Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
3 725

Поделиться

На дне корзины

Интересная штука. Cогласно данным Росстата в январе оборот розничной торговли в годовом исчислении вырос в России всего на 0,3 процента. А вот реальные располагаемые денежные доходы подскочили аж на 7,1 процента. Кое-кто даже заговорил о начале бума потребительского спроса. Другие осторожничают: помесячная статистика еще не говорит о тенденции, хотя кое-какие выводы из нее сделать можно. И их вряд ли назовешь оптимистичными.

Столь серьезное превышение показателей роста доходов над розничным товарооборотом говорит о том, что население, несмотря на заверения правительства, по-прежнему не верит в мягкий выход из кризиса. И предпочитает откладывать на черный день. А таковой в судьбе практически каждого может наступить, например, если он лишится работы. Понятно, что вопрос о покупке, к примеру, нового телевизора в этом случае сам собой отпадает. При этом даже сумасшедший рост российских фондовых индексов, которые, казалось бы, должны сигнализировать о восстановлении экономики, в сравнении с показателями роста безработицы выглядит издевательски. По предварительным данным, в январе она оказалась даже выше, чем годом ранее, - 6,8 миллиона человек против 6,5 миллиона в 2009 году. При этом безработица росла уже четвертый месяц подряд. За февраль данных пока нет, но, как отмечают эксперты, ее уровень вряд ли снизится и за этот период. Всего с августа 2008 года российская экономика потеряла более двух миллионов рабочих мест. И если количество безработных в стране будет увеличиваться такими же темпами, то никакого эффекта отложенного спроса мы не увидим, а значит, на докризисные уровни розничных оборотов и финансовых услуг экономика не выйдет еще достаточно долго.

Соцопрос ВЦИОМ показал, что потребительское поведение россиян улучшается незначительно. Все больше граждан пока только начинают планировать крупные покупки. К примеру, в 2008 году 41 процент респондентов собирались приобрести бытовую электронику, в кризисный 2009‑й - всего 32 процента, и лишь на этот год индикатор показал рост на два процента - теперь 34 процента российских потребителей подумывают обновить свой домашний хай-тек. Но пока что это все в планах, которые могут и резко поменяться. Бежать в магазин очертя голову россиянин все равно не готов. Хотя, конечно, и появление все большего числа не боящихся потреблять - уже хорошая новость. По крайней мере она сигнализирует о готовности тратить деньги на что--то кроме еды.

Схожую динамику показывает и индекс потребительских настроений (ИПН) от аналитического Левада-Центра. Его эксперты зафиксировали исторически максимальное значение этого параметра в марте 2008 года, и с тех пор все данные пляшут от этого периода. Так, по словам Марины Красильниковой, руководителя отдела уровня жизни, доходов и потребления Левада--Центра, с конца прошлой весны показатель начал подниматься и достиг максимума в августе - 76 процентов от мартовского докризисного рекорда, а по итогам января он составил 78 процентов.

Не вернется потребительский спрос на докризисный уровень и при нынешних, мягко говоря, некомфортных условиях потребительского кредитования. В прошлом году россияне взяли в долг у банков 3,3 триллиона рублей, что на 13,4 процента меньше, чем годом ранее. "Если не будет никаких потрясений, то спрос на кредиты может восстановиться на докризисном уровне к концу этого года - началу следующего", - прогнозирует Александр Долгополов, заместитель председателя правления банка "Возрождение". На чем строится такой прогноз, банкир не пояснил. Но при этом оговорился, что он может реализоваться только в случае, если в экономике не произойдет ничего экстраординарного.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в прошлом году упал на 5,5 процента. Но как же отыграть этот показатель, если палки в колеса будет ставить и достаточно высокая по кризисным меркам инфляция? В январе она составила 1,6 процента, а по итогам прошлого года - 8,8 процента. В таких условиях даже планы купить что-либо в будущем, о которых говорят социологические опросы, могут оказаться нереализованными. Люди сами поменяют их - матрасная политика в этих условиях кажется более надежной. А отложенный спрос подождет - все равно уже залежался.

журнал Итоги

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами