Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
7 387
Поделиться
Меньше одежды
Покупать одежду в кризис россияне стали ощутимо реже. Число тех, кто приобретал обновку, в 2009 году оказалось на 14% меньше, чем в 2008-м, свидетельствует данные "TNS Россия". При этом с началом кризиса каждый четвертый россиянин сократил расходы на "шмотки", показал опрос GfK.
Кризис провожают без одежки
Число тех, кто приобретал обновку, в 2009 году оказалось на 14% ниже, чем в 2008-м, свидетельствует исследование потребительских предпочтений Marketing Index компании "TNS Россия". Данные исследования основаны на опросе россиян от 16 и старше.
Так, по данным на 2009 год (вторая половина) только 34,9 млн россиян покупали одежду хоть раз за последние полгода. В 2008 году (второе полугодие), когда кризис еще разгорался, покупавших обновку россиян было на 16,5% больше - 40,7 млн. Доля тех, кто покупал одежду, в общем числе граждан за год снизилась с 70,2% до 60,5%.
По данным GfK, с началом кризиса каждый четвертый россиянин (26%) сократил расходы на одежду. Впрочем, по сравнению с другими странами это не самый печальный результат. Так, в целом по миру почти каждый третий вынужден экономить таким образом, а в Италии, Испании и в США доля жителей, сокративших расходы на одежду, превысила 40%. Такие данные были получены в ходе исследований "ГфК Русь Омнибус" и GfK Roper Reports Worldwide.
Вообще, экономить на одежде, обуви и аксессуарах россияне собираются в первую очередь, и лишь потом - на других расходах. Хотя стоит отметить, что если в марте 2009 года урезать траты на покупку одежды и обуви планировали 20% россиян, то в декабре их доля снизилась до 15%, говорится в обзоре GfK.
Мужчины и женщины
Согласно исследованиям, отношение к покупкам одежды значительно отличается у мужчин и женщин.
Так, по данным GfK, женщины экономят на покупке одежды чаще, чем мужчины (31,6% среди женщин против 20% у мужчин). При этом доля женщин, покупающих одежду чтобы порадовать себя (32,5%), в 2 раза превышает этот показатель среди мужчин (15%).
Такую динамику подтверждают и данные TNS. Среди россиян, которые все-таки позволили себе обновку в прошлом году, женщин больше, чем мужчин (58,8% против 41,2%).
Также существуют возрастные различия в поведении потребителей. С возрастом доля россиян, экономящих на одежде, увеличивается, и снижается доля тех, кто покупает одежду, чтобы порадовать себя, подчеркивают в GfK.
В TNS также отмечают, что молодые чаще тратятся на "шмотки". По данным на 2009 год 23,1% всех покупателей одежды составляют россияне в возрасте от 25 до 34 лет; еще 21,9% - граждане от 16 до 24-х лет.
Что касается социального статуса, то среди покупателей одежды больше всего оказалось специалистов (16,7%), рабочих (13,8%), руководителей (13%) и служащих (13%). Доля пенсионеров и студентов среди покупателей одежды составляла 10,5% и 9,1% соответственно. А вот домохозяйки и молодые мамы составляют 6,8% среди всех покупателей. Доля безработных покупателей и того меньше - 3,6%.
Casual и джинсы
Согласно материалам TNS, чаще всего наши сограждане покупают повседневную одежду. В 2009 году ее приобрели 41,3% россиян (или 68,2% тех, кто покупал одежду).
Второй по популярности в России является джинсовая одежда. В 2009 году джинсу выбрали 28,9% наших соотечественников, или 47,8% покупателей одежды.
Спортивную одежду по данным на 2009 год приобрели 19% наших сограждан (или 31,5% среди тех, кто приобретал обновку).
А вот на нарядные платья и костюмы россияне, похоже, готовы раскошелиться в самую последнюю очередь. Так, в 2009 году на выходную одежду потратились всего 15,8% россиян (или 26,1% покупателей), тогда как еще годом ранее таковых было 19%.
На рынок или в супермаркет?
В вопросе, где россияне чаще всего покупают одежду, результаты исследований расходятся.
