Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
11 503

Поделиться

«Мы сами порождаем коррупцию»

Поставщики и ритейлеры выстраивают отношения по-новому

Как бы мы все ни готовились к кризису, ситуация с резким падением рубля застигла и ритейлеров, и производителей врасплох. И без того непростое положение дел в рознице усугубилось повышенным вниманием власти – проверками и новыми законодательными инициативами.

Сети и поставщики совместно ищут выходы из сложившейся ситуации, собравшись в Бизнес-клубе BBCG.

«Закупаем в у.е., а продаем в рублях»

Основная проблема, которой озабочены и ритейлеры, и поставщики – это непрекращающийся рост цен. И если крупные федеральные компании пытаются договариваться с поставщиками, то небольшие сети такой возможности не имеют. Производитель их просто ставит перед фактом – либо повышать цену, либо оставаться без продукта. «Если прекратить работать с «Вимм-Билль-Данн», то полки опустеют. А когда покупатель не находит товар, он уходит в крупные сети, которым с производителями договорится проще, поскольку методы давления у них равноценны. Наша сеть до повышения цены продавала фуру яблок (из Польши) за 5 дней. Когда цена изменилась – стали продавать за 15 дней», – говорит Ринат Сулейманов, председатель правления потребительского общества «РОСТ», собственник ТС «Дуслык».

И сети, и производители приготовились жить в ситуации нестабильности цен. «При сегодняшних обстоятельствах сети несут ежедневные риски в связи с тем, что себестоимость товара ежедневно меняется. Товар мы закупаем в у.е., а продаем его сетям в российских рублях», – говорит Максим Протасов, председатель правления Руспродсоюза.

Мелким региональным производителям всегда было сложно попасть на полки сетевых магазинов, а на полки крупных сетей – практически невозможно. «Крупные сети работают только с крупными поставщиками, так что мы сами порождаем ту коррупцию, которая есть», – считает Евгений Сидоров, председатель совета директоров Агрохолдинга «Московский». Он предложил заняться качеством произведенной продукции и призвал дать доступ на полки союзам мелких производителей, чтобы в магазинах можно было купить не только «Данон» и «Нестле».

Если товар не продается…

Чтобы производителям и ритейлерам достичь взаимопонимания, Владимир Бохан, собственник сети «Панорама Ритейл» предложил включать ритейлеров в члены совета директоров производств. «Я не знаю ни одного такого производителя, который бы не был успешным в таком союзе. Если сейчас не хватает продуктов, то их надо производить самим. Кроме того, СТМ – это хорошая защита от транснациональных брендов».

Однако не все ритейлеры согласны с такой точкой зрения. Илья Якубсон, председатель президиума АКОРТ , президент ГК «Дикси» не собирается производить овощи или колбасу по примеру других сетей, равно как и развивать собственное производство в любом виде, кроме как в собственных магазинах.

Беслан Агрба, президент «Мистраль Трейдинг» считает, что брендованные товары должны присутствовать, иначе сети рискуют остаться с безликими прилавками, заполненным одинаковым товаром по низким ценам. Но в нынешней ситуации, по его мнению, самая большая опасность – это влияние государства: «Когда вмешиваются госорганы, становится только хуже. Они применяют популистские меры, чтобы люди не возмущались. Но рынок все регулирует сам, и если товар не продается – его надо выводить из сети».

Интересный выход для российских производителей предложил Марк Завадский, директор по развитию в России и странах СНГ, Aliexpress: «Российские производители могли бы рассматривать возможность поставок в Китай. Там есть интерес к иностранной продукции. Местные товары там не очень высокого качества, кроме того, с их производством было связано множество скандалов, а европейская продукция стоит достаточно дорого. Наши российские товары могут занять место между дорогими европейскими и дешевыми китайскими».

Насущная проблема многих компаний – доступность кредитных ресурсов. В последнее время этот вопрос для большинства стоит достаточно остро. Максим Протасов рассказал: «В Руспродсоюзе постоянно решается вопрос кредитования и перекредитования наших членов. Например, на той неделе один из производителей тушенки перестал производить – мы пытаемся ему помочь. Сейчас у нас полтора десятка таких кейсов».

Практически все игроки рынка озабочены повышением эффективности. Например, в сети дрогери «Улыбка радуги» компания помимо битвы за цены с поставщиками, запускает новые форматы и услуги: кафе и фотокиоск в магазине.

Однако Илья Якубсон считает, что-то, что обычно делают в кризис или при рецессии в экономике – нужно делать всегда: «То есть, мы развиваемся, совершенствуем технологии, открываем новые магазины, внедряем IT-решения, сокращаем издержки, увеличиваем производительность труда. Мы это делали, и когда экономика была на подъеме, делаем и сейчас, когда в экономике определенный спад».

Если еще несколько месяцев назад о качестве продукции говорилось достаточно много, то сегодня этот аспект уходит на второй план. В погоне за низкой ценой многие производители пересматривают рецептуры продуктов, пытаясь их удешевить. И здесь существует опасность, что и производители, и сети забудут об этой очень важной для покупателя составляющей товара, и цена будет превалировать над качеством.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами