Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Москва-маркировочная
Ольга Соломатина Журнал «Деньги» № 31(637) от 13.08.2007
Постановление московского правительства «О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, информированию потребителей», выпущенное в феврале 2007 года, и последовавшие за ним официальные письма торговым сетям посеяли панику среди поставщиков продуктов питания. Поставщики, так получается, теперь должны доказывать, что их товар не содержит трансгенов. Но главный неприятный сюрприз ждет покупателей -- осенью цены на все продукты питания в Москве заметно вырастут.Согласно документу, с 1 июля 2007 года у каждого производителя продуктов питания, продающего свой товар в Москве, есть возможность украсить его значком «Не содержит ГМО!» -- бледно-зеленый круг с такой надписью будет информировать покупателя об отсутствии в продукте трансгенов. Однако прежде компания должна предоставить образец каждого наименования товара на экспертизу в одну из 16 лабораторий, созданных в этом году при департаменте потребрынка. Начальник управления организации и координации продовольственной торговли департамента потребрынка и услуг Москвы Валерий Шапилов объяснял, что сертификат с правом получения значка «Не содержит ГМО!» действителен в течение года. Потом производитель должен пройти повторную экспертизу. Теоретически данная сертификация -- процедура добровольная. Стоимость исследования на наличие ГМО (генно-модифицированных организмов) составляет 3,3 тыс. рублей для одного продукта. Определение концентрации ГМО -- 6 тыс. рублей. Эта кампания -- инициатива правительства Москвы, решившего объявить Москву зоной, свободной от ГМО. Следующим пунктом программы должен стать запрет ввоза в столицу ГМ-продуктов. Лучшее -- враг хорошего Февральское постановление московского правительства вызвало недоумение у федеральных ведомств, занимающихся контролем пищевых продуктов, содержащих ГМО. Дело в том, что усилиями РАМН, РАН, РАСХН, Минздрава, Минпромнауки была создана нормативная и методическая база для оценки безопасности содержащих ГМО пищевых продуктов и контроля их оборота. Методика оценки разрабатывалась с учетом международного и отечественного опыта, в том числе рекомендаций ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). Постановление же столичного правительства противоречит федеральной и мировой практике. Действующая в России система оценки безопасности ГМО требует проведения даже более широкого спектра исследований, чем ее аналоги в США и Евросоюзе. В частности, российская практика включает в себя длительные токсикологические исследования на животных -- 180 дней против 90 дней в ЕС. «Мировая и российская практика, одобренная Роспотребнадзором, базируется на количественном методе экспертизы на предмет содержания в продукции ГМО,-- рассказывает Дмитрий Петров, президент Союза производителей безалкогольных напитков.-- Этот метод подразумевает анализ, показывающий процентное содержание ГМО в продукте. Установлен общемировой допустимый максимум присутствия ГМО -- 0,9%. Если ГМО в продукте меньше, маркировать его не нужно». Метод учитывает, что в продукте может случайно оказаться некоторое количество ГМО-компонентов. К примеру, такое может быть при перевозке пшеницы или кукурузы в контейнерах, где до того было зерно с ГМО. Перевозить трансгенные пищевые продукты в отдельных вагонах или рефрижераторах, хранить их на отдельных складах неоправданно дорого. Поэтому и была принята максимально допустимая доля содержания ГМО -- 0,9%. «Московские чиновники настаивают на качественном, а не количественном методе изучения продуктов на предмет содержания ГМО,-- объясняет Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации «Русбрэнд».-- То есть, если в продукте обнаружится хотя бы одна молекула ГМО, производитель должен поставить на свой товар значок «Содержит ГМО». Результаты анализов придется оценивать в рамках погрешности. Таким образом, получится, что более чем 90% продукции содержит ГМО». Мнение производителей продуктов питания разделяют в НИИ питания РАМН. По его данным, пищевые продукты, содержащие ГМО и прошедшие медико-биологическую экспертизу, не отличаются по изученным свойствам от аналогов, полученных традиционными методами, и не представляют опасности для здоровья. Писать на продукции «Не содержит ГМО!» то же самое, что писать «Не содержит холестерина» на бутылках с растительным маслом, уверены сотрудники Института питания. Дело в том, что, согласно закону РФ от 7 февраля 1992 года N2300-1 «О защите прав потребителей», информация о продуктах питания должна содержать сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО. За исполнением закона следит Роспотребнадзор. Если в продукте содержится больше 0,9% ГМО, об их наличии сообщает этикетка. По данным Роспотребнадзора, контроль над исполнением закона привел к тому, что доля пищевых ГМ-продуктов в торговле снизилась за последние три года в четыре раза. За десятилетний период мирового промышленного производства ГМО растительного происхождения на Западе зарегистрированы и разрешены для использования в питании более ста видов ГМ-продуктов. В России же успешно прошли полный цикл испытаний лишь 14 видов пищевой продукции растительного происхождения, полученные с применением трансгенных технологий: по три сорта сои и картофеля, шесть -- кукурузы, по одному -- сахарной свеклы и риса. К нам едет ревизор То, что добровольная сертификация на практике станет принудительной, производители заподозрили сразу, а убедились, что волновались не зря, уже в апреле 2007 