Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 3768
Поделиться
Москва гонится за Европой
Во втором квартале 2013 года в Москве в эксплуатацию было введено 107,2 тыс. кв. м качественных торговых площадей, сообщили в Jones Lang LaSalle. Рынок торговой недвижимости пополнился четырьмя новыми ТЦ, притом что в аналогичные периоды в течение трех предыдущих лет не было открыто ни одного объекта. Большая часть новых торговых площадей пришлась на ТЦ «Рио Ленинский» — 40 тыс. кв. м. (девелопер группа «Ташир») и два аутлета: Fashion House Outlet (Fashion House Development) и Vnulovo Outlet Village (Hines): их суммарная площадь составляет 45 тыс. кв. м. Кроме того, был открыт ТЦ «Спортэкс» («Альтаир») с площадью около 16 тыс. кв. м.
Низкий показатель в Jones Lang LaSalle объясняют тенденцией введения новых площадей во втором полугодии. Так, в первом квартале текущего года также не было сдано ни одного ТЦ.
В 2013 году в столице будет построено около 250 тыс. кв. м торговых площадей. Этот показатель на 7,9% превышает результаты 2012 года (231,8 тыс. кв. м) и на 67,8% — итоги 2011 года (149 тыс. кв. м). В России общая площадь новых ТЦ к концу нынешнего года может составить 1,5 млн кв. м. «Тем не менее говорить о росте на московском рынке торговой недвижимости преждевременно»,— считает Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований компании Cushman&Wakefield (C&W). По ее словам, построенные торговые центры не могут характеризовать рост, так как некоторые из них находятся за пределами МКАД, а оставшиеся не могут удовлетворить спрос на качественные торговые площади. Впрочем, по данным эксперта Jones Lang LaSalle, к концу 2013 года обеспеченность торговыми площадями в Москве может вырасти до 313 тыс. кв. м на 1000 человек, что сравнимо с показателями западноевропейских столиц. В Берлине и Амстердаме на 1000 человек приходится 348 и 370 тыс. кв. м соответственно. Для сравнения, в Варшаве этот показатель близится к 700 тыс. кв. м на 1000 человек.
Российский рынок остается привлекательным для зарубежных брендов, полагают в C&W, но их не устраивает то качество и количество торговых центров, которые могут предложить российские города. Среди новых ритейл-компаний в Москве появились Takko Fashion (ТРЦ «Золотой Вавилон»), Brooks Brothers и Red Valentino (ТЦ ГУМ), Boardriders (ТЦ «Мега Белая дача»). Доля свободных помещений в торговых центрах Москвы осталась на уровне 2012 года — 2,5%. Максимальная арендная ставка в московских торговых центрах достигает, как и в первом квартале текущего года, $4,5 тыс. за кв. м, средняя осталась на уровне $1,15 тыс. за кв. м. в год.
По прогнозам Jones Lang LaSalle, в 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 600 тыс. кв. м качественных объектов. Тем не менее можно заметить снижение интереса инвесторов к вложениям в торговую недвижимость. В первом полугодии 2013 количество сделок с ТЦ составило почти 40% от совершенных инвестиций, для сравнения за аналогичный период 2012 года — около 42%. Снижение количества инвестиций в CBRE объясняют стремлением российских предпринимателей вкладывать деньги в первую очередь в офисные центры.
Елизавета Макарова, КоммерсантЪ-Онлайн
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?