Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
11 249
Поделиться
Metro и Real станут суровее
К 2012 году Metro и Real планируют ввести обязательное требование по сертификации на соответствие международным стандартам, признаваемым глобальной инициативой по пищевой безопасности (GFSI) для всех российских поставщиков продукции под собственными торговыми марками.
Уровень претензий, предъявляемых потребителями к продукту, вырос, отмечают игроки рынка FMCG (рынок товаров повседневного спроса). Качественный и безопасный — не совсем идентичные понятия, и современному покупателю недостаточно того, чтобы товар был только безопасным. Поэтому операторы, стремящиеся к стабильному развитию, должны обеспечить потребителя не просто безопасным, но и качественным продуктом. Кроме того, с ужесточением конкуренции стабильное качество продукта становится необходимым условием выживания бизнеса и может выступить как одно из основных конкурентных преимуществ ретейлера.
И если безопасность является объектом технического регулирования и требования, обеспечивающие безопасность, заложены в законодательстве, то параметр «качество» труднее поддается четкому определению. Но и для этого понятия существуют стандарты, внедряемые на российском рынке, в том числе стандарты, признаваемые глобальной инициативой по пищевой безопасности.
«Процент российских предприятий, чей уровень производства и процесса управления соответствуют международным стандартам и готовых в короткий срок пройти сертификацию, к сожалению, очень невысок, — говорит Константин Тимошечкин, руководитель департамента сертификации систем и услуг компании «СЖС Восток Лимитед» (Группа SGS). — Для подавляющего большинства российских пищевых предприятий необходима серьезная подготовительная работа в течение года, и даже двух лет, прежде чем они получат международный сертификат. Главное, требуется серьезная перестройка менталитета людей (менеджеров и рядового персонала), потому что корень многих проблем на производстве — это человеческий фактор».
Торговые подразделения Metro Group, по словам Йеруна де Гроота, генерального директора «Метро Кэш энд Керри, Россия», стремятся обеспечить клиентов продуктами питания в соответствии с международными стандартами качества и безопасности. С этой целью «Метро Кэш энд Керри» планирует ввести обязательное требование по прохождению международной сертификации на соответствие GFSI — признаваемым стандартам для всех российских поставщиков продукции под собственными марками торговых подразделений «Метро Кэш энд Керри» и «реал, –
Гипермаркет
».
Как отметил Александр Борисов, председатель комитета потребительского рынка ТПП РФ, средства массовой информации ведут наступление на производителей и продавцов продукции. Этим пользуются
ФАС
и политики: штрафы производителей в этом году достигали 5 млн руб. В такой ситуации особенно актуальна помощь крупных ретейлеров в сертификации по международным стандартам, что выведет производителя на новый уровень качества.
Своя марка ближе
«Продажи собственных торговых марок (
СТМ
) растут быстрее, чем продажи других брендов, — говорит Екатерина Еременко, руководитель отдела СТМ «Метро Кеш энд Керри, Россия». — В некоторых европейских странах доля СТМ в общем обороте составляет более 40%. В России с 2004 по 2010 год доля СТМ выросла почти в два раза — с 4,5 до 8%. Доля СТМ в «Метро» около 8,6%, то есть опережает рынок».
По словам А. Борисова, в 2010 году рынок СТМ составил 150 млрд. руб. Судя по опыту, накопленному в мире, больший размах товары под СТМ получают в периоды рецессии. «СТМ уже не воспринимается как товар не очень высокого качества и низкой цены, — говорит А. Борисов. — Россия развивается, используя мировой опыт. Согласно опросам «ГФК-Русь», 91% потребителей готовы покупать СТМ и после кризиса. Лидеры СТМ — Х5, «Ашан», «Магнит». Доля СТМ «Пятерочки» достигает 15%, «Перекрестка» — 6%, «Карусели» — 2%. Ретейлеры планируют наращивать сегмент собственных марок. Через три года «Пятерочка» намеревается довести долю СТМ до 50%, «Перекресток» — до 25%, «Карусель» — до 10%».
Руководство компании Metro Group считает, что товары под СТМ играют особо важную роль во взаимоотношениях с клиентами и должны быть гарантией качества. Поэтому стать поставщиком СТМ и удерживаться на этом месте непросто. Как рассказал Антониу Баптишта, генеральный директор «реал, – Гипермаркет» в России, для каждого артикула СТМ в «real, – Гипермаркет» совместно с производителем разрабатывается профайл, содержащий все его важные характеристики. Организуется дегустация каждого артикула, оценивается качество, вкус, проводится сравнение с другими товарами и известными брендами. Каждый продукт подвергается проверке в лаборатории не реже двух раз в год. Не реже одного раза в год проводится аудит условий производства. Для каждого артикула заполняется паспорт продукта, что является частью контракта и свидетельством качества.
Усилия Metro Group, по словам Натальи Горюновой, руководителя отдела обеспечения качества «Метро Кэш энд Керри, Россия», направлены на создание общей системы качества. Система включает в себя управление качеством продукции (проверка уровня качества и дальнейшее улучшение продукции, квалификация поставщиков, тестирование продуктов, услуги по обучению требованиям
ХАССП
) и управление качеством процессов (система самоконтроля, внутренние аудиты, обучение персонала, проблемный менеджмент, система обеспечения качества на распределительном центре ультра свежей продукции).
«В торговой компании существуют тысячи артикулов, проверять и аудировать все артикулы нереально, — рассказывает Н. Горюнова. — Подход стандартов GFSI — разделить продукты на четыре группы — очень высокого риска, высокого, среднего и низкого риска. При проверке учитываются происхождение продукта, условия хранения, влияние на здоровье человека. Нет тотальной проверки, но есть выборка, требования к профайлам, требования нормативных документов, являющиеся частью договора с поставщиками. Разработано четкое руководство, каким требованиям следовать и что необходимо контролировать при приемке товара. Анализируется, в каких условиях произведен продукт, ранжируется уровень надежности поставщика, который осуществляется по баллам, учитываются наличие сертификата соответствия системы менеджмента, вовлеченность в инциденты, история жалоб — ведение поставщиком записей по жалобам и обращениям потребителей, доступность внутренних данных по контролю качества для «Метро».
В логистическом центре «Метро» есть лаборатория, осуществляющая контроль поставляемых продуктов. Каждый продукт, выпускаемый под СТМ, подвергается проверке в лаборатории — не реже двух раз в год. Проверка условий производства каждого продукта на предмет соблюдения требований качества и безопасности проходит не реже одного раза в год.
Отчеты о результатах контроля один раз в месяц отсылаются руководству Metro Group.
Школа для поставщика
Самостоятельный переход на соответствие международным стандартам GFSI может оказаться сложным для многих российских производителей, поэтому Metro Group разработала программу развития поставщиков, предполагающую обучение и сертификацию. Участие производителей в программе добровольное.
«Мы не заставляем поставщиков обучаться, но даем им возможность двигаться вперед, — говорит Ян Кранганд, председатель правления и директор отдела стратегического управления по качеству Metro Group. — Внедрение стандартов обеспечит российским производителям здоровую конкуренцию на внутреннем и зарубежном рынках, а также позволит стать частью международной цепи поставок и экспортировать свою продукцию на рынки других стран».
Обучение по программе Metro Group влечет за собой не только улучшение качества продукции, но и повышение производительности труда, наращивание объемов поставок (продукт более востребован, так как больше соответствует требованиям рынка), улучшение инфраструктуры предприятия. У поставщиков, обученных по программе, сокращается количество возврата товаров.
Подобные программы уже внедрили глобальные компании, такие как «Макдоналдс» и «Кока-Кола».
По словам Яна Кранганда, программа Metro Group внедрена в Египте, где на первом этапе классификационной оценки 2/3 из 18 поставщиков не прошли первый уровень сертификации. Но после трех месяцев обучения на первый уровень вышли все заявлявшиеся производители, после чего начали внедрять на предприятиях более профессиональную систему качества. На Украине девять поставщиков СТМ к марту этого года улучшили свои показатели по качеству после в обучения Metro Group. «В России ситуация с соблюдением стандартов более сложная, чем в Египте и на Украине, — говорит Ян Кранганд. — Но наши принципы остаются незыблемыми в любой стране».
Система сертификации включает в себя стандарты и инструкции. В России — свое законодательство, но как международная компания Metro Group обязана соответствовать мировым требованиям. Поэтому продукты, выпускаемые под СТМ, должны отвечать как российским, так и международным стандартам качества и безопасности.
Чтобы соотнести требования законодательства РФ и международные стандарты, создан интегрированный стандарт по принципам ХАССП — MAS.
«Metro Group разработал свой стандарт MAS (Международный стандарт Metro Group), — говорит Н. Горюнова. — Это временное решение, инструмент поддержки для поставщиков Metro, содержащий необходимый минимум GFSI-стандартов».
Сертификация поставщиков СТМ «Метро Кэш энд Керри» и «реал, – Гипермаркет» включает в себя три уровня. Базовый уровень (30% соответствия стандартам) — требует выполнения законодательных и подзаконных актов, принятых на территории РФ, отраслевых санитарных правил и регламентов, и соответствия стандартам MAS, необходимого для начала сотрудничества. «Поставщики проверяются в течение года, и при соответствии стандартам РФ и MAS мы начинаем работать с ними», – говорит Н. Горюнова.
Средний уровень — обязательное внедрение и выполнение требований ХАССП — как правило, через год работы поставщиками СТМ «Метро Кэш энд Керри» или «реал, – Гипермаркет». При успешном внедрении и после положительного аудиторского заключения поставщик может перейти на следующий уровень.
Третий уровень — продвинутый, переход к системе управления качеством по стандарту ISO 9001. На этом уровне должны быть выполнены все требования к управлению документооборотом, проведены корректирующие действия по результатам аудита.
После этого поставщику предлагается чек-лист, разработанный Metro Group, с требованиями для разных категорий товара, выполнение которых облегчает работу по сертификации.
Сертификацию производят несколько международно признаваемых компаний, выбранных Metro Group на основе тендера. Поставщики для прохождения сертификации могут выбрать из листа предложенных компаний любого сертификатора.
Руководство Metro Group отмечает, что требования «Метро Кэш энд Керри» и «реал, – Гипермаркет» взаимопризнаваемы. Пройдя сертификацию для одной сети, в другую сеть поставщик входит уже без условий.
Как показала практика Metro Group, с внедрением стандартов на 40% снижаются потери продуктов питания в ходе прохождения цепочки от фермы до потребителя. Поставщикам, получившим международный сертификат, открыты двери в другие сети, при заключении договоров к таким поставщиком возникает меньше вопросов, касающихся качества продукта.
«Сертификация влияет на общую культуру производства и стабильность качества готовой продукции, — говорит К. Тимошечкин. — Логично, что с повышением безопасности и качества продукции, реализуемой в торговой сети, повышается удовлетворенность и лояльность потребителя, а следовательно, в долгосрочной перспективе, и объем продаж. Орган по сертификации, каковым является компания SGS, не имеет права заниматься подготовкой к сертификации в силу конфликта интересов, подготовкой предприятий к сертификации должны заниматься консалтинговые фирмы. SGS может помочь при подготовке проведением информационных семинаров, в ходе которых наши аудиторы знакомят слушателей с требованиями международных стандартов, особенностями реализации этих требований на практике, процедурой проведения аудитов».
Комментарий специалиста
Константин Тимошечкин, руководитель департамента сертификации систем и услуг компании «СЖС Восток Лимитед» (Группа SGS):
Важно не столько наличие сертификата, сколько наличие полноценной работоспособной системы, которая делает бизнес и качество продукции прогнозируемым. Сертификация же является признанием работоспособности этой системы со стороны независимой третьей стороны — органа по сертификации. При этом привлечение сертификационного органа для проведения аудита поставщика СТМ дает дополнительные преимущества: на выходе предприятие получает не только сертификат, но и отчет по результатам аудита, который содержит много полезной информации, позволяющей предприятию постоянно улучшать свою систему менеджмента. Как правило, аудиты в рамках сертификационного процесса проводятся каждый год, что держит предприятие в тонусе, не позволяя расслабиться после получения сертификата.
В пищевом секторе Группа SGS является органом по сертификации систем менеджмента качества и пищевой безопасности на соответствие целому ряду международных стандартов, в том числе признаваемым GFSI: BRC, IFS, Dutch HACCP, FSSC 22000. Все эти стандарты объединяет направленность на обеспечение пищевой безопасности и общий подход к проведению аудитов, но при этом у каждого из них есть своя специфика, поскольку они разрабатывались под решение определенных задач.
Наталья Замышляева, руководитель департамента качества компании «Ашан Россия»:
Безусловно, международная сертификация российских производителей приветствуется. «Ашан Россия» движется в данном направлении, предоставляя возможность обучения своим поставщикам. Специалисты «Ашан» уже провели обучающие семинары по ряду тем, чтобы дать партнерам-поставщикам понимание того, как внедрить требования стандартов, показали на примерах эффективные решения.
Мы считаем, что при долгосрочных взаимоотношениях с поставщиками, какие и приняты в компании «Ашан», можно и нужно реализовывать проекты обучения и сертификации поставщиков СТМ. На рост потребления, скорее, влияют не сертификаты, а потребительские характеристики. Подтвержденная сертификация сказывается на имидже производителей, причем в профессиональной среде. Потребителей же больше интересуют (и это правильно) сам продукт и его соответствие ожидаемому качеству, цена, уровень обслуживания. Основная цель сертификации — обеспечение безопасности. Поэтому есть смысл внести изменения в требования к организации производства на законодательном уровне.
Светлана Витковская, руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group:
Во всех филиалах сети X5 Retail Group функционируют отделы контроля качества товаров, в которых работают дипломированные эксперты, товароведы, технологи, специализирующиеся на определенных товарных группах. Деятельность подразделений охватывает все стадии жизненного цикла товаров — от ввода товара в ассортиментную матрицу магазинов и до реализации в торговых залах.
В магазинах Х5 оценка качества начинается с органолептических показателей: внешнего вида, консистенции, вкусовых качеств, аромата и т.д. Если выявляется несоответствие нормам (фальсификация, недостоверные сведения о составе продукта), проводят экспертизы в аккредитованных испытательных центрах и профильных научно-исследовательских институтах.
Контроль качества продолжается в распределительных центрах компании (входной контроль), в магазинах сети (в процессе реализации), а также в форме проверки по рекламациям покупателей. Образцы продуктов питания и непродовольственных товаров отбирают в соответствии с утвержденным графиком и направляют на исследование в аккредитованные центры и профильные научно-исследовательские институты.
Службой качества разработаны программы обучения персонала магазинов по обеспечению качества и безопасности продукции. Работает отдел контроля качества, санитарии и гигиены в собственных производствах. Для магазинов службой качества создан иллюстрированный каталог по качеству фруктов, овощей, экзотических плодов, чтобы каждый товаровед магазина мог выявить некачественную продукцию.
Retail Technologies Russia
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.