Декоративное изображение
6 810

Поделиться

Миллиарды на скупости

Карл Альбрехт
Карл Альбрехт

54 года назад основатели Aldi Карл и Теодор Альбрехты серьезно поспорили. Предметом ожесточенного спора, ставшего причиной разделения компании на две части, стали сигареты. По одной из версий, Теодор настаивал на том, что табачная выкладка должна находиться в прикассовой зоне, а по мнению его старшего брата Карла, пачки покупателям должен выдавать продавец, иначе их могут украсть. Есть и другая версия этой истории: братья спорили о продаже сигарет в принципе, один из них не хотел ими торговать.

Теодор Альбрехт
Теодор Альбрехт

Такая неопределенность в истории, предопределившей важное событие для компании, – норма для Aldi. Создатели компании были затворниками, за последние 20 лет они не дали ни одного полноценного интервью, в архивах агентств нет их хороших фотографий, большая часть и без того скупой информации в источниках разнится, но даже эти сведения многое говорят о людях, подаривших мировому ретейлу один из самых прибыльных форматов – «жесткий дискаунтер».

Фото: AP

Даже новость о том, что на 95-м году жизни не стало основателя Aldi Карла Альбрехта, охранялась его семьей, как государственная тайна. По данным Frankfurter Allgemeine, он скончался в своем поместье недалеко от германского Эссена еще в прошлую среду. Вчера он был похоронен рядом со своим братом Теодором (который скончался в 2010 году) на кладбище Бреденей. Похороны прошли в стиле жизни братьев: без помпы и ажиотажа, в кругу самых близких друзей и семьи.

В списке миллиардеров журнала Forbes Карл Альбрехт был на 24-м месте с состоянием в $25,9 млрд. Состояние его брата в 2010 году оценивалось журналом в $18,8 млрд.

Кассиры в военной форме

Карл Альбрехт родился в семье горняка в 1920 году, его брат Теодор – спустя два года. Сводить концы с концами семье помогало маленькое торговое дело матери братьев – в 1913 году Анна Альбрехт открыла небольшой продуктовый магазин. Оба мальчика после занятий в школе работали в магазине матери. Одной из обязанностей Карла был сбор денег с чрезмерно задолжавших магазину покупателей.

Во время Второй мировой войны оба брата, по сведениям германской прессы, служили в Вермахте. Оба в 1945-м попали в плен: Теодор оказался в советском плену, Карл был ранен, пленен американцами. Год спустя братья вернулись домой и обнаружили, что матери удалось сохранить магазин. Тогда же они приняли решение заниматься торговлей. Вскоре Карл купил еще один магазин в Эссене, а через четыре года сеть насчитывала уже 13 точек в Эссене, Мюльхайме и Гельзенкирхене. Тогда же компания получает свое название – зарегистрирована совместная компания была в 1948-м под названием Albreht's Discount Company.

Название придумал Теодор Альбрехт. Сокращенное название Aldi появится только в начале 1960-х годов. Братья дополняли друг друга в ведении бизнеса. Как пишет германская Handelsblatt, Карл фокусировался на закупках, а Теодор – на продажах и управлении магазинами.

Экономить на всем

Скорость, с которой росла Aldi, объясняется тем, что ее создателям удалось придумать магазины, которые бы полностью удовлетворяли покупательские привычки жителей послевоенной Германии. Чтобы держать цены на продукты с минимальной наценкой (сейчас считается, что она не превышает 12%), необходимо было сокращать расходы на любые операции. И Альбрехтам это удавалось как никому другому. В стоимость продуктов уже была заложена скидка, в отличие от конкурентов, которые выдавали купоны на скидку для следующей покупки. Альбрехты не давали рекламы своих магазинов, считая, что низкие цены и так заманят покупателей. Бизнесмены всегда экономили на персонале, кроме того, до определенного времени в магазинах Aldi не было ценников: вместо них существовали трехзначные коды, большую часть из которых продавцы были обязаны запомнить.

К 1960 году сеть насчитывала уже 300 магазинов. Компания всегда развивалась за счет собственных средств, не привлекая кредитов.

Поделили север и юг

Когда братья не смогли договориться о способе продажи сигарет, Карл предложил разделить компанию. По легенде, поскольку предложение исходило от Карла, он разделил карту ФРГ на две части и предложил брату выбрать ту часть, которая ему больше нравится. Теодор выбрал север, там работает Aldi Nord, на доставшемся Карлу юге работает сеть Aldi Sued. Хотя компании юридически разведены, у них совершенно одинаковые операции: цены, ассортимент, закупки. Разнятся только логотипы на сайтах обеих сетей и, вероятно, пакеты в магазинах, которые, к слову, никогда не выдавались покупателям бесплатно. Несмотря на разделение компании, отношения братьев совершенно не испортились.

