Декоративное изображение
32 257

Поделиться

Маркировка: что важно знать сейчас?

Государство создало систему маркировки, чтобы сократить объемы серого рынка и защитить покупателей от контрафакта. В России уже действует обязательная маркировка меховых изделий, табачной продукции, алкоголя ( ЕГАИС ), обуви, ряда лекарств. Началось внедрение маркировки для других групп лекарственных препаратов, духов и туалетной воды, ряда изделий легкой промышленности, фотокамер и фотовспышек, шин и покрышек, кресел-колясок, велосипедов, молочной продукции. Власти  регулярно сообщают о планах начать эксперименты по маркировке новых групп товаров.

Если продукция, которой вы торгуете, попадает под маркировку, жизнь вашей компании кардинально изменится. Сможет ли бизнес адаптироваться к новым условиям? – Это будет зависеть от вашей осведомленности и активной подготовки. В этой статье мы собрали актуальную информацию о процессе внедрения маркировки, чтобы вы могли спланировать свои действия. 

На основе Федерального закона № 487-ФЗ от 31.12.2017 г.  и ряда постановлений и распоряжений правительства в России введена обязательная маркировка нескольких товарных категорий. Перечень товаров постоянно расширяется, к 2024 году планируется распространить маркировку на все товары в стране.  

Обязательная маркировка предполагает нанесение на каждый товар уникального кода в формате Data Matrix и обязует всех участников оборота передавать данные о перемещениях товара в государственную систему прослеживаемости и мониторинга «Честный знак». При помощи кода контролирующие органы и покупатели смогут получить исчерпывающую информацию о товаре. По мнению правительства, возможность отследить продукцию от производства до прилавка позволит защитить рынок от нелегальных товаров и контрафакта.

Все участники оборота маркированной продукции – производители, импортеры, оптовые и розничные компании – должны быть подключены к единой системе мониторинга. Распоряжением правительства официальным оператором государственной системы маркировки товаров в РФ назначено ООО «Оператор-ЦРПТ», дочерняя компания Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ внедряет и поддерживает национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Координирует маркировку Минпромторг России.

Этапы внедрения маркировки

Начало обязательной маркировке было положено в августе 2016 года, когда стартовал пилотный проект по маркировке изделий из меха.

C 1 февраля 2018 года начала вводиться система помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0).

С 1 марта 2019 года была введена обязательная маркировка сигарет и папирос, оборот немаркированной продукции будет прекращен с 1 июля 2020 года. Почитайте статью о маркировке обуви и табака в «1С:Предприятии 8»

С 1 июля 2019 года началось внедрение маркировки детской, мужской и женской обуви из меха, кожи, резины, текстиля, пробки и других материалов. В том числе спортивной: для сноуборда, футбола, гимнастики. Запрет на оборот немаркированной обуви вступит в силу 1 марта 2020 года.

1 октября 2019 года маркировка стала обязательной для лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий.

1 декабря 2019 года началось внедрение маркировки для фотокамер, фотовспышек, ламп-вспышек, парфюмерии (запрет на оборот немаркированной продукции этих групп наступит 1 октября 2020 года); новых шин и покрышек пневматических (оборот немаркированных товаров прекратится 1 марта 2021 года); предметов одежды, белья постельного, столового, туалетного и кухонного (оборот немаркированной продукции будет запрещен с 1 января 2021 года).

С 1 июля 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарственных средств.

С 1 июля 2020 года маркировка также распространится на альтернативную табачную продукцию  (сигары, сигариллы, биди, кретек, табаки курительные, нюхательные, жевательные, трубочные и для кальяна), оборот такой немаркированной продукции будет запрещен с 1 июля 2021 года. 

В ближайшем будущем запрет на оборот немаркированной продукции наступит для обуви – уже с 1 марта 2020 года. Если не промаркировать остатки продукции до этой даты, то потом продать их легально будет уже невозможно! Мы подробно описали сроки и порядок проведения маркировки обуви в нашей статье.    

Маркировка: что важно знать сейчас?

Фото: Retail.ru 

Что предшествует обязательной маркировке?

В каждой отрасли внедрение маркировки начинается с проведения эксперимента, во время которого компании добровольно регистрируются в системе «Честный знак» и передают информацию о действиях с товаром: изготовлении, импорте в страну, приеме от поставщика, продаже или списании. По результатам эксперимента дорабатывается нормативная база, правительство назначает или корректирует сроки запуска обязательной маркировки.

