Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минпромторг ослабит алкогольный закон
Достучаться до министра
О планах снять запрет на продажу алкоголя вблизи учреждений образования, не имеющих гослицензии, рассказал на заседании Российского совета торговых центров замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребрынка Минпромторга Никита Кузнецов. До конца года министерство подготовит поправки в 171-ФЗ. По замыслу авторов статус прилегающей территории, на которой продавать алкоголь будет по-прежнему нельзя, сохранят за собой земли вблизи некоммерческих образовательных организаций, за исключением «организаций дополнительного профессионального образования».
Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов пояснил РБК daily, что статус-кво сохранится в отношении государственных и муниципальных больниц и поликлиник, а также родильных домов и частных больниц. Действующая сегодня норма не разрешает продавать алкоголь вблизи любых медицинских организаций.
«Эту норму мы предлагаем для предотвращения недобросовестной конкуренции. Представители отрасли неоднократно сообщали о случаях, когда возле магазинов специально открывали частные медицинские кабинеты в целях вытеснения конкурентов. А когда результат был достигнут, кабинет закрывали, а в помещение магазина въезжал новый арендатор», – рассказал замминистра. Вводится переходный период: магазины и пункты общепита, попавшие в зону ограничений, смогут в течение полугода торговать алкоголем для того, чтобы адаптироваться к новым условиям и при необходимости перепрофилировать свой бизнес.
Возле спортплощадки не наливать
Продавцы алкоголя запаниковали, когда в январе 2013 года вступило в силу постановление за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева, которое позволило муниципальным властям самостоятельно определять границы мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности. Согласно положениям 171-ФЗ, там запрещена розничная продажа алкоголя. Фактически это означало, что власти субъекта по-своему решают, какие границы установить и как измерить расстояние от объекта торговли до прилегающей территории детского сада, школы и больницы.
Представитель и главный переговорщик от лица крупных сетевых ритейлеров – Ассоциация компаний розничной торговли ( АКОРТ ) – в феврале 2013 года подготовила обращение в правительство с просьбой исправить ситуацию вокруг розничных алкогольных лицензий, которые могут быть аннулированы из-за изменений в алкогольном законодательстве.
Проблемными городами с точки зрения ритейлеров считаются Якутск, Тула, Тюмень и Калуга. В прошлом году специалисты X5 Retail Group (управляет «Пятерочкой», «Каруселью», «Перекрестком») подготовили карту Калуги, на которую нанесли места массового скопления граждан и ареалы, за границами которых можно было торговать алкоголем, – получалось, что алкогольную лицензию мог получить только магазин возле городского кладбища.Глава ГК «Дикси» Илья Якубсон говорит, что сейчас самыми проблемными являются большие города – Москва, Санкт-Петербург, все областные центры. «Эти города насыщены социальными объектами, и, следуя градостроительным концепциям, в непосредственной близости от них расположены подходящие под формат магазина «у дома» помещения», – говорит г-н Якубсон.
Связаться с представителями комитета Тульской области по торговли и Министерства по конкурентной политики Калуги, которые курируют нормы продажи алкоголя, не удалось.
Департамент образования Москвы не смог дать комментария, сколько учреждений образования имеют государственную лицензию, а сколько работают без нее. По информации Российской лиги массажистов, около половины массажных салонов в Москве работают без медицинской лицензии, которая, впрочем, большинству из них и не нужна – лицензированию подлежат лишь салоны, оказывающие услуги лечебного массажа. Что не мешает им ограничивать продажу алкоголя.
Адвокат коллегии адвокатов «Юков и Партнеры» Марк Каретин говорит, что нынешние нормы в законе прописаны очень расплывчато. Например, под понятие «спортивный объект» может попадать и спортшкола, и даже рядовая баскетбольная коробка во дворе. И, соответственно, магазин не может получить лицензию на продажу алкоголя. Более того, даже если в стометровой зоне от магазина откроется частный детский сад, по закону ритейлер тоже будет обязан прекратить торговать спиртным. Поэтому, считает г-н Каретин, необходимо четко прописать, что считать объектом спорта, что объектом здравоохранения и т.д. Например, недавно Росалкогольрегулирование выпустило письмо, где было четко сказано, что аптеки не являются объектами здравоохранения, а потому торговать алкоголем вблизи них можно.
Торговцы довольны. Исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов (выходец из «Ленты») говорит, что диалог с профильными ведомствами по этому вопросу продолжался весь прошлый год. «Ритейлеры высказывали беспокойство сложившейся ситуацией. Вопросы бизнеса были признаны актуальными, очевидно, что Минпромторг в первую очередь заинтересован в развитии всех форматов торговли», – рассказывает г-н Карпов.
Ситуация, когда приходится отказываться от идеально подходящего для продуктового магазина помещения по причине его близости к детскому или медицинскому учреждению, в Москве не редкость, – признается председатель совета директоров RRG (консалтинг в коммерческой недвижимости) Денис Колокольников. «По моим оценкам, по данному критерию «забраковываются» около 20% помещений. При этом я бы не сказал, что закон, запрещающий продажу алкоголя ближе ста метров от определенных учреждений, является основной проблемой подбора торговых площадей для продуктовых ритейлеров. Супермаркеты стараются располагаться на улице с высоким трафиком, а школы, детские сады и поликлиники, напротив, открываются во дворах», – говорит Денис Колокольников. Поэтому данное ограничение становится решающим в основном при подборе помещения для небольших магазинов, ориентированных на жителей квартала.
Представители торговли поддерживают инициативу Минпромторга
Г-н Якубсон из «Дикси» считает, что поправки сделают правила более прозрачными и конкретными. «Чем меньше в законе возможностей для интерпретаций, тем лучше для всех участников рынка, – добавляет он. – За период действия соответствующего закона наработан определенный опыт».
Представитель X5 Владимир Русанов уверен, что поправки будут полезны и для сетевого ритейла, и для покупателей. «Снижается риск того, что в условиях плотной застройки с разнообразными объектами культсоцбыта магазины не потеряют алкогольную лицензию».
Анна Левинская, Алексей Синяков, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?