Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Маркировка меховых изделий: ритейлеры задают вопросы
Напомним, что с 12 августа 2016 года стала обязательной маркировка меховых изделий радиочастотными чипами (RFID) на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Участникам рынка было дано всего 45 рабочих дней, чтобы промаркировать остатки товара.
К такому повороту событий рынок готовился заранее: почти год назад, в сентябре 2015 года, страны ЕАЭС договорились об ужесточении мер контроля оборота меховых изделий на территории союза. А уже в апреле 2016 года в России стартовал эксперимент по маркировке товаров из меха, в котором могли поучаствовать все без ограничения игроки рынка. За два месяца к эксперименту присоединились более 500 компаний, а к августу 2016 года количество участников увеличилось до 1200. К этому времени уже было заказано более 1,5 млн контрольных (идентификационных) знаков.
Все участники пилотного проекта передают сведения о маркировке меховых изделий в Информационный ресурс маркировки, оператором которого является Федеральная налоговая служба. Для подключения к этому ресурсу необходимо зарегистрироваться в личном кабинете на сайте ФНС, где физическое или юридическое лицо имеет возможность заключить договор с Гознаком, изготовителем контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ) меховых изделий.
Владелец продукции из натурального меха может выбрать тип необходимого ему КиЗ: навесной, вшивной или клеевой. Для отечественных товаров предусмотрены КиЗ зеленого цвета, а для импортных - красного. Изготовление марки возможно только после одобрения заявки налоговой службой и оплаты. Далее заказчик получает КиЗ, маркирует товар и сообщает об этом в личном кабинете.
О правилах и сроках
Представитель Федеральной налоговой службы Владимир Мальцев отметил, что в соответствии с новыми правилами все предприниматели должны не только «повесить» марку на товар, но и занести описание товара в систему.
Немаркированный товар нельзя хранить, покупать и продавать.
Изначально для подготовки остатков к новому, легальному обороту планировалось отвести 30 дней, но были учтены пожелания бизнеса и срок увеличили до 45 рабочих дней (начиная с 12 августа).
Должники останутся без КиЗов
Отвечая на вопрос аудитории, большую часть которой составляли продавцы меховых изделий, Владимир Мальцев подчеркнул, что имеющим налоговую задолженность (в любом размере) КиЗы выдаваться не будут.
О сбоях системы
Претензии на неоперативную работу системы со стороны слушателей представитель ФНС отклонил, объяснив, что система «Маркировка» периодически обновляется и только в эти моменты возможна ее некорректная работа.
Владимир Мальцев рассказал, что сотрудники ФНС готовы отвечать на любые вопросы, в том числе по специально выделенному для этого телефону call-центра, опубликованному на сайте ФНС. И напомнил, какие товары подлежат маркировке.
Маркировать следует предметы одежды из натурального меха (норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и других видов меха), включая части одежды и принадлежности к одежде (муфты, боа, галстуки, воротники и т.д.), изготовленные из натурального меха; одежду, имеющую подкладку из натурального меха, а также предметы одежды, у которых натуральный мех прикреплен с наружной стороны (кроме случаев, когда мех является только отделкой).
Проблемы доставки КиЗ
Некоторые заказчики RFID-меток жалуются на длительные сроки доставки.
Андрей Ступаев, директор по продажам ФГУП «Гознак», эмитента и изготовителя КиЗов рассказал: «На сегодняшний день в системе зарегистрировано 1800 договоров. С кем-то получается работать без проблем, с кем-то возникают технические ошибки, такие как доставка, состояние счета и тому подобное. Следует обратить особое внимание на точность оформления договора по изготовлению КиЗов и на доставку, у которой существуют расчетные сроки, при этом имеет значение и удаленность заказчика».
Наиболее удачным способом скорейшего получения КиЗов, спикер обозначил самовывоз, который возможен также курьерскими службами по предоставляемой доверенности от заявителя. Однако стоит помнить, что оформленный в заявке способ доставки изменению не подлежит.
Качество КиЗ
Что делать, если полученные идентификационные знаки не считываются? «Проверить качество (считывание и возможность регистрации в системе ФНС) изготовленных КиЗов невозможно. Заявителям самим необходимо изыскивать способы проверки КиЗов на RFID - оборудовании», - рассказал Андрей Ступаев.
Что делать с товаром, не имеющим таможенной декларации?
Начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товара ФТС РФ Валерий Селезнев рассказал о ходе реализации программы со стороны таможни:
«При реализации проекта по маркировке меховых изделий предусмотрено очень плотное взаимодействие со всеми странами участниками таможенного союза как по линии таможенной, так и налоговой службы. Задача проекта – максимальное обеление и легализация товаров и всего бизнеса.
Все вопросы технической реализации и администрирования по КиЗам таможенной службой сейчас решаются в первоочередном порядке. Мы понимаем, что система совершенствуется и внедряется в сжатые сроки, но этап пилотного проекта показал, что логика внедрения системы понятна и реализуема. Существуют еще вопросы технического и методического характера, которые можно решить на старте внедрения.
Всех волнует вопрос остатков с таможенной декларацией и без нее. Остатки товара необходимо легализовать законным способом, чтобы получить одобрение ФНС на выдачу КиЗа. Для этого предусмотрены 45 дней с момента вступления в силу постановления. Что касается вопросов о товаре, не имеющим таможенной декларации, мы, таможенная служба, готовы работать индивидуально с каждым случаем.
К нам в таможенные органы не было ни одного обращения по товарам, произведенным 5 лет назад. Если есть залежи пятилетних шуб – ритейлу надо с ними разобраться, пока есть время».
О проверках торговых точек
Волков Алексей Александрович, заместитель начальника управления организации деятельности системы государственного контроля Роспотребнадзора особо подчеркнул важный для аудитории момент проверок Роспотребнадзором по жалобам: «Проверки по жалобам могут проводиться только по согласованию с прокуратурой, которая должна подтвердить законность жалобы. Только в этом случае инициируется дополнительная проверка».
ПО для маркировки
Ритейлерам, участвующим в проекте «Маркировка», удобно оснастить свои торговые точки программным обеспечением, поддерживающим обмен данными с ГИСМ (Государственной информационной системой маркировки). ПО должно обеспечивать передачу информации об остатках и последующих движениях промаркированной продукции в магазине.
Чтобы исключить сбои, производители ПО постарались оперативно внести изменения в свои программы.
Руководитель направления автоматизации розничной торговли «1С» Ольга Салимова рассказала о программных продуктах компании «1С» и их совместимости с информационным ресурсом маркировки ФНС»: «Фирма «1С» уже выпустила обновления для своих программ, реализовав функционал, который позволяет решить задачи по маркировке товаров и обмена данными с ГИСМ. Передаваемые данные подписываются квалифицированной подписью, которая может использоваться также для подачи отчетности. В программах можно сразу же оформить заявку на получение и доставку КиЗов, совершить наиболее актуальную на сегодняшний день операцию по маркировке остатков». Инструкции пользователей о работе с маркировкой меховых изделий входят в поставку программ.
Ирина Баскакова, специально для Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.