Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
На дне корзины
Интересная штука. Cогласно данным Росстата в январе оборот розничной торговли в годовом исчислении вырос в России всего на 0,3 процента. А вот реальные располагаемые денежные доходы подскочили аж на 7,1 процента. Кое-кто даже заговорил о начале бума потребительского спроса. Другие осторожничают: помесячная статистика еще не говорит о тенденции, хотя кое-какие выводы из нее сделать можно. И их вряд ли назовешь оптимистичными.
Столь серьезное превышение показателей роста доходов над розничным товарооборотом говорит о том, что население, несмотря на заверения правительства, по-прежнему не верит в мягкий выход из кризиса. И предпочитает откладывать на черный день. А таковой в судьбе практически каждого может наступить, например, если он лишится работы. Понятно, что вопрос о покупке, к примеру, нового телевизора в этом случае сам собой отпадает. При этом даже сумасшедший рост российских фондовых индексов, которые, казалось бы, должны сигнализировать о восстановлении экономики, в сравнении с показателями роста безработицы выглядит издевательски. По предварительным данным, в январе она оказалась даже выше, чем годом ранее, - 6,8 миллиона человек против 6,5 миллиона в 2009 году. При этом безработица росла уже четвертый месяц подряд. За февраль данных пока нет, но, как отмечают эксперты, ее уровень вряд ли снизится и за этот период. Всего с августа 2008 года российская экономика потеряла более двух миллионов рабочих мест. И если количество безработных в стране будет увеличиваться такими же темпами, то никакого эффекта отложенного спроса мы не увидим, а значит, на докризисные уровни розничных оборотов и финансовых услуг экономика не выйдет еще достаточно долго.
Соцопрос ВЦИОМ показал, что потребительское поведение россиян улучшается незначительно. Все больше граждан пока только начинают планировать крупные покупки. К примеру, в 2008 году 41 процент респондентов собирались приобрести бытовую электронику, в кризисный 2009‑й - всего 32 процента, и лишь на этот год индикатор показал рост на два процента - теперь 34 процента российских потребителей подумывают обновить свой домашний хай-тек. Но пока что это все в планах, которые могут и резко поменяться. Бежать в магазин очертя голову россиянин все равно не готов. Хотя, конечно, и появление все большего числа не боящихся потреблять - уже хорошая новость. По крайней мере она сигнализирует о готовности тратить деньги на что--то кроме еды.
Схожую динамику показывает и индекс потребительских настроений (ИПН) от аналитического Левада-Центра. Его эксперты зафиксировали исторически максимальное значение этого параметра в марте 2008 года, и с тех пор все данные пляшут от этого периода. Так, по словам Марины Красильниковой, руководителя отдела уровня жизни, доходов и потребления Левада--Центра, с конца прошлой весны показатель начал подниматься и достиг максимума в августе - 76 процентов от мартовского докризисного рекорда, а по итогам января он составил 78 процентов.
Не вернется потребительский спрос на докризисный уровень и при нынешних, мягко говоря, некомфортных условиях потребительского кредитования. В прошлом году россияне взяли в долг у банков 3,3 триллиона рублей, что на 13,4 процента меньше, чем годом ранее. "Если не будет никаких потрясений, то спрос на кредиты может восстановиться на докризисном уровне к концу этого года - началу следующего", - прогнозирует Александр Долгополов, заместитель председателя правления банка "Возрождение". На чем строится такой прогноз, банкир не пояснил. Но при этом оговорился, что он может реализоваться только в случае, если в экономике не произойдет ничего экстраординарного.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в прошлом году упал на 5,5 процента. Но как же отыграть этот показатель, если палки в колеса будет ставить и достаточно высокая по кризисным меркам инфляция? В январе она составила 1,6 процента, а по итогам прошлого года - 8,8 процента. В таких условиях даже планы купить что-либо в будущем, о которых говорят социологические опросы, могут оказаться нереализованными. Люди сами поменяют их - матрасная политика в этих условиях кажется более надежной. А отложенный спрос подождет - все равно уже залежался.
журнал Итоги
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?