Так, до 29 февраля 2020 года продлится эксперимент по маркировке молочной продукции, введение обязательной маркировки намечено на 1 декабря 2020 года. 1 сентября 2019 года стартовал эксперимент по маркировке кресел колясок, дата его окончания намечена на 1 июля 2021 года (отличается для разных видов продукции). Пилотный этап маркировки велосипедов продлится до 31 мая 2020 года.

Если ваш товар попал под маркировку…

Для компаний, которые работают с продукцией, подлежащей маркировке, начинают действовать ограничения, связанные с системой налогообложения.

С 1 января 2020 года организации, которые торгуют товарами, подлежащими маркировке, в частности обувью, товарами легкой промышленности, лекарствами и одеждой из натурального меха, не могут больше работать на ЕНВД или патентной системе налогообложения. При продаже хотя бы одного товара из указанных групп, налогоплательщики теряют право применять эти спецрежимы.

А что, если игнорировать маркировку?

Статья 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил маркировки. В случае производства или продажи товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки, все предметы правонарушения конфискуются, а также налагается штраф:

  • для граждан — 2 000–4 000 рублей;
  • для юридических лиц — 50 000–300 000 рублей;
  • для должностных лиц — 5 000–10 000 рублей.

Как внедряется маркировка?

Запуск маркировки для разных товарных групп может иметь свои особенности, но на данный момент в большинстве товарных групп внедрение системы включает три основные этапа.

  • На первом этапе участники оборота должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», заказать регистратор эмиссии (оборудование и ПО) — специальный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для заказа кодов маркировки, регистрации сведений о выпуске маркированных товаров и хранении кодов маркировки.
  • Затем коды маркировки начинают в обязательном порядке наноситься на все новые производимые и импортируемые товары.  Каждая поставка товаров напрямую от производителя к дистрибьютору должна  сопровождаться универсальными придаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции с помощью электронного документооборота (ЭДО). Так с 1 июля 2019 года запрещены ввоз и производство немаркированной табачной продукции, но ее можно будет продавать до 1 июля 2020 года.
  • На заключительном этапе вводится полный запрет на оборот немаркированной продукции.

Стоит отметить, что для ряда товарных групп предусмотрена маркировка товарных остатков. Например, для обуви это нужно успеть сделать до 1 марта 2020 года либо до 1 апреля 2020 года тех товаров, которые были заказаны до 1 марта, но приехали после.

С 1 марта 2020 года все процессы, связанные с товарооборотом обувной продукции, должны передаваться в систему «Честный знак». После внедрения маркировки в категории меховых изделий обувь является первой группой, по которой с 1 марта 2020 года вступит в силу полный запрет оборота немаркированной продукции.

Изначально предполагалось, что никаких особенных тарифов на передачу данных о маркированных товарах операторы фискальных данных (ОФД) вводить не будут. Однако тут стоит сделать уточнение. В  1С-ОФД ">сервис 1С-ОФД входят пять операторов фискальных данных, два из которых — «Первый ОФД» и «Платформа ОФД» — ввели специальные тарифы на получение отчетности, связанной с оборотом маркированной продукции, которую можно получить в личном кабинете пользователя.

Бизнес-процессы изменятся

Компаниям, товары которых попали под маркировку, придется поменять некоторые бизнес-процессы. Система маркировки требует обязательной передачи сведений о маркированных товарах в государственную информационную систему «Честный знак», однако то, как выстроить этот процесс, на каком этапе, в какой системе и при помощи каких технических средств его осуществлять – каждая конкретная организация должна решить для себя сама.

Маркировка: что важно знать сейчас?

Маркировка затрагивает практически все процессы работы с товаром. Необходимо маркировать производимую продукцию, в том числе на заказ, и импортируемые товары, причем до ввоза на территорию страны.

Все операции, в результате которых происходит изменение собственника товара, должны отображаться в системе маркировки (кроме перемещения продукции внутри одного юрлица).

Продажа в розницу, возврат товаров из розницы, списание, комиссионная и дистанционная торговля, агрегация упаковок для использования в документах ЭДО – все операции должны передаваться в систему «Честный знак».

Как уже упоминалось, для ряда товарных групп  предусмотрена маркировка остатков и перемаркировