Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
5 222

Поделиться

Михаил Бурмистров, INFOLine: «Бизнес в онлайне убыточный, но по темпам роста и сервису мы обогнали США и Европу»

О развитии и перспективах российского рынка онлайн-торговли в ходе конференции «Потребительский рынок России: итоги 2024 и вызовы 2025» рассказал Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика».

Российский онлайн-рынок обогнал рынки других стран

Фото: Лихачев А./Retail.ru

Фото: Retail.ru

С точки зрения развития e-commerce Россия существенным образом отличается от большинства других стран. Если говорить про Европу или США, то там в 2020 году пандемия дала определенный импульс, который сейчас фактически затухает. Российский онлайн-рынок на протяжении этих четырех лет растет в среднем на 40% в год. Мы ожидаем некоторого замедления в 2025–2027 годах, но это замедление на уровне 27–28%. Большинство стран о таком могут только мечтать. И если раньше мы смотрели на то, как развивается e-commerce в США или Великобритании, то сейчас мы уже опередили эти страны по уровню проникновения онлайна, а также сервиса, который предоставляют компании потребителям, и богатству бизнес-моделей на рынке. Фактически мы идем вровень с Южной Кореей и отстаем, пожалуй, только от Китая.

Драйвер развития – открытие ПВЗ в регионах

По итогам 2024 года доля онлайн-продаж непродовольственных товаров в России без учета автомобилей и топлива фактически приблизится к 50%. При этом в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель уже существенно выше – более 60–70%. И если раньше мы говорили о том, что развитие онлайн-рынка в основном идет в столицах и главным образом за счет экспресс-доставки, то сейчас появился другой мощный дополнительный драйвер. Это развитие инфраструктуры пунктов выдачи заказов крупнейших маркетплейсов в малых городах и населенных пунктах – там, где фактически не было никакого федерального или регионального непродовольственного ритейла. И в этом плане маркетплейсы сформировали для себя сильнейшее конкурентное преимущество.

Бизнес в онлайне – убыточный или неприбыльный

Уровень концентрации онлайн-продаж существенно выше, чем в офлайне. На топ-10 ритейлеров приходится 82% общего объема. При этом уровень конкуренции в России совершенно беспрецедентный: ни в одной стране мира нет такого количества крупных игроков, которые работали бы в сегменте мультикатегорийных онлайн-платформ. При этом Россия остается страной с рекордно низкой долей расходов потребителя на доставку. Конечно, это приводит к тому, что для большинства онлайн-игроков бизнес в онлайне либо неприбыльный, либо убыточный. Крупнейшие маркетплейсы – например, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет» – убыточны по показателю EBITDA. На нулевой показатель EBITDA вышел Ozon, но драйвером роста его доходов в значительной степени является быстрорастущий банковский и рекламный бизнес. Единственный прибыльный маркетплейс – Wildberries – по итогам 2024 года, к сожалению, уже не будет прибыльным.

Залог успеха – молодые клиенты и эксклюзивный ассортимент

Игроки борются за молодых клиентов. Тем, кто вырос со смартфонами, не нужно объяснять, как переключаться из офлайна в онлайн. Им надо объяснять, зачем вообще ходить в офлайн-магазин, если все можно заказать «по кнопке». Также идет борьба за эксклюзивные товары и товары СТМ, рекламные доходы и развитие финансовых сервисов, поскольку все игроки сейчас строят крупнейшие экосистемы. У них есть свои подписки, сложные многоуровневые программы лояльности. Конкуренция 2025 года – это будет конкуренция между экосистемами.

Продажи товаров non-food «перетекут» в онлайн

Мы ожидаем, что к 2028 году значительная часть товарных категорий непродовольственных товаров практически полностью перейдет в онлайн. Доля онлайн-продаж будет составлять до 80%. Это связано с новым поколением потребителей, которые «живут» в онлайне. К тому же сейчас лишь небольшое количество торговых сетей в реальности готовы объяснить покупателю, зачем ему приходить в магазин и чем сервис в физической точке отличается от сервиса в онлайн-канале.

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Липилин, Fort: «Мы подбираем вина скрупулезно и предлагаем позиции, которых не найти в других винотеках»

Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами