Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 849
Поделиться
Москва гонится за Европой
Во втором квартале 2013 года в Москве в эксплуатацию было введено 107,2 тыс. кв. м качественных торговых площадей, сообщили в Jones Lang LaSalle. Рынок торговой недвижимости пополнился четырьмя новыми ТЦ, притом что в аналогичные периоды в течение трех предыдущих лет не было открыто ни одного объекта. Большая часть новых торговых площадей пришлась на ТЦ «Рио Ленинский» — 40 тыс. кв. м. (девелопер группа «Ташир») и два аутлета: Fashion House Outlet (Fashion House Development) и Vnulovo Outlet Village (Hines): их суммарная площадь составляет 45 тыс. кв. м. Кроме того, был открыт ТЦ «Спортэкс» («Альтаир») с площадью около 16 тыс. кв. м.
Низкий показатель в Jones Lang LaSalle объясняют тенденцией введения новых площадей во втором полугодии. Так, в первом квартале текущего года также не было сдано ни одного ТЦ.
В 2013 году в столице будет построено около 250 тыс. кв. м торговых площадей. Этот показатель на 7,9% превышает результаты 2012 года (231,8 тыс. кв. м) и на 67,8% — итоги 2011 года (149 тыс. кв. м). В России общая площадь новых ТЦ к концу нынешнего года может составить 1,5 млн кв. м. «Тем не менее говорить о росте на московском рынке торговой недвижимости преждевременно»,— считает Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований компании Cushman&Wakefield (C&W). По ее словам, построенные торговые центры не могут характеризовать рост, так как некоторые из них находятся за пределами МКАД, а оставшиеся не могут удовлетворить спрос на качественные торговые площади. Впрочем, по данным эксперта Jones Lang LaSalle, к концу 2013 года обеспеченность торговыми площадями в Москве может вырасти до 313 тыс. кв. м на 1000 человек, что сравнимо с показателями западноевропейских столиц. В Берлине и Амстердаме на 1000 человек приходится 348 и 370 тыс. кв. м соответственно. Для сравнения, в Варшаве этот показатель близится к 700 тыс. кв. м на 1000 человек.
Российский рынок остается привлекательным для зарубежных брендов, полагают в C&W, но их не устраивает то качество и количество торговых центров, которые могут предложить российские города. Среди новых ритейл-компаний в Москве появились Takko Fashion (ТРЦ «Золотой Вавилон»), Brooks Brothers и Red Valentino (ТЦ ГУМ), Boardriders (ТЦ «Мега Белая дача»). Доля свободных помещений в торговых центрах Москвы осталась на уровне 2012 года — 2,5%. Максимальная арендная ставка в московских торговых центрах достигает, как и в первом квартале текущего года, $4,5 тыс. за кв. м, средняя осталась на уровне $1,15 тыс. за кв. м. в год.
По прогнозам Jones Lang LaSalle, в 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 600 тыс. кв. м качественных объектов. Тем не менее можно заметить снижение интереса инвесторов к вложениям в торговую недвижимость. В первом полугодии 2013 количество сделок с ТЦ составило почти 40% от совершенных инвестиций, для сравнения за аналогичный период 2012 года — около 42%. Снижение количества инвестиций в CBRE объясняют стремлением российских предпринимателей вкладывать деньги в первую очередь в офисные центры.
Елизавета Макарова, КоммерсантЪ-Онлайн
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?