Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Мы одеваемся? Нас одевают?
Профессия баейра как таковая зародилась на самой заре человеческой цивилизации, как только появились товарно-денежные отношения и вещи на обмен-продажу. Так что, без преувеличения, можно назвать ее «третьей древнейшей». Легендарные купцы-байеры на свой страх и риск, снарядив корабли и караваны, отправлялись за тридевять земель в поисках редкого товара. Рисковали предприимчивые «закупщики» не только капиталом, но и жизнью: на «большой дороге» их поджидали разбойники, в «море-океане» пираты, бури и чудища морские… Зато удачливый «байер» мог не только сделать баснословное состояние на заморских «штучках». Дома его ждала слава и почет. Купцы привозили заграничные известия, их как «повидавших свет» приглашали ко дворам властителей. Наконец, именно торговые люди совершали революционные географические открытия, влияли на политику (экономические интересы державы!) и культуру. Чем-то подобным по большому счету занимаются и современные байеры. Только вместо чудищ и разбойников у них таможня, а вместо неизведанных континентов новые имена и модные стили.
КТО ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ В мире моды байер – важная персона. А уж для модельера и вовсе самый дорогой человек. Дизайнеры, особенно начинающие, ожидают реакции «закупщиков» известных бутиков, как приговор суда, и не случайно. Байеры – ключевое звено в fashion biz, именно от них зависит, что из коллекции попадет в магазины и, соответственно, в наши гардеробы, а что так и останется хроникой культурной жизни эпохи, бесплодным артефактом. И, как бы там дизайнер не «самовыражался», что бы не писали о нем модные критики, коммерческий успех определяет тот человек, который решит, стоит или нет покупать конкретные вещи у конкретного производителя. Байеры не так известны, как дизайнеры и топ-модели, но они являются посредниками в трансформации искусства в бизнес. Вкус байеров — это проверка коллекции на жизнеспособность, так как «закупщики» сильно рискуют. Им надо выбрать такие вещи, которые будут не просто модными и красивыми, но и с наибольшим процентом гарантии понравятся покупателям. Причем сделать это нужно задолго до начала сезона (в декабре, например, уже поступают первые партии весна-лето). А если товар не будет продан, байер, если он вложил свои деньги, их потеряет, а если «наемник», то лишится работы (и не получит ее потом уже нигде – слухами земля полнится). Чтобы избежать провала, надо обладать безупречным чутьем на стиль, ориентироваться в культурной и политической ситуации, иметь психологические навыки и понимать менталитет своих клиентов. Причем быстрее, чем сами покупатели, определять изменения в актуальной эстетике, суметь предложить человеку такую вещь, о которой он только еще «мечтал». В мире моды предложение опережает спрос. Для большинства непосвященных работа байера — сплошной праздник: заграничные поездки на недели haute couture и pret-a-porter, во время которых делаются заказы. Да по несколько раз в год! Всегда в центре модных событий, общение со знаменитостями… Но, если вы когда-нибудь бывали на показах коллекций, вы, конечно же, видели в оживленной толпе серьезных людей с блокнотами. Это байеры. Вы пришли наслаждаться красотой, а они – работать.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО «БАИНГА» Само слово «байер» прописалось у нас лет 10 тому назад, когда в стране стали появляться первые фирменные магазины и бутики. В постперестроечное время в России были два основных пути «в байеры». По одной версии челнок, успешно «наварившись» на турецко-китайском ширпотребе и «посмотрев Европу», открывал свой магазин модной одежды, уже высокого уровня. По другой жена или подружка «нового русского» получала от любимого красивую «игрушку» в виде элитарного бутика. Последний случай более характерен, чем и объясняется специфический «шикарный» стиль первых лет. Что на самом деле не умаляет достижений некоторых представительниц этой «породы», многие из них сами стали серьезными бизнес-леди с хорошим развившимся вкусом и повадками «светских львиц». Сейчас они возглавляют бутики, известные не только в Москве и Питере, но и в Европе. Профессионалы советской торговли — товароведы и «спекулянты» — редко оставались в этой нише – слишком привыкли к ситуации тотального дефицита и не смогли работать в условиях реальной рыночной конкуренции. Конечно, поначалу байеры везли нам только Версаче и Готье. В начале девяностых те, у кого появились деньги, хотели просто выделиться из толпы, жаждали «праздника жизни». Но сейчас уже другая ситуация. Не только «олигархи», но и представители среднего класса поездили по миру. В центральных городах России давно нет дефицита модной красивой одежды, хоть из Парижа, хоть из Японии. Голод утолен. И вот парадокс – теперь по «модности» и смелости в одежде и обуви мы если не «впереди планеты всей», то и далеко не в последних рядах. Байеры с удивлением признаются, что российские клиенты «бегут впереди паровоза», схватывают все быстрее, чем западные потребители. Когда они делают закупки у авангардных дизайнеров, западные коллеги удивляются: «Как вы это будете продавать, да еще в таком диком