Сегодня в России используется около 230 миллионов паллет. И хотя их стоимость в 2021 году повысилась более чем в 2,5 раза, рынок паллет продолжает расти. О том, почему для транспортировки товаров с каждым годом будет использоваться все больше поддонов, как это связано с цифровизацией торговли и экологическими трендами, читайте в статье.
Коротко о паллетах
Продукты питания, другие потребительские товары и строительные материалы – тысячи тонн продукции доставляют ежедневно по всей стране от производителей к поставщикам, а затем на полки магазинов. В огромных логистических цепочках поставок универсальным способом транспортировки таких товаров являются паллеты, или поддоны, – вид транспортной тары, с помощью которой собирают, складируют, хранят и перевозят различную продукцию.
По данным CHEP, сегодня более 90% производителей и поставщиков предпочитают их как альтернативу ящикам и бочкам, выбирая поддоны в качестве основной тары для транспортировки товаров. При этом большинство паллетных перевозок приходится на сектор розничной торговли.
Как правило, производители покупают или арендуют транспортную тару, и эти затраты включаются в стоимость транспортной упаковки. Когда они утрачивают потребительские свойства, их собирают, ремонтируют и перепродают. Некоторые крупные компании управляют собственными пулами паллет. Остальные – обращаются к услугам операторов транспортной тары, так называемым пулерам.
Российский рынок паллет: тренд на устойчивость
Сегодня в России используется около 230 миллионов паллет (по данным Euromonitor, CHEP&Roland Berger). При этом в большинстве случаев на рынке преобладают деревянные поддоны. Только совсем небольшую часть производят из пластика, металла и других материалов.
Особенность такого типа тары – возможность многократного повторного использования. Этот фактор делает паллеты одним из самых экологичных видов упаковки. Интересно, что доля повторного использования растет, поддерживая общий тренд бизнеса на устойчивое развитие. Благодаря ремонту и возвращению тары в эксплуатацию в течение года обновляется менее процента всего пула – на этом фоне сокращается производство новых паллет. Так, по данным оператора пулинга паллет CHEP в 2020 году в России было произведено около 30 миллионов паллет (ACG Исследование рынка деревянных паллет).
Высокий интерес к многократному использованию отчасти вызван экономическими причинами. Во-первых, производственная себестоимость производства паллет непрерывно увеличивается в связи с удорожанием первичного сырья (пиломатериалов). Во-вторых, на рост цен повлиял отток рабочей силы, связанный с пандемией и ограничениями. В результате цены на паллеты достигли рекордного уровня. В 2021 г. их стоимость выросла более чем в 2,5 раза, а значит расходы бизнеса на транспортную тару пропорционально возросли. Как следствие, многие компании столкнулись с недостаточным бюджетом для закупки паллет или вовсе были вынуждены приостановить производство из-за дефицита транспортной тары на рынке.
А что в Европе?
В 2020–2021 гг. в Европе наблюдался рекордный спрос на паллеты, вызванный пандемией COVID-19, которая привела к резкому росту сектора онлайн-торговли. Эта ситуация в сочетании с нехваткой локальных поставщиков и недостаточным импортом из стран Латинской Америки привела к дефициту пиломатериалов. Кроме того, одновременно США и страны Азии существенно увеличили закупки на европейском рынке, что привело к волатильности рынка и снижению доступности первичного сырья. Вследствие изменения цен на пиломатериалы, а также колебаний валютных курсов стоимость деревянных паллет значительно выросла.
Перспективы развития рынка паллет
Несмотря на двукратное удорожание, рынок паллет продолжает расти. По оценке экспертов с каждым годом для транспортировки товаров будет использоваться все больше паллет, вот почему:
1. Динамичный рост e-commerce
На фоне стремительного развития сектора онлайн-торговли спрос на паллеты, используемые для перевозки большинства товаров в потребительском секторе, только растет.
2. Цифровизация логистики
Мониторинг жизненного цикла паллет и инсайты, оптимизация процессов на основе анализа больших данных – те направления, которые будут активизироваться в первую очередь. Использование новых технологий позволит отслеживать движение товаров на паллетах и через анализ больших данных оптимизировать логистику и другие процессы, связанные с транспортировкой и хранением товара.
3. Фокус на экологически эффективной упаковке
Все больше внимания уделяется стандартам экологичной упаковки. Спрос идет со стороны потребителей и, следовательно, ритейл прилагает усилия, чтобы соответствовать. Паллеты, которые используются повторно несколько раз (до 10 раз в случае СHEP) отвечают требованию на устойчивую упаковку.
Статья подготовлена компанией CHEP