – Но из-за отсутствия законодательной базы в случае арбитражных споров существует высокий риск непринятия документов с ЭЦП судебными инстанциями». Аналогичный риск, по словам эксперта, существует при проверке налоговыми органами.
Как напоминает Виктор Носов, подтверждающим денежное требование является не счет-фактура, а товарная накладная (акт выполненных работ, оказанных услуг), т.е. документ, на котором стоит отметка дебитора о приеме товара, работ или услуг. Оптимальным вариантом развития станет трехсторонний электронный документооборот, в процессе которого подтверждающие поставку документы будут поступать к фактору от клиента с ЭЦП дебитора и клиента.
За ценой не постоим
Главной проблемой российского рынка факторинга остается ценовая конкуренция. Большинство факторов уже достигло нижней границы ценового предложения и дальнейших перспектив снижения стоимости услуг для клиентов не видит.
«С точки зрения интенсивности в первом полугодии конкуренция находилась на уровне жесткого обострения, – говорит Виктор Носов. – Как отмечает эксперт, сейчас конкуренция сосредоточена преимущественно в ценовом сегменте: »Большинство факторов до сих пор не оставляют попыток отвоевать долю рынка демпингом".
По мнению советника дирекции по работе с корпоративными клиентами ОАО «Московский кредитный банк» Максима Микульшина, в настоящее время ставки по факторингу находятся на одном уровне с кредитными, а зачастую, особенно на коротких сроках отсрочек, ниже и в ряде случаев факторинг является более привлекательным фи-нансовым инструментом.
«Некоторые участники были несколько недовольны, что не могли выдерживать ценовой конкуренции с крупными игроками в силу отсутствия доступа к относительно дешевым деньгам, – продолжает тему Геннадий Золкин. – В результате при прочих равных себестоимость у разных факторов отличалась в разы, что привело к вытеснению некоторых игроков в другие сегменты рынка».
Как считает генеральный директор ООО «ФакторРус» Борис Мельников, на данный момент нет смысла предпринимать какие-либо действия для улучшения конкурентной среды, так как рынок продолжает расти и в ближайшие несколько лет вряд ли будет охвачен полностью. Кроме того, понятно, что в рыночной экономике большинство процессов регулируются самостоятельно.
«Что касается улучшения конкурентной среды, то мы не сторонники введения каких-либо серьезных ограничений, – говорит директор департамента факторинга ОАО Банк »Петрокоммерц« Александр Морозов. – Позитивную роль в этом вопросе должны будут сыграть профессиональные объединения, в частности АФК».
Что касается перспектив рынка в целом на этот год, то, по прогнозу АФК, темпы роста сохранятся (просто будут немного скромнее: + 45% по сравнению с 2010 годом), а оборот достигнет 700 млрд рублей, что должно превысить показатель докризисного 2008 года.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?