Декоративное изображение
9 034

Поделиться

Морская торговля Испании накануне открытия Америки

Во второй половине XV века на Иберийском полуострове было четыре державы, ведущих активную морскую торговлю:
  1. Основа Испании — королевство Кастилия и Леон.
  2. Королевство Арагон, в котором основной тон задавали каталанцы. Основным торговым и военным портом Арагона была Барселона.
  3. Гранадский эмират, богатейшее мусульманское государство на юге Пиренейского полуострова.
  4. Знаменитая своими отважными моряками и путешественниками Португалия.

В рамках этого очерка будем рассматривать торговлю трёх из этих государств: Королевства Кастилия и Леон (которое в дальнейшем будем именовать просто Кастилией), Королевство Арагон и Гранадский эмират.

1. Кастилия

Население королевства в рассматриваемый период (15 век) составляло порядка 4 млн человек (есть очень серьезно отличающаяся оценка численности населения Гранадского эмирата всего в 0,75 млн человек. То есть разница в цифрах составляет 6,66 раз!). 

В Кастилии важнейшую роль играли генуэзские и флорентийские купцы, прежде всего — семьи Чентурионе, Гримальди, Пинелли, Риппароло. На севере королевству Кастилия принадлежали кантабрийские порты Ла-Корунья, Сантандер, Ларедо, Сан-Себастьян, торговцы которых ещё в XIII веке создали сообщество «болотное братство». На юге, на побережье Атлантического океана крупнейшим портом Кастилии стала знаменитая ещё во времена Римской империи Севилья. 

На Средиземном море Кастилия отвоевала у Гранадского эмирата королевство Мурсию с портом Картахена, основанным ещё карфагенянами. Ключевыми статьями экспорта Кастилии были: шерсть, в том числе и овец мериносов, вино (особенно креплённое, которое назвали по основному району производства - хересом), оливковое масло и мыло, сваренное из него. В конце XV века происходит рост производства шерсти, но при этом практически исчезает традиционный товар испанского экспорта — пшеница.

sheeps-919072_1280.jpg

Произошло это из-за того, что многие поля были переданы под пастбища могущественному объединению овцеводов и торговцев шерстью Месте. Одних только овец мериносов Месте принадлежало свыше 2,5 млн. Места владела многими пастбищами и скотопрогонами, в том числе, четырьмя каньядами — основными путями миграции овец с летних на зимние пастбища, три из которых пронизывали всю территорию Кастилии с севера на юг к самым границам Гранадского эмирата, а четвёртая самая восточная каньяда шла от Куэнки к Мурсии. 

Первоначально вся шерсть через торговый город Бургос перераспределялась между кантабрийскими портами Сантандером, Ларедо и Сан-Себастианом, а также через Леон между Хихоном и Ла-Коруньей. И уже оттуда морем следовала во Фландрию и в Англию. Кастильская корона контролировала экспорт в местах распределения потоков между портами. 

После взятия Севильи появилась возможность вывозить шерсть с зимних пастбищ. Примерно в это время растет значение торгового города Медина-дель-Кампо, расположенного в центре страны, через который перераспределялись потоки шерсти с обширных пастбищ Месеты (Кастильского плоскогория) между северными кантабрийскими портами и южной Севильей. Лучшую мериносную шерсть стригли на зимних пастбищах в долине Серена к северу от Севилии.

Оба главных атлантических порта Кастилии Севилья и Кадис были основаны еще древними финикийцами за Геркулесовыми столбами — Гибралтарским проливом.

Севилья, в наши дни столица автономного сообщества Андалусия, в 15 веке была главным атлантическим морским портом королевства Кастилия на реке Гвадалкивир примерно в 90 км от моря. Хотя Гвадалкивир выходит к морю широкой 7 км воронкой эстуария, а не дельтой, само русло содержит много опасных для судоходства речных мелей. Особенно сложным был участок в самом начале эстуария около небольшого порта, специализирующегося на вывозе креплённых вин Хереса Санлукар-де-Баррамеда. Это давало надежную защиту от внезапности пиратских набегов. В 15 веке Гвадалкивир был судоходен до города Кордовы, что имело важное значение для экономичного подвоза экспортных, в том числе и сельскохозяйственных товаров.

На берегу Гвадалкивира расположено предместье Севильи Триана, центр производства керамических изделий. Напомним, что керамика — это посуда, емкости для хранения, фасадные, кровельные и отделочные материалы, то есть весьма необходимые товары как для флотских экипажей, так и для групп колонистов. Основные товары вывоза: шерсть из Серены и Месеты, сукно, оливковое масло из Альхарафе и мыло из него, креплённые вина из Хереса, керамические изделия, посуда из Трианы. 

Основные товары ввоза: золото во всех видах от монет до золотого песка из западноафриканского Мали, дорогие ткани, древесина корабельная, дрова как топливо, рыба сушёная треска и сельдь из Гамбурга и Любека, пенька. По торговле золотом до открытия Америки Севилья конкурировала с Малагой, принадлежавшей Гранадскому эмирату.

Кадис, глубоководный порт с гаванью, удобной для кораблей. Кадис всегда стремился выполнять ту же роль экономической столицы Испанской Америки, что и Севилья. Главное возражение было связанно с уязвимостью полуостровного Кадиса при нападении с моря.