По данным GfK, 45% россиян за последний год покупали одежду и обувь на открытом вещевом рынке. Еще 28% граждан совершили покупку на крытом рынке.
Тогда как в крупном торговом комплексе затоваривались только 31% россиян. В отдельно стоящих моно-брендовых магазинах одежду покупали 15%, в отдельно стоящих мульти-брендовых магазинах - 12%, в стоковых магазинах - 9%, в гипермаркетах - 15%.
Вместе с тем, материалы TNS свидетельствуют, что ходить за одеждой на рынок за последние четыре года россияне стали реже. Так, в 2005 году джинсу чаще всего выбирали на рынке 13,7% россиян, в 2009 г. - только 5,6%. Доля тех, кто чаще всего закупает спортивную одежду на рынке за этот период снизилась с 8,3% до 2,9%. Также сократились доли тех, кто покупает одежду в ларьках, палатках или с рук.
По данным TNS, джинсовую и спортивную одежду наши соотечественники предпочитают покупать в гипермаркетах, супермаркетах или в фирменных магазинах и бутиках. Тогда как другую одежду (кроме белья) россияне чаще всего приобретают в "обычных магазинах".
Одежда от 3-х до 5-ти
По данным TNS, на вторую половину 2009 года, среди тех, кто покупал одежду, 22% потратили на это от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Еще 20,6% покупателей одежды потратили на обновку от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Около 18,2% уложились в сумму от 2 до 3 тыс. рублей; 16,3% ограничились 1-2 тыс. рублей.
Более внушительные траты на одежду себе позволили немногие: 11,2% накупили одежки на 10-20 тыс. рублей; еще 6% - потратили более 20 тыс. рублей.
Отрадно, что, доля тех, кто умудрился выбрать себе одежду на 500 рублей и дешевле, также невелика - 5,4%.
Примечательно, что за последние четыре года, по данным TNS, россияне в целом стали тратить на одежду большие суммы. Однако объясняется это, пожалуй, не столько ростом благосостояния, сколько внушительной инфляцией, накрутившей с 2005 годы цены в полтора раза (согласно официальной статистике).
Главное чтобы костюмчик сидел?
Данные исследователей также не сошлись в вопросе, что является для россиян самым важным в выборе одежды.
По данным GfK, для 48% россиян самым важным в выборе одежды является цена (причем, значимость этого фактора за год выросла на 3 процентных пункта). 20% россиян назвали значимым комфорт и удобство. Затем следуют такие факторы, как дизайн (12%), соответствие тенденциям моды (6%), натуральность тканей (4%), линейка размеров и ростов (3%), известность марки (2%).
Согласно материалам TNS, самым важным фактором для россиян при выборе является удобство и практичность, на них обращают внимание 40,8% россиян. А вот цена "прикида" оказалась только на четвертом месте по значимости (30,8%), уступив также внешнему виду одежды (37,8%) и материалу (32,6%).
Помимо того, при выборе одежды россияне обращают внимание на новизну модели (14,1%), марку (13,4%) и страну производства (10,8%).
Любовь к брендам
Несмотря на кризис, россияне сохраняют любовь к дорогим брендам одежды. По данным GfK, в России около 54% говорят, что им нравится покупать товары престижных марок. Среди исследованных стран, наибольшая доля приверженцев одежды престижных марок в Индии (около 80% населения). Меньше всего внимание на престижность бренда обращают во Франции (только 25%).
При этом, в ходе опроса GfK выяснилось, что в 2009 году более половины россиян (51%) не покупали модную одежду топ-50 марок.
Что касается собственно марок одежды, то самым покупаемым брендом в 2009 году, по данным TNS, оказался Adidas (за последние полгода его покупали 14,9% россиян). Второе место в этом рейтинге по популярности занял отечественный бренд джинсовой одежды - Gloria Jeans (9,2%), обогнав такие марки, как Nike (8%) Reebok (7,3%) и Puma (6,3%). Далее по популярности следуют бюджетные марки Sela и "Твое". Замыкают топ-10 самых покупаемых брендов одежды Columbia, Savage и российский Oggi.
IFX.RU
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?