года. Производители продуктов питания стали получать письма от крупнейших продовольственных сетей, в частности «Пятерочки» и «Седьмого континента», которые «настоятельно рекомендовали» с 15 июня при поставках продуктов в их магазины обеспечить наличие на них маркировки «Не содержит ГМО!». Дело в том, что в апреле московские ритейлеры получили письмо от заместителя руководителя департамента потребительского рынка Москвы Анатолия Кочеткова, где сообщалось: «В случае выявления нарушений в информировании потребителей поставщики и ваше предприятие будут внесены в реестр недобросовестных продавцов, широкая информация о которых будет размещена в СМИ». Проверки, говорилось в письме, начнутся в третьем квартале 2007 года. Так добровольная сертификация превратилась в принудительную. Представители десяти ассоциаций, включая Российский союз производителей соков, ассоциацию кондитеров «Асконд», Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции, направили Юрию Лужкову письмо, в котором жаловались, что маркировка, говорящая об отсутствии ГМО, становится обязательной. «Мы просили отменить добровольное сертифицирование и дальше работать по стандартам Роспотребнадзора,-- рассказывает Алексей Поповичев.-- Ведь нововведение скорее не информирует покупателя -- с этим согласны даже в КонфОП,-- а вводит его в заблуждение относительно свойств и качества продукции. Информация об отсутствии ГМО становится маркетинговым инструментом, средством лоббирования интересов определенных производителей». Однако достучаться до московских властей производители не смогли. Более того, в список товаров, подлежащих сертификации, попали категории продуктов, которые не могут содержать ГМО по определению: вода, алкоголь, чай, кофе. Стоит также отметить, что постановление столичного правительства противоречит федеральному закону N184, согласно которому добровольную сертификацию не могут проводить госорганизации, такие как лаборатории при департаменте потребрынка правительства Москвы, которые задействуются в данном случае. Тем не менее под эту программу город выделил 50 млн рублей бюджетных средств, которые пошли на закупку оборудования для лабораторий. Пока производители возмущались и вели переговоры с ритейлерами, из-под руки Анатолия Кочеткова в мае вышло второе письмо. Оно не отменяло черный список апрельского послания, но заканчивалось следующим разъяснением: «Введение маркировки не является основанием для отказа в пролонгации договоров с производителями и поставщиками пищевой продукции». Торговые сети и производители несколько успокоились. Затем были роспуск правительства Москвы и представление его нового состава. Естественно, столичным чиновникам в это время было не до ГМО. Однако близится осень, а значит, и указанное в первом письме Анатолия Кочеткова время проверок. По осени считают Производители уверены, что основные лоббисты тотальной маркировки -- производитель оборудования для лабораторий инновационная корпорация «Биозащита» и ассоциация «Биологическая, экологическая и продовольственная безопасность». «Эта ассоциация -- единственная организация, вошедшая в комиссию по выдаче разрешений на маркировку пищевых продуктов, не содержащих ГМО»,-- говорит Алексей Поповичев. Среди производителей, входящих в профобъединения, не нашлось ни одного, кто прошел бы добровольную сертификацию. Во всяком случае, представители союзов таковых назвать «Деньгам» не смогли. Пока и производители, и руководство большинства торговых сетей ждут, какие действия предпримет департамент потребрынка. В приемной Анатолия Кочеткова нам рассказали, что 13 августа он «вернется из отпуска и утвердит план проверок». С этого момента, говорят представители торговых сетей, им придется давить на производителей -- требовать продукцию с маркировкой. На прошлой неделе поставщики и производители продуктов питания получили письмо от международного ритейлера Metro. Руководство «МГБ Метро Груп Баинг РУС» требует «обеспечить наличие на продуктах маркировки знаком «Не содержит ГМО!»«. «Судиться с московскими чиновниками сложно -- сертификация, согласно тексту постановления, добровольная,-- говорит Алексей Поповичев.-- Метод давления -- через торговые сети -- тоже выбран идеальный. В выигрыше окажутся «Биоконтроль» и ассоциация «Биологическая, экологическая и продовольственная безопасность». Если сертификация станет пропуском на московский рынок, производители ее, конечно, пройдут, а заплатят в конечном счете столичные покупатели». По мнению чиновников, стоимость сертификации невысока. Производители так не считают. «Стоимость сертификации и анализа качества продукции несоизмерима с другими последствиями этой программы,-- говорит Валерий Остапец, президент Союза производителей соков.-- Возьмем для примера те же соки. Технологичное нанесение значка маркировки возможно только вместе со сменой всего дизайна упаковки. Мы посчитали: данное мероприятие обойдется всем производителям сока в 5 млн рублей». По подсчетам КонфОП, проверка 50 тыс. товарных позиций (средняя ассортиментная линейка одного супермаркета) встанет поставщикам в 90 млн рублей. Соответственно, эти затраты серьезно увеличатся, если подобный способ пополнения бюджета возьмут на вооружение и остальные субъекты федерации. В заключение заметим, что результатом добровольно-принудительного информирования о наличии в продуктах ГМО может стать подорожание всех продуктов питания на столичном рынке -- по оценкам экспертов, на 10-20%, и уже осенью. Крайним, как всегда, окажется потребитель.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?