Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Маркировка меха (Маркировка шуб): первые итоги эксперимента
С 1 апреля в России стартовал пилотный проект по маркировке меховых изделий RFID-метками. Однако в начале лета у участников рынка по-прежнему осталось больше вопросов, чем ответов. Пролить свет на многие неясности и разъяснить спорные моменты удалось спикерам 1С:Лектория «Маркировка изделий из натурального меха – нормативное правовое регулирование».
Напомним, осенью 2015 года страны ЕАЭС подписали соглашение о маркировке изделий из меха специальными RFID-метками. Тогда же стало известно о том, что соглашение вступит в силу с апреля 2016 года. В качестве участия в пилотном проекте был выбран сегмент изделий из меха, поскольку ситуация на меховом рынке была близка к критической: по данным АКОРТ порядка 84% меховых изделий ввозилось контрабандным путем.
На сегодняшний день соглашение ратифицировали все страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения), за исключением Киргизии. Пилотный проект по маркировке одежды из меха в России стартовал 1 апреля этого года. Участникам рынка было предложено в тестовом режиме осуществить маркировку RFID-метками. Как рассказал в рамках лектория Владимир Мальцев, представитель ФНС России, в эксперименте приняли участие 650 компаний, которые заказали более 570 тыс. RFID-меток. По предположению спикера обязательная маркировка будет введена уже к середине июля. Однако назвать точную дату на данный момент не готов никто, поскольку ситуация зависит от того, когда договор будет ратифицирован в Киргизии. А именно: после того, как соглашение будет ратифицировано, по дипломатическим канала в Евразийскую экономическую комиссию будет передано подтверждение о ратификации. Через 10 дней после поступления подтверждения вступит в силу закон. После вступления закона в силу у участников рынка будет 30 дней на маркировку товаров и остатков. Хранить немаркированные остатки можно в течение 30 дней, однако нельзя осуществлять их продажу (в случае, если они не маркированы). Никакой отсрочки по санкциям не предусмотрено.
Закупка меток и технология маркировки
Пилотный проект рассчитан на 2015-2016 гг., однако, как подчеркнул г-н Мальцев, проект с большой долей вероятности будет продолжен и в 2017 году.
«Под маркировкой подразумевается как нанесение маркировки на сам товар, так и сообщение в систему, – отметил Владимир Мальцев. – А в случае, когда контрольный знак уже есть на товаре, сообщение изменений в жизненном цикле товара. Для того, чтобы заказать контрольно-индентификационные знаки, необходимо заключить договор с эмитентом, которым является Госзнак. Причиной отказа в заявлении может служить наличие задолженности. Госзнак в течение 5 дней изготавливает RFID-метки. Забрать их можно двумя путями: самовывоз или бесплатная доставка до административного центра (далее можно забрать по любому адресу в административном центре, либо заказать платную доставку). Существует возможность заказа RFID-меток с индивидуализацией. В случае, если вы заказали RFID-метки без индивидуализации, необходимо описать свой товар в GS1, будет сгенерирована серия GTIM. И после того, как вы занесли метку на товар, нужно записать ее в GTIM и сообщить в систему о маркировке (связать описание с номером метки)».
Интерес покупателя
Производитель или импортер при ввозе товара описывает его, маркирует, сообщает сведения в систему, после этого сведения сообщаются о каждой продаже товара, причем продавец сообщает, а покупатель, если это юридическое лицо, акцептует эти данные, т.е. подтверждает, что он действительно приобрел такие знаки по такой-то цене. И ответственность за приобретение немаркированного товара планируется возложить на покупателя. Так, например, планируется внести изменения в налоговый кодекс, после которых нельзя будет принимать вычет, расходы по приобретенным немаркированным товарам, поэтому в интересах покупателя будет приобретать маркированный, легальный товар. Поправки в Налоговый кодекс также планируется внести в 2017 г.
Участники проекта
Планируется, что в проекте также будет активно участвовать таможенная служба. «У них будет доступ к нашей системе, и они будут подтверждать информацию по каждой единице товара. Изначально товар в систему заносит импортер, а таможенная служба обязательно это подтверждает. И если идет нестыковка, она появляется в системе. Более того, контрольно-идентификационные знаки сейчас добавлены в таможенную декларацию. Без указания КИЗ товар, который подлежит маркировке, не сможет пройти таможню. Кроме того, у таможни существует пост-контроль. Для пост-контроля также будет доступ к нашей системе, они смогут получать аналитические данные. Будет доступ и у Роспотребнадзора. Они будут как получать данные, так и сообщать нам, т.е. у нас будут все данные о контрольных мероприятия с их результатами», - отметил Владимир Мальцев.
Расходы на маркировку
Один из самых болезненных вопросов рынка в контексте проекта – влияние на малый бизнес. Компании-гиганты не слишком переживают из-за возрастающих расходов на проект. Как отмечают в компании «Снежная королева», участвующей в эксперименте с апреля, «сложно оценить все затраты, поскольку проект находится сейчас в активной фазе, но они не настолько значительны, чтобы уделять им большое внимание. Важно отметить, что у добросовестных продавцов внедрение проекта по чипированию изделий из натурального меха не может отразиться на розничной цене для покупателей, поскольку дополнительных серьёзных издержек у них не возникает, а стоимость чипа (15-22 рубля) в соотношении с ценой изделий ничтожна. Цены вырастут (до 15%) только у тех компаний, которые уклонялись от исполнения законодательства и таким образом создавали неравные конкурентные условия, поскольку теперь они будут вынуждены работать легально». Примерно за один месяц с момента поступления КиЗ на склад, компания промаркировала более 90% товара, подлежащего маркировке.
Если говорить о расходах на маркировку, то они состоят из: приобретения непосредственно RFID-меток (цена колеблется от 15 до 22 руб. в зависимости от типа метки), RFID-оборудование, а также новая штатная единица для осуществления процесса по маркировке. Таким образом, для малого бизнеса, это ощутимые расходы. Оптимизировать расходы на маркировку возможно будет лишь в будущем. Как отметил Владимир Мальцев, «если не покупать RFID-оборудование, то записать информацию в метку на данный момент невозможно. В будущем мы планируем предлагать эту услугу в МФЦ. Для этого надо будет просто прийти со списком своих меток и своих JTINов».
Еще одна проблема, которую озвучивают участники рынка, вступившие в добровольные эксперимент – недолговечность RFID-меток. Как выяснилось на практике, антенна внутри метки легко отламывается при сгибании. Однако никаких альтернатив на данный момент просто не существует.
От теории к практике
Одновременно со стартом пилотного проекта по маркировке товара поставщики программного обеспечения начали дорабатывать свой продукт с целью обеспечить возможность интеграции с ГИСМ. Так, например, у 1С уже вышла линейка соответствующих продуктов. «Решения ориентированы как на производителей и импортеров меховой одежды, так и на оптовых покупателей и магазины, - рассказала Ольга Салимова, руководитель направления автоматизации розничной торговли «1С». - Функции программного обеспечения поддерживают синхронизацию с RFID-оборудованием, что позволяет маркировать товар различными метками, вести количественный учет самих марок, а также выполнять наиболее важные функции – передачу данных об обороте меховой одежды в ГИСМ».
Подробнее о том, как маркировка меховых изделий поддерживается в прикладных решениях "1С" можно посмотреть здесь.
Полное выступление спикера, рассказавшего о поддержке функциональности по маркировке товаров из натурального меха в прикладных решениях 1С на примере «1С:ERP Управление предприятием 8» и « 1С:Розница 8», можно посмотреть здесь:
А также видеозаписи выступлений остальных участников конференции:
В.Г. Мальцев. А.И. Дегтев. Ответы на вопросы
С.А. Фролов. RFID-технологии и оборудование
Д.С. Артемьев. Применение RFID решений Nordic ID в одежном ритейле
Валерия Зайкова, специально для Retail.ru
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.