Также следует упомянуть Уэльву и Палос-де-ла-Фронтера, сегодня ставшие практически одним городом, который славится тем, что именно из него отправлялись в плавание экспедиции Христофора Колумба.

Картахена — порт, основанный ещё карфагенским полководцем Гасдрубалом Красивым, к 15 веку в значительной степени утратил своё коммерческое значение, а с 16 века он стал базой военно-морского флота Испании.

В 15 веке Кастилия завоёвывает и осваивает Канарские острова, приобретая навыки заселения территории, её хозяйственного освоения и акклиматизации сельскохозяйственных культур.

Очерки истории мировой торговли

2. Арагон

Население этого королевства на Иберийском полуострове и Болеарских островах составляло всего около 1 млн. человек, то есть в четыре раза меньше, чем в королевстве Кастилия. К 15 веку Арагон представляет собой весьма сложную морскую мини-империю. Его владения помимо собственно Арагона и Каталонии, включают в себя Болеарские острова, Сардинию, Сицилию, южную Италию вместе с Неаполем, доходя на востоке до герцогства Афинского в Греции. Также королю Арагона подчиняется королевство Валенсия. Королевство представляет собой весьма сложное композитное образование, между купечеством и дворянством весьма напряжённые отношения. Королевство ослабленно соперничеством с Францией, Генуэзской республикой и набирающей силу молодой Османской империей, которая в 1458 году отобрала у Арагона и присоединила к себе Афинское герцогство. Средиземноморская торговля Арагона во второй половине 15 века находится в упадке, так как в Средиземном море возросла военная напряжённость. Традиционной для Арагона была торговля специями, драгоценностями, дорогими тканями. Главным портом была Барселона. Преобразованием завоёванной мусульманской тайфы (княжества) Валенсия в королевство Валенсия король Арагона и граф Барселоны Хайме 1 завоеватель пытался создать подобие вольного города, который мог бы вести торговлю с мусульманскими государствами востока и Африки. Статус самостоятельного королевства сохранялся у Валенсии и в 15 веке.

Naval Battle of Vigo Bay.jpg

3. Гранадский эмират

Располагал двумя крупными портами на Альборане, самом западном море в составе Средиземного моря. Население эмирата составляло порядка 5 млн. человек, что равно населению Кастилии и Арагона вместе взятых (есть очень серьезно отличающаяся оценка численности населения Гранадского эмирата всего в 0,75 млн человек. То есть разница в цифрах составляет 6,66 раз!). Это соотношение особенно сильно впечатляет, если сравнивать на карте, на какой небольшой территории проживала почти половина населения Иберийского полуострова. Население Гранадского эмирата было богаче, чем в Кастилии и Арагоне. 

Примечательный факт: в жилищах гранадцев почти нет кухонь, так как готовили дома только богачи, а остальные питались преимущественно готовой едой, купленной в общепите. Этот факт указывает на обеспеченность населения и уровень развития общепита и розничной торговли. 

Экономика Гранадского эмирата, несмотря на непрерывную борьбу различных аристократических группировок за власть, почти весь 15 век процветает. Плодородная Гранадская долина отделена от моря горами Сьерра-Невада. Западный обход ведёт к порту Малага, а восточный порту Альмерия. 1470 года эмират начинает выплачивать ежегодную дань Кастилии по 20 тысяч дублонов - золотых монет ежегодно.

К началу 1490-х годов утрата двух главных портов (эмирата Малаги в 1487 году и Альмерии в 1489 году), выплата ежегодной дани и нарастающие внутренние конфликты привели эмират к тяжелейшему финансовому кризису, который совпал с мощной и планомерной войной объединённых войск Кастилии и Арагона под руководством Католических королей Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. В 1492 столица эмирата пала. В этом же году генуэзец Христофор Колумб открыл Америку в экспедиции на деньги Католических королей и генуэзских купцов.

В торговле Гранадского эмирата была своя изюминка, которая помогала в трудных условиях поддерживать его процветающую экономику. Фактически это был торговый мостик между христианскими и мусульманскими государствами Средиземноморья. Конечно, многое из этой практики по современным нормам могло быть отнесено к нелегальной торговле и контрабанде. 

Так, одним из наиболее значимых направлений торговли Малаги была торговля западно- и северо-африканским золотом. Эта был завершающий главный пункт в торговле золотом. Отсюда золото различными путями попадало к европейским покупателям и шло на монеты, убранство церквей и соборов, ювелирные украшения. Одной из главных особенностей торгового порта Альмерии был невольничий рынок, откуда рабы попадали в страны Магриба — северо-западную Африку. Поэтому можно сказать, что особыми элементами морской торговли Гранадского эмирата был ввоз золота через западный порт Малагу и вывоз работ через восточный порт Альмерию.

В 1492 произошло завоевание Гранадского эмирата объединёнными войсками королевств Кастилии и Арагона, а также открытие Америки Христофором Колумбом. Эти события внесли грандиозные изменения как в испанскую, так и мировую торговлю. Но об этом речь пойдёт в других очерках.

Авторы: Кира и Рубен Канаян, группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами