Система мониторинга и анализа СМИ и интернет-ресурсов «СКАН-Интерфакс» совместно с порталом Retail.ru подготовили медиарейтинг российских розничных компаний по итогам I полугодия 2024 года. Посмотрим, какие новости ритейлеров чаще всего упоминались в прессе и дали наибольший охват аудитории.
Фото: Javier Brosch/ Shutterstock
По итогам I полугодия 2024 года в топ-3 ритейлеров, чаще всего упоминаемых в российском медиапространстве, вошли X5 Group, «Магнит» и «Лента».
X5 Group
Среди самых популярных инфоповодов X5 Group – преобразование в публичное акционерное общество, о котором было заявлено в мае 2024 года. Пресса писала, что автоматическое распределение акций для российских держателей депозитарных расписок группы планируется провести в августе 2024 года.
В конце апреля Арбитражный суд Московской области принял решение о приостановлении корпоративных прав нидерландской X5 Retail Group N.V. в отношении ее российской структуры – компании «Корпоративный центр Икс 5».
В январе внимание СМИ было приковано к задержкам поставок курятины. С жалобами в адрес магазинов «Пятёрочка», «Чижик» и «Перекрёсток» обратились жители Екатеринбурга, Самары, Челябинска и Ульяновска. Тогда X5 Group объясняла задержки погодными условиями.
В марте пресса активно писала, что открылся самый крупный на Урале распределительный центр сети «Пятёрочка», площадь которого составила 59 тыс. кв. м.
В апреле «Пятёрочка» вышла в Якутию, где до конца 2024 года планируется открыть еще пять магазинов, а в ближайшие пять лет – расширить сеть в регионе до 30 точек.
Интерес вызвало то, что бизнесы X5 Group, включая «Пятёрочку», «Перекрёсток», сервис «Пакет» и другие компании, объединились в одном сервисе лояльности «Апельсин». Новый сервис предоставляет клиентам «Пятёрочки» и «Перекрёстка» возможность совершать покупки с кешбэком до 24%.
«Магнит»
Самым заметным в инфополе сети «Магнит» стало сообщение о ребрендинге приобретенного у AliExpress маркетплейса KazanExpress. Ребрендинг начался в апреле, а в июне уже заработал маркетплейс «Магнит Маркет». Компания рассказала прессе, что в течение 2024 года планируется запустить до 4 тыс. новых пунктов выдачи заказов в магазинах «Магнит» и «Магнит Косметик», из них 1,5 тыс. откроются в Москве, общее число пунктов вырастет до 4,5 тыс.
В связи с паводком в Оренбургской области «Магнит» в 12 раз увеличил объемы поставок воды и в 2,5 раза – поставки хлеба в магазины Орска и Новотроицка, и пресса охотно откликнулась на это сообщение.
В конце марта ФАС России заявила, что проверит цены на яйца в крупнейших торговых сетях. «Магнит» ответил, что установил добровольное ограничение наценки на социально значимый ассортимент, куда входят яйца, на уровне 5–10%.
В мае пресс-служба рассказала, а СМИ растиражировали новость о том, что генеральным директором компании назначен Евгений Случевский, занимавший до этого позицию директора по сельскохозяйственному и промышленному комплексу.
«Лента»
Внимание прессы привлекло сообщение о том, что в апреле «Лента» приостановила закупки кормов для животных у американской компании Mars. Стороны не смогли договориться о закупочных ценах. С полок магазинов «Ленты» исчезли популярные бренды Whiskas, Perfect Fit, Kitekat, Chappi и Pedigree. В мае торговая сеть частично возобновила закупку.
В марте появилась новость о том, что производитель Mondelez International отказался от поставок своей продукции в магазины сети «Лента» из-за невыгодных закупочных цен.
В апреле СМИ писали, что компания открыла пять торговых точек под брендом «Вингараж». Таким образом сеть тестирует новый для себя формат компактных винно-продуктовых магазинов площадью до 110 кв. м. В пилотных точках представлено 1,6–1,7 тыс. наименований товаров.
В мае активно тиражировалась новость о том, что во Владикавказе впервые открылся круглосуточный гипермаркет «Лента». Магазин во Владикавказе стал первым гипермаркетом, который компания открыла в 2024 году. Открытие торгового комплекса позволило создать более 140 рабочих мест.
Рейтинг российских ритейлеров по упоминаниям в прессе в I полугодии 2024 года
Упоминания в СМИ
№
|
Компания
|
Упоминания
в СМИ,
I полугодие
2024 года
|
Упоминания
в СМИ,
II полугодие 2023 года
|
Позитивные и нейтральные публикации, %
|
1
|
X5 Retail1
|
54 525
|
54 651
|
98
|
2
|
«Магнит»2
|
45 768
|
46 076
|
97
|
3
|
«Лента»
|
18 103
|
22 106
|
97
|
4
|
«ВкусВилл»
|
13 575
|
11 135
|
97
|
5
|
Fix Price
|
11 039
|
8564
|
97
|
6
|
«Ашан»
|
9468
|
9618
|
96
|
7
|
«Азбука Вкуса»
|
5198
|
4073
|
94
|
8
|
Mercury Retail Group3
|
4640
|
5538
|
97
|
9
|
«О'Кей»
|
3998
|
3457
|
97
|
10
|
Metro C&C
|
3355
|
3406
|
98
|
11
|
Spar
|
3131
|
3512
|
95
|
12
|
«Светофор»
|
2785
|
3335
|
94
|
13
|
«Гиперглобус»
|
2544
|
4295
|
93
|
14
|
«Мария-Ра»
|
1529
|
1460
|
96
|
15
|
«Верный»
|
1191
|
1451
|
77
|
16
|
ТС «Командор»
|
973
|
1088
|
12
|
17
|
«Самбери»
|
941
|
1134
|
99
|
18
|
«Магнолия»
|
465
|
254
|
100
|
19
|
«Зельгрос»
|
307
|
653
|
97
|
20
|
«Монетка»
|
106
|
158
|
96
|
Индекс заметности
№
|
Компания
|
Индекс заметности,
I полугодие
2024 года
|
Индекс заметности,
II полугодие
2023 года
|
1
|
X5 Retail1
|
7 048 135
|
7 003 260
|
2
|
«Магнит»2
|
4 922 221
|
5 638 578
|
3
|
«Лента»
|
2 182 279
|
2 658 697
|
4
|
Fix Price
|
1 112 366
|
1 156 003
|
5
|
«ВкусВилл»
|
1 103 175
|
967 359
|
6
|
«Ашан»
|
1 046 343
|
930 122
|
7
|
«Азбука Вкуса»
|
714 169
|
323 431
|
8
|
Mercury Retail Group3
|
510 945
|
612 683
|
9
|
«О'Кей»
|
466 713
|
437 539
|
10
|
Spar
|
385 164
|
333 003
|
11
|
«Светофор»
|
381 142
|
259 146
|
12
|
Metro C&C
|
322 551
|
352 183
|
13
|
«Верный»
|
254 651
|
137 364
|
14
|
«Гиперглобус»
|
192 474
|
465 188
|
15
|
«Самбери»
|
157 911
|
180 780
|
16
|
«Мария-Ра»
|
152 480
|
145 121
|
17
|
ТС «Командор»
|
134 637
|
142 512
|
18
|
«Магнолия»
|
56 908
|
13 567
|
19
|
«Зельгрос»
|
27 839
|
106 172
|
20
|
«Монетка»
|
22 936
|
38 983
|
Охват аудитории
№
|
Компания
|
Охват аудитории,
I полугодие
2024 года
|
Охват аудитории,
II полугодие
2023 года
|
1
|
X5 Retail1
|
223 167 524
|
189 318 909
|
2
|
«Ашан»
|
197 128 105
|
136 865 736
|
3
|
«Магнит»2
|
186 268 072
|
195 849 737
|
4
|
«ВкусВилл»
|
118 736 940
|
115 270 339
|
5
|
«Азбука Вкуса»
|
112 948 580
|
76 177 338
|
6
|
«Лента»
|
107 787 023
|
119 061 805
|
7
|
«Светофор»
|
101 000 487
|
65 354 476
|
8
|
Fix Price
|
99 436 319
|
84 052 105
|
9
|
Mercury Retail Group3
|
97 505 087
|
121 793 638
|
10
|
Metro C&C
|
79 366 793
|
71 677 821
|
11
|
Spar
|
57 994 460
|
64 033 433
|
12
|
«Верный»
|
56 864 061
|
52 194 608
|
13
|
«О'Кей»
|
56 311 832
|
53 350 859
|
14
|
«Гиперглобус»
|
54 702 164
|
82 902 288
|
15
|
«Магнолия»
|
34 233 500
|
7 293 886
|
16
|
«Самбери»
|
28 077 611
|
30 463 381
|
17
|
ТС «Командор»
|
24 226 638
|
14 994 292
|
18
|
«Мария-Ра»
|
22 179 932
|
15 903 358
|
19
|
«Зельгрос»
|
17 492 667
|
34 991 287
|
20
|
«Монетка»
|
1 346 797
|
3 028 541
|
1 В объект X5 Group входят: X5 Group, «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», «ХлебСоль», «Слата», «Красный Яр», «Сладкая жизнь».
2 В объект «Магнит» входят: ПАО «Магнит», «Дикси».
3 В объект «Бристоль» входят: «Красное и белое», «Бристоль».
Топ-20 самых жарких инфоповодов ритейла
-
X5 Group начала процесс преобразования в публичное акционерное общество.
-
Auchan Holding сообщил о риске налоговых доначислений за 2020–2021 годы.
-
Производитель кондитерских изделий Mondelez International решил отказаться от поставок своей продукции, в том числе шоколада Milka и Alpen Gold, в магазины сети «Лента».
-
«Лента» приостановила закупку кормов для животных у американской компании Mars.
-
«ВкусВилл» сообщил, что открывает первый магазин в Казахстане, в ассортименте которого представлена продукция от более 60 казахстанских поставщиков.
-
«Магнит» получил разрешение ФАС на приобретение 33,01% дальневосточной сети «Самбери».
-
«Ашан» официально уведомил Минпромторг РФ о том, что не собирается уходить с российского рынка.
-
«Магнит» сообщил, что меняет структуру руководства. Новым СЕО розничной сети стал Евгений Случевский. Фактической позиции СЕО в компании не было с 2019 года.
-
«ВкусВилл» остановил поставки продукции от компании «Гастропорт» на фоне ситуации с зафиксированными отравлениями.
-
«Магнит» запустил собственный маркетплейс, ребрендировав купленный KazanExpress.
-
Депутаты предложили обязать магазины содержать полки с бесплатными продуктами. Сети «ВкусВилл», X5 Group и «Магнит» заявили, что уже отдают часть продуктов с истекающими сроками годности в благотворительные фонды.
-
«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж».
-
Сеть В1 («Первый выбор»), входящая в группу «Магнит», сообщила, что в 2024 году намерена в несколько раз увеличить число магазинов. Планируется, что к концу 2024 года сеть будет насчитывать не менее 300 объектов.
-
«Магнит» начал тестировать в Краснодаре бесплатную передачу непродовольственных товаров нуждающимся.
-
«ВкусВилл» закрыл сделку по приобретению 95% сервиса по доставке еды в офисы «Обед.ру». Остальные 5% сохраняются за кипрской Transportation Investments Management.
-
В Якутске начали работу пять магазинов «Пятёрочка». Кроме того, в конце марта «Пятёрочка» заработала в Забайкальском крае, в Чите открылись девять магазинов сети. Более 40% ассортимента обеспечили местные поставщики.
-
«ВкусВилл» изъял из продажи питьевую воду «Легенда Байкала» после жалоб покупателей на ее качество, образцы отправили на проверку.
-
«Азбука Вкуса», ранее принадлежавшая кипрской Demanor Investments, сообщила, что полностью перешла к российскому собственнику – компании «Городской супермаркет».
-
X5 Group сообщила о покупке фабрики по производству готовой еды в Ленинградской области. Производственная площадка станет частью блока «X5 Еда», занимающегося развитием сегмента готовой еды в торговых сетях компании.
-
Fix Price за 2023 год открыл 751 новый магазин и объявил, что в 2024 году планирует открыть не менее 750 магазинов.
«СКАН» – система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом «СКАН». Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват – это среднесуточный показатель посещаемости интернет-СМИ, тираж изданий и аудитория ТВ- и радиоканалов на дату выхода публикации/сюжета, то есть потенциальная аудитория источника.
В рейтинге участвовали основные игроки рынка ритейла, работающие на территории РФ. Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», включающей более 75 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.
Период исследования: январь – июнь 2024 года.
Retail.ru