Позднее, когда Aldi вышла на международный рынок, братья поделили и мировые сферы влияния. Карл открывал магазины в Британии, Австралии, США и Восточной Европе. А Теодор получил Северную и Западную Европу.

По данным Handelsblatt, сегодня Aldi объединяет 9 тыс. магазинов, в которых работают около 100 тыс. человек. Ежегодная общая выручка составляет 50 млрд евро. В Германии Aldi – лидер среди дискаунтеров и занимает 40% рынка. По данным Euromonitor International, компания возглавляет топ среди локальных ретейлеров в Австрии и Словении. Но и в других странах присутствия среди крупнейших игроков не опускается ниже четвертого места.

Сэкономил на похищении

В ноябре 1971 года в семье Альбрехтов произошло событие, которое сделало бизнесменов еще более скрытными, чем раньше.

Теодор Альбрехт
Теодор Альбрехт
Теодор Альбрехт был похищен и провел 17 дней в заточении. В результате переговоров с похитителями семья выплатила 7 млн марок. Позднее похитители были схвачены полицией. Вспоминая об этом событии в интервью редактору Frankfurter Allgemeine, Карл Альбрехт, который согласился встретиться с представителем прессы незадолго до смерти, сказал: «Тогда я понял, что в моем богатстве немного удовольствия».

Даже в этой истории Альбрехты попытались сэкономить. Глава Aldi Nord исключил из налогооблагаемой базы сумму, выплаченную преступникам. Однако на этот счет ему пришлось поспорить с налоговиками. Младший из братьев, кажется, был самым скупым.

В Lebensmittel Zeitung (блоге о германском ретейле) можно обнаружить занимательную историю, как однажды закупщик Aldi, приехавший в головной офис на встречу, вертел в руках скрепку и случайно разогнул ее. В тот же момент Теодор Альбрехт сказал ему: «Ты ломаешь мое имущество».

Пример для «Пятерочки»

Альбрехты одновременно в 1994 году сложили с себя полномочия генеральных директоров компаний, а в начале 2000-х ушли из советов директоров компаний. Бразды правления перешли к их детям и топ-менеджменту компаний. Хотя им всегда приписывались огромные состояния, в действительности еще в начале 1990-х годов оба создали фонды, часть средств из которых направлялась на благотворительность. Судя по некоторым сведениям, они даже делили одно увлечение – разведение орхидей.

Хотя Aldi так и не собралась выйти на российский рынок, ближайший к нам магазин сети находится в Польше, для нескольких поколений бизнесменов она стала примером. По ее подобию начинал строить сеть «Пятерочка» (сегодня входит в холдинг X5 Retail Group) Андрей Рогачев. В одном из интервью глава крупнейшего российского ретейлера «Магнит» Сергей Галицкий называл Aldi фантастической компанией.

Основатели Aldi были первопроходцами в создании сети формата «жесткий дискаунтер». Основной принцип работы магазинов братьев Карла и Теодора Альбрехтов сводился к экономии, возведенной в культ. РБК предлагает вспомнить, на чем придумали экономить в Aldi.

1

Магазины сети очень маленькие. В среднем торговая площадь варьируется от 185 до 270 кв. м.

2

Сеть не торгует скоропортящимися продуктами. В начале ее развития, в послевоенные годы, в магазинах не было холодильников: продукты, требовавшие относительно низких температур, хранились в подвале.

3

В магазинах нет витрин, а значит, не нужно тратить средства на их оформление. Кроме того, Aldi не ставит в магазинах автоматических дверей, что, с одной стороны, экономит электричество, а с другой – дает понять потребителю, что он заходит в магазин самообслуживания.

4

Продукты в магазине размещаются не на стеллажах, а в паллетах и промышленных упаковках, это позволяет экономить на мерчендайзерах.

5

Поскольку нет стеллажей и красивой выкладки, не нужен и яркий свет: в залах Aldi обычно довольно тусклое освещение.

6

Основная часть продукции Aldi – собственной торговой марки, ее доля в обороте составляет более 80%. Товары прочих компаний не очень разнообразны – один-два бренда на продуктовую категорию. Это позволяет делать большие объемы закупок у поставщиков.

7

В Aldi нет корзин для посетителей, есть тележки, но их можно взять, только если вставить монетку в приемник в ручке.

8

Расплатиться картой в Aldi стало возможным лишь несколько лет назад, до этого карты не принимались, чтобы не создавать очередь и не платить банкам за обслуживание.

9

Aldi обычно нанимает 4-5 сотрудников для магазина, в то время как в обычных супермаркетах их не менее 15.

10

Aldi практически не дает рекламы.

Анна Левинская, РБК Новости

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами