Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Москве не удается решить проблему мелкорозничной торговли
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) подготовил доклад, в котором говорится в том числе о состоянии делового климата в розничной торговле Москвы. Как следует из документа, столичные предприниматели серьезно озабочены нынешним положением дел с недостатком торговых площадей.
Согласно данным исследования, для 51% организаций розничной торговли в Москве ограничением в развитии бизнеса является высокий уровень налогов. Почти столько же – 45%, считают, что не могут «развернуться» из-за завышенной арендной платы.
Напомним, еще в феврале прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин пообещал в течение года урегулировать проблему мелкорозничной торговли в Москве. Тогда он подчеркнул, что у него «нет никаких резких желаний убрать или закрыть эту торговлю, так как она сама по себе нужна», но палатки «должны быть в реально удобных местах для населения, там, где они не мешают транспорту». Также Собянин заявил, что объекты мелкорозничной торговли должны специализироваться прежде всего на торговле продуктами, а «не мехами или китайскими вещами».
Тем не менее, эксперты констатируют, что в столице наблюдается резкое сокращение числа уличных ларьков и палаток, а цены в тех, что пока остались, в последнее время значительно выросли. В московской Ассоциации предпринимателей уверяют, что по их требованию столичный департамент торговли сейчас обсуждает возможность увеличения торговых точек в городе. Однако, по мнению участников рынка, дело вряд ли серьезно продвинется, если порядок проведения аукционов на установку торговых павильонов (правило действует с весны прошлого года) останется прежним.
Согласно действующему решению московского мэра, в принятии решений принимает участие комиссия, в которую входят чиновники различных ведомств – от МЧС, пожарных до Федеральной службы охраны. Это, по мнению предпринимателя, председателя движения «За честный рынок» Ильи Хандрикова, и становится чуть ли не главным камнем преткновения. «Все эти процедуры уже привели к тому, что большое количество нестационарных объектов, которые ранее «крышевала» милиция и управа, заменили, выкинув с рынка многих предпринимателей. На их место встали представители «крышующих». И теперь они сдают эти места предпринимателям. Кто-то согласился с этой политикой, кто-то оскорбился и бросил бизнес, но потребитель от этой политики сильно проиграл» – заявил Хандриков в эфире Business FM.
Директор компании «Маркон», занимающейся развитием сети «Стардогс», Сергей Рак сетует на то, что аукционов проводится слишком мало: «До сих пор в Центральном округе проведены не все аукционы. В целом же победителями в них по большей части становились компании, которые потом перепродавали право аренды. Стоимость аренды повысилась примерно в три раза. Из-за этого количество объектов общепита, в частности, уже сократилось в два раза. Это не может не отразиться на эффективности бизнеса и ценах продаваемой продукции».
Бизнес-аналитик Алексей Богданов, представитель Retail Training Group, считает, что шаги столичных властей в отношении мелкорозничной торговли в городе пока неубедительны. «Как водится в России, проблему стали решать одним махом, волевым указанием сверху. Боюсь, что такой подход, основанный на жестком регулировании государством деятельности бизнеса, приведет либо к бессмысленной, беспощадной и бесконечной борьбе с ветряными мельницами, либо к построению очередных потемкинских деревень. По-видимому, единственным эффективным и цивилизованным путем решения «ларькового вопроса» является стимулирование частной инициативы. При таком подходе есть место не только кнуту, но и прянику. А первым шагом на этом пути, вероятно, должна стать разработка разумных и прозрачных правил игры для мелких розничных точек», – пояснил Богданов в интервью Business FM.
Отметим, ранее заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов признавал, что Москва отстает по объемам торговли не только от среднестатистических европейских городов, но уже и от некоторых российских. По его словам, это приводит к росту торговой наценки и снижению разнообразия товаров.
Экспериментальные аукционы
На фоне резкого сокращения числа уличных палаток и ларьков в Москве наблюдается резкое увеличение спроса на рынке стрит-ритейла. Одна из причин заключается в том, что окупаемость в этом сегменте, по оценкам экспертов, вернулась на докризисный уровень. Запросы на покупку и аренду объектов стрит-ритейла увеличиваются ежеквартально. Правда, представители этого рынка также сетуют на нехватку торговых площадей и их повышенную стоимость в связи с ограниченным предложением.
В июле этого года московские власти проведут конкурс на право аренды десяти помещений для сетевых магазинов. Этот конкурс будет осуществлен в рамках экспериментального проекта – договоры с предприятиями торговли будут заключаться сроком на 10 лет.
В пресс-службе специализированного государственного унитарного предприятия (СГУП) по продаже городского имущества BFM.ru рассказали, что торги пройдут 18 и 25 июля, на них будут выставлены 5 лотов – по два помещения в каждом. Презентация объектов состоялась в среду, 4 июля, на площадке СГУПа.
Начальная цена лотов (размер годовой арендной платы) варьируется от 3,96 млн рублей до 5,97 млн рублей, размер помещений от 177 до 354 кв. метров. К примеру, первый лот, который планируется продать на аукционе 18 июля, включают в себя два помещения. Одно из них находится на юго-востоке Москвы на первом этаже нового дома, площадь – 181 кв. метр, а второе – на юге столицы на первом этаже нежилого здания (280 кв. метров). Начальная стоимость этих двух объектов, объединенных в один лот, – 5,024 млн рублей.
По данным столичного департамента имущества, с января 2011 по май 2012 года под размещение объектов торговли по результатам торгов было передано в аренду 52 помещения общей площадью 8,17 тысячи кв. метров. Суммарная стартовая стоимость этих помещений составляла около 50 млн рублей. По итогам аукциона итоговая сумма превысила 105 млн рублей.
Тем не менее, партнер компании Retail Training Group Елена Комкова считает, что переезд мелкорозничной торговли в крупные здания – не лучший вариант для Москвы.
«Вполне понятна озабоченность владельцев ларьков и палаток в связи со стратегией московских властей по их «перевоплощению» в цивильные торговые точки. Эта стратегия пока непонятна и непрозрачная. Существует целый ряд товаров так называемого импульсного спроса, покупать которые в таких палатках удобно и привычно в таком большом городе, как Москва. Исходя из этого, необходимо найти альтернативу ликвидируемым палаткам. Архитектура и устройство города вряд ли предполагают «переезд» маленьких магазинчиков, поэтому нужно двигаться по иному пути – «цивилизации» и «легализации» ларьков», – поделилась мнением с BFM.ru Елена Комкова.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?