Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Мониторинг экспансии ритейла за 3 года. Куда идет офлайн-розница?
Как развивается розница в российских регионах и где есть особенный потенциал для роста? Чтобы ответить на этот вопрос, центр пространственных исследований «Геоинтеллект», проанализировал географические тренды экспансии ритейла в РФ. Первые два подобных исследования компания провела в 2015 и 2018 годах. В этой статье эксперты центра делятся результатами своего анализа географических трендов развитости торговой розницы в регионах России сегодня.
Фото: «Геоинтеллект»
Анализ изменений в ритейле за период с 2018 по 2021 год
В рамках исследования перспективных регионов РФ для развития розничных торговых сетей все субъекты были проанализированы на предмет двух составляющих:
- Сводный индекс развитости;
- Емкость рынка
При определении Сводного индекса изучались 4 показателя:
- уровень жизни – соотношение зарплат и прожиточного минимума;
- плотность населения на кв. км;
- доля торговых сетей в общем объеме розничной торговли (ОРТ);
- наличие логистических узлов в регионе.
Порядок и структура лидеров практически не изменились, однако на верхнем уровне можно сказать, что лидерами по уровню жизни по-прежнему являются две столицы, ЯНАО и дальний восток. Следует отметить, что среднее значение показателя уровня жизни выросло за последние 3 года с 322% до 349%.
Top-5 по уровню жизни (2021 г.) | Top-5 по уровню жизни (2018 г.) |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Сахалинская область | Сахалинская область |
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург |
Чукотский автономный округ | Москва |
Москва | Чукотский автономный округ |
Структура субъектов – лидеров по плотности населения не поменялась, как и список субъектов, в которых расположены логистические узлы.
Санкт-Петербург и Ленинградская область до сих пор остаются в пятерке лидеров по доле торговых сетей в общем обороте розничных продаж, при этом остальной состав топ-5 субъектов по этому показателю поменялся.
Top-5 по доле торговых сетей в общем ОРТ (2020 г.) | Top-5 по доле торговых сетей в общем ОРТ (2017–2018 гг.) |
Санкт-Петербург | Ленинградская область |
Ленинградская область | Новгородская область |
Московская область | Санкт-Петербург |
Кемеровская область | Владимирская область |
Республика Марий Эл | Томская область |
В целом по стране показатель доли торговых сетей в общем обороте розничной торговли вырос с 30,7% до 38,5%.
На основе вышеперечисленных показателей был выведен сводный индекс развитости регионов. В пятерке лидеров в этом году все также фигурируют Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. К ним на этот раз добавились Свердловская и Мурманская области, которые попали в топ-5, по сути, благодаря соотношению долей объема федеральных сетей в общем розничном обороте и уровня проживания потребителей. Так выглядит сводный индекс в динамике.
Сводный индекс (2021 г.) | Сводный индекс (2018 г.) |
Москва | Москва |
Санкт-Петербург | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Свердловская область | Санкт-Петербург |
Мурманская область | Республика Татарстан |
Республика Татарстан | Ненецкий автономный округ |
Емкость рынка или суммарные денежные средства покупателей – второй показатель для определения перспективных регионов. За несколько лет пятерка лидеров не изменилась. Ожидаемо, что наибольшая емкость рынка – у субъектов с наибольшей численностью населения.
Top-5 по емкости рынка (2020–2021 гг.) | Емкость рынка, млрд руб. |
Москва | 953 |
Московская область | 356 |
Санкт-Петербург | 262 |
Краснодарский край | 202 |
Свердловская область | 159 |
На основе сводного индекса развитости региона и емкости рынка в нем были выведены наиболее перспективные регионы для развития розничных продаж:
Перспективные регионы в 2021 г. | Перспективные регионы в 2018 г. |
Иркутская область | Иркутская область |
Краснодарский край | Кемеровская область |
Москва | Краснодарский край |
Московская область | Москва |
Нижегородская область | Нижегородская область |
Новосибирская область | Новосибирская область |
Санкт-Петербург | Республика Татарстан |
Свердловская область | Санкт-Петербург |
Республика Татарстан | Свердловская область |
Таким образом, наиболее перспективными регионами с точки зрения розничной торговли в 2021 г. стали преимущественно крупные регионы западной, южной и средней частей России. В целом список перспективных регионов за несколько лет изменился незначительно: на смену Кемеровской области в список вернулась Московская область. В остальном, лидеры остались прежними.
Перспективы развития FMCG на Дальнем востоке – изменения за 6 лет
Центр пространственных исследований в последние 6 лет на ежеквартальной основе агрегирует данные о точках FMCG по открытым источникам (сайты компаний, агрегаторы) и обновляет карту в системе «Геоинтеллект».
По всей стране с 2015 наблюдается постепенное «освоение» географии сетевой розницей. Это видно по картограммам «Доли оборота федеральных игроков в общей доле ритейла». Изменение картограмм демонстрирует постепенное покрытие всех территорий, за исключением Ненецкого автономного округа и некоторых кавказских регионов и, конечно, Крыма. До Красноярска практически везде присутствуют федеральные игроки, а также лидеры FMCG-ритейла.
Любопытно изучить изменение значений сводного индекса развитости регионов в 2018 и 2021 годах. Тут можно отметить, что наибольшие положительные изменения наблюдаются в регионах, расположенных за Уралом.
При этом анализ регионов присутствия таких ритейлеров как «Магнит» и X5 Group показывает, что оба ритейлера остановились на Красноярском крае и не двигаются дальше на восток. В 2019 годах у лидеров в сегменте FMCG уже были приняты стратегии локального развития «вглубь», произошла остановка стремительной экспансии и в пандемию. В южном же направлении оба ритейлера увеличили свое присутствие в Северо-Кавказском федеральном округе, открыв магазины в Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. С другой стороны, с востока, формируется новый ритейлер.
В мае 2021 г. было объявлено о создании альянса «Восточный союз», который объединяет три локальные торговые сети: «Самбери», «Красный яр» и «Слата», присутствующие на Дальнем Востоке. В условиях отсутствия конкуренции со стороны крупных федеральных игроков «Восточный союз» может занять большую долю рынка в Дальневосточном федеральном округе. И начинать экспансию можно с регионов, которые растут по изменению Сводного индекса: Якутия, Сахалин, Иркутская область и др.
Таким образом, по многим показателям видится огромный потенциал формирования нового федерального игрока не только в дальневосточном, но и в российском масштабе в целом, так как в отдельных регионах, даже европейской части, есть еще потенциал для развития федеральной розницы.
В целом можно констатировать, что розничная торговля в РФ переживает новый виток изменений. Происходит консолидация рынка. При слияниях и поглощениях во главе угла становится сила бренда, его узнаваемость в регионе и, как результат, экономические показатели. При этом стремление к мультиформатности и многоканальности может побудить ритейлеров менять концепции, площади и форматы, что через 6–9 лет может изменить внешний вид нашей карты.
Инструменты анализа
Для макроанализа и понимания географических трендов можно использовать различные BI или LI (Location Intelligence) системы. В этой статье показаны примеры исследования в виде интерактивных картограмм в дашборде сервиса Yandeх DataLens. Поработать с исследованием можно самостоятельно по ссылке.
Можно выбрать год, посмотреть динамику в пространстве, сравнить картограммы и геослои внутри интерактивных карт. Выводы по предыдущему исследованию 2018 года в сравнении с 2015 годом можно найти по ссылке.
Для микроанализа истории изменений в конкретных городах и локациях можно использовать профессиональные обновляемые геоаналитические сервисы и маркетплейсы.
Денис Струков, «Геоинтеллект»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?