количестве?» И ведь продают! Получается, что потребитель в России за какие-то десять лет прошел путь от покупателя китайских пуховиков и турецких джинсов, с одной стороны, малиновых пиджаков и золотых цепей, с другой, до вменяемого, а иногда и тонкого ценителя европейских дизайнерских изысков. Причем если раньше пристрастие к модной одежде было уделом небольшого количества людей: бизнесменов и их жен, представителей шоу-бизнеса, артистов, то сегодня круг людей, придающих значение стилю, значительно расширился. По данным социологов, российский рынок одежды сегодня на 90% занят зарубежными производителями. Средний темп роста — 8% в год, причем основная конкурентная борьба ведется в области, занимаемой дорогими марками. Просто для примера — 70% сбыта Christian Dior приходится на русских покупателей. И, если вы еще не в курсе, Москва официально считается пятой столицей мировой моды после Парижа, Лондона, Милана и Нью-Йорка. И, на наш взгляд, это оправданная позиция. Опрос, проводившийся среди москвичек среднего уровня доходов, 25—45 лет, которые тратят на свой гардероб от $1200 ежегодно (сто долларов в месяц), говорит о том, что желанию красиво выглядеть цены не помеха. Основным критерием в выборе одежды был назван индивидуальный стиль, эксклюзивность, «не как у всех». Что же нам мешает стать первыми? Главное препятствие к тому, чтобы Россия стала центром моды не только по количеству бутиков, но и по числу красиво одетых людей, — цены на модную одежду. Байеры оправдываются, что завышенные цены на европейские коллекции между отечественными и «родными» магазинами — не их вина. Жалуются и на «драконовские» условия закупок (для России), и на поборы, и на непредсказуемость российских покупателей. Поговаривают и о том, что в России пик тяги к модной и дорогой одежде миновал… Тем не менее, по прогнозам тех же социологов, цифра ежегодного прироста модного рынка сейчас составляет порядка $80 млн. И, кстати, это тоже результат работы байеров.
ОДНА НЕДЕЛЯ ИЗ ЖИЗНИ БАЙЕРА Жизнь байера делится на недели и сезоны. Недели haute couture и pret-a-porter и модные сезоны «весна-лето» и «осень-зима». Так называемые Недели моды, на которых можно увидеть новые коллекции и сделать заказы, устраивают главным образом для «закупщиков» (ну и для нашего брата, журналиста, конечно). «Недель» множество, но основных несколько: в сентябре начинается Неделя моды в Англии, затем она «переезжает» в Милан, а в начале октября проходит в Париже. Так как график мероприятий очень жесткий, приезжают несколько тысяч байеров со всего мира, то все встречи назначаются заблаговременно и продолжаются с утра до позднего вечера. Оговаривается каждый артикул, в нескольких картелях: в какой фактуре, в каком цвете, размере и сколько изделий необходимо изготовить. Этот анализ производится по каждой коллекции и по каждой вещи, а всего их десятки тысяч единиц. Решения нужно принимать очень быстро, и при этом учитывая особенности своего сегмента рынка. Анализируя конкретную вещь, байер должен решить, кто может ее купить, попадает ли она в нужную ценовую категорию. Если коллекция очень нравится лично «закупщику», но стоит довольно дорого, он должен принять ответственное решение – действительно ли она стоит этих денег и как быстро удастся ее продать. Но есть в этом мире и хитрые уловки — байер иногда сознательно покупает вещи, о которых заведомо знает, что они не будут востребованы. Для того чтобы покупатель, придя в магазин и увидев эту «ужасно дорогую и нереальную» одежду, восхитился ею. Тогда он быстрее купит ту, которая рядом. Это делается не всегда только для контраста. Иногда и для того, чтобы коллекция представлялась завершенной. Подобные «концепты» потом все равно уходят на распродажах, которые проводятся в конце каждого сезона. Модные дома тоже диктуют байерам свои условия. Обычно предлагается покупать не менее определенного количества вещей одного артикула. А байер, особенно из дорогого магазина, стремится не приобретать слишком много одинаковой одежды — его клиенты хотят эксклюзив. И не хотят встречать на улице людей, одетых точно так же. Таким образом, задача байера гораздо сложнее, чем просто заказать вещи, которые можно удачно продать. Может показаться, что клиенты байеров сплошные банкиры и «звезды» — это не верно. Все зависит от того, на каких покупателей рассчитан бутик. Рынок моды строго сегментирован. Например, люксовых позиции – три: haute couture, pret-a-porter de luxe и просто pret-a-porter. Массовая одежда тоже, в свою очередь, подразделяется на верхний, средний и нижний бридж. Байеры, естественно, работают на всех уровнях, и хотя специфика закупок в «люксе» и в «ширпотребе» разная, суть остается прежней. В штате крупных магазинов или сети бутиков часто несколько байеров. У каждого – свое направление, своя целевая аудитория. Кто-то занимается исключительно мужской одеждой, другие женской или детской, третьи закупают меха… Но во главе всей команды стоит всегда один человек, в России это чаще всего «главный байер» и по совместительству владелец бутика. До недавних пор без солидного стартового капитала путь в эту профессию был закрыт. Сейчас освоить увлекательную и прибыльную специальность вполне реально.
