Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 7286
Поделиться
Меньше одежды
Покупать одежду в кризис россияне стали ощутимо реже. Число тех, кто приобретал обновку, в 2009 году оказалось на 14% меньше, чем в 2008-м, свидетельствует данные "TNS Россия". При этом с началом кризиса каждый четвертый россиянин сократил расходы на "шмотки", показал опрос GfK.
Кризис провожают без одежки
Число тех, кто приобретал обновку, в 2009 году оказалось на 14% ниже, чем в 2008-м, свидетельствует исследование потребительских предпочтений Marketing Index компании "TNS Россия". Данные исследования основаны на опросе россиян от 16 и старше.
Так, по данным на 2009 год (вторая половина) только 34,9 млн россиян покупали одежду хоть раз за последние полгода. В 2008 году (второе полугодие), когда кризис еще разгорался, покупавших обновку россиян было на 16,5% больше - 40,7 млн. Доля тех, кто покупал одежду, в общем числе граждан за год снизилась с 70,2% до 60,5%.
По данным GfK, с началом кризиса каждый четвертый россиянин (26%) сократил расходы на одежду. Впрочем, по сравнению с другими странами это не самый печальный результат. Так, в целом по миру почти каждый третий вынужден экономить таким образом, а в Италии, Испании и в США доля жителей, сокративших расходы на одежду, превысила 40%. Такие данные были получены в ходе исследований "ГфК Русь Омнибус" и GfK Roper Reports Worldwide.
Вообще, экономить на одежде, обуви и аксессуарах россияне собираются в первую очередь, и лишь потом - на других расходах. Хотя стоит отметить, что если в марте 2009 года урезать траты на покупку одежды и обуви планировали 20% россиян, то в декабре их доля снизилась до 15%, говорится в обзоре GfK.
Мужчины и женщины
Согласно исследованиям, отношение к покупкам одежды значительно отличается у мужчин и женщин.
Так, по данным GfK, женщины экономят на покупке одежды чаще, чем мужчины (31,6% среди женщин против 20% у мужчин). При этом доля женщин, покупающих одежду чтобы порадовать себя (32,5%), в 2 раза превышает этот показатель среди мужчин (15%).
Такую динамику подтверждают и данные TNS. Среди россиян, которые все-таки позволили себе обновку в прошлом году, женщин больше, чем мужчин (58,8% против 41,2%).
Также существуют возрастные различия в поведении потребителей. С возрастом доля россиян, экономящих на одежде, увеличивается, и снижается доля тех, кто покупает одежду, чтобы порадовать себя, подчеркивают в GfK.
В TNS также отмечают, что молодые чаще тратятся на "шмотки". По данным на 2009 год 23,1% всех покупателей одежды составляют россияне в возрасте от 25 до 34 лет; еще 21,9% - граждане от 16 до 24-х лет.
Что касается социального статуса, то среди покупателей одежды больше всего оказалось специалистов (16,7%), рабочих (13,8%), руководителей (13%) и служащих (13%). Доля пенсионеров и студентов среди покупателей одежды составляла 10,5% и 9,1% соответственно. А вот домохозяйки и молодые мамы составляют 6,8% среди всех покупателей. Доля безработных покупателей и того меньше - 3,6%.
Casual и джинсы
Согласно материалам TNS, чаще всего наши сограждане покупают повседневную одежду. В 2009 году ее приобрели 41,3% россиян (или 68,2% тех, кто покупал одежду).
Второй по популярности в России является джинсовая одежда. В 2009 году джинсу выбрали 28,9% наших соотечественников, или 47,8% покупателей одежды.
Спортивную одежду по данным на 2009 год приобрели 19% наших сограждан (или 31,5% среди тех, кто приобретал обновку).
А вот на нарядные платья и костюмы россияне, похоже, готовы раскошелиться в самую последнюю очередь. Так, в 2009 году на выходную одежду потратились всего 15,8% россиян (или 26,1% покупателей), тогда как еще годом ранее таковых было 19%.
На рынок или в супермаркет?
В вопросе, где россияне чаще всего покупают одежду, результаты исследований расходятся.
По данным GfK, 45% россиян за последний год покупали одежду и обувь на открытом вещевом рынке. Еще 28% граждан совершили покупку на крытом рынке.
Тогда как в крупном торговом комплексе затоваривались только 31% россиян. В отдельно стоящих моно-брендовых магазинах одежду покупали 15%, в отдельно стоящих мульти-брендовых магазинах - 12%, в стоковых магазинах - 9%, в гипермаркетах - 15%.
Вместе с тем, материалы TNS свидетельствуют, что ходить за одеждой на рынок за последние четыре года россияне стали реже. Так, в 2005 году джинсу чаще всего выбирали на рынке 13,7% россиян, в 2009 г. - только 5,6%. Доля тех, кто чаще всего закупает спортивную одежду на рынке за этот период снизилась с 8,3% до 2,9%. Также сократились доли тех, кто покупает одежду в ларьках, палатках или с рук.
По данным TNS, джинсовую и спортивную одежду наши соотечественники предпочитают покупать в гипермаркетах, супермаркетах или в фирменных магазинах и бутиках. Тогда как другую одежду (кроме белья) россияне чаще всего приобретают в "обычных магазинах".
Одежда от 3-х до 5-ти
По данным TNS, на вторую половину 2009 года, среди тех, кто покупал одежду, 22% потратили на это от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Еще 20,6% покупателей одежды потратили на обновку от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Около 18,2% уложились в сумму от 2 до 3 тыс. рублей; 16,3% ограничились 1-2 тыс. рублей.
Более внушительные траты на одежду себе позволили немногие: 11,2% накупили одежки на 10-20 тыс. рублей; еще 6% - потратили более 20 тыс. рублей.
Отрадно, что, доля тех, кто умудрился выбрать себе одежду на 500 рублей и дешевле, также невелика - 5,4%.
Примечательно, что за последние четыре года, по данным TNS, россияне в целом стали тратить на одежду большие суммы. Однако объясняется это, пожалуй, не столько ростом благосостояния, сколько внушительной инфляцией, накрутившей с 2005 годы цены в полтора раза (согласно официальной статистике).
Главное чтобы костюмчик сидел?
Данные исследователей также не сошлись в вопросе, что является для россиян самым важным в выборе одежды.
По данным GfK, для 48% россиян самым важным в выборе одежды является цена (причем, значимость этого фактора за год выросла на 3 процентных пункта). 20% россиян назвали значимым комфорт и удобство. Затем следуют такие факторы, как дизайн (12%), соответствие тенденциям моды (6%), натуральность тканей (4%), линейка размеров и ростов (3%), известность марки (2%).
Согласно материалам TNS, самым важным фактором для россиян при выборе является удобство и практичность, на них обращают внимание 40,8% россиян. А вот цена "прикида" оказалась только на четвертом месте по значимости (30,8%), уступив также внешнему виду одежды (37,8%) и материалу (32,6%).
Помимо того, при выборе одежды россияне обращают внимание на новизну модели (14,1%), марку (13,4%) и страну производства (10,8%).
Любовь к брендам
Несмотря на кризис, россияне сохраняют любовь к дорогим брендам одежды. По данным GfK, в России около 54% говорят, что им нравится покупать товары престижных марок. Среди исследованных стран, наибольшая доля приверженцев одежды престижных марок в Индии (около 80% населения). Меньше всего внимание на престижность бренда обращают во Франции (только 25%).
При этом, в ходе опроса GfK выяснилось, что в 2009 году более половины россиян (51%) не покупали модную одежду топ-50 марок.
Что касается собственно марок одежды, то самым покупаемым брендом в 2009 году, по данным TNS, оказался Adidas (за последние полгода его покупали 14,9% россиян). Второе место в этом рейтинге по популярности занял отечественный бренд джинсовой одежды - Gloria Jeans (9,2%), обогнав такие марки, как Nike (8%) Reebok (7,3%) и Puma (6,3%). Далее по популярности следуют бюджетные марки Sela и "Твое". Замыкают топ-10 самых покупаемых брендов одежды Columbia, Savage и российский Oggi.
IFX.RU
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?