Я БЫ В БАЙЕРЫ ПОШЕЛ… Специальность «байер» требует специфических знаний из разных областей: истории моды, дизайна, экономики, основ торговли, менеджмента, психологии, культурологии, иностранных языков… Получить диплом с присвоением соответствующей квалификации до сих пор можно было только за границей. В России профессии байера стали обучать два года назад на курсе «Менеджмент и теория моды» при социологическом факультете МГУ благодаря знаменитому историку моды Александру Васильеву, инициировавшему совместно с журналом Vogue актуальный для России проект. Есть и другие варианты: стать «закупщиком» окольными путями через специальность «менеджер» или «дизайнер». Поскольку слова «байер» в российских государственных образовательных стандартах не существует. Например, в Национальном институте моды (коммерческий вуз) уже несколько лет наряду с дизайнерами одежды и аксессуаров выпускают профессионалов в области маркетинга и менеджмента. И хотя обучение проходит в рамках специальности « Маркетинг », оно имеет «модельерскую» специфику. Конечно, маркетологи, как дизайнеры, не изучают академический рисунок и живопись. Но уметь зарисовывать фигуру, знать основы композиции должны. Их учат цветоведению, законам цветосочетания. Для того чтобы будущий специалист смог оценить качество одежды, ее посадку, преподают материаловедение и конструирование. Технология производства, история костюма, товароведение, маркетинг, менеджмент — все это входит в программу. Другое негосударственное высшее учебное заведение, Институт индустрии моды, тоже присоединилось к благому начинанию и открыло абитуриентам дорогу в область Fashion Industry. Освоение профессии байера осуществляется в рамках специальности «Менеджмент». Строго говоря, институт готовит менеджеров-руководителей в области индустрии моды. Будущие управленцы должны разбираться в экономике, психологии, правоведении. Знать законы рынка, спрос, знать историю и теорию дизайна, моды, костюма. Самая хорошая новость — чтобы поступить в оба упомянутых института, достаточно пройти собеседование. Альтернативный путь в байеры – через специальность «Дизайн». Возможно он даже более правильный, ведь чтобы покупать «правильную» одежду, ее в первую очередь нужно «понимать», чувствовать стиль. А уж затем быть предпринимателем. Безусловные лидеры по подготовке модельеров — Московский государственный текстильный университет (МГТУ им. А.Н. Косыгина) и Московский государственный университет дизайна и технологий. Достаточно просто перечислить имена выпускников факультета прикладного искусства МГТУ им. А.Н. Косыгина: Вячеслав Зайцев, Виктория Андреянова, Алексей Греков, Катерина Леонович, Александр Игманд. Однако собеседованием вы здесь не отделаетесь, придется выдержать жесткий отбор (около 10 человек на место) и традиционный творческий конкурс: академический рисунок, живопись, композиция. Для этого как минимум за плечами надо иметь художественную школу. Дилетантов в таких заведениях не терпят. Помимо МГУ «второе высшее» по специальности байер можно получить в Государственном университете – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Здесь существуют одно- и двухгодичная программы дополнительного профессионального образования «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды». Курсы лекций поделены на три тематических модуля: «Менеджмент и мерчендайзинг», «Маркетинговые коммуникации», «История дизайна и текстиля». В основном слушатели уже работают в индустрии моды и хотели бы повысить квалификацию. Они учатся планировать коллекции, осваивают современные техники продвижения продаж. В принципе за 10 месяцев, что длится программа, человек получает достаточно знаний, чтобы работать байером или мерчендайзером. Причем независимо от того, какое у него было первое высшее образование. Для сравнения: весь период обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова стоит $5000, в ГУ-ВШЭ – 3400 евро. А по окончании вы будете зарабатывать от 1000 до $10 000 (столько получают российские байеры) в месяц, в зависимости от таланта и амбиций.
Мария Маганова, журнал "Косметика и парфюмерия"
Книги по теме:
Новинка: Закупки в сфере моды. Руководство для байеров и директоров магазинов. Хелен Говорек.
Все книги о модном ритейле на Retailboks.ru: Директору модного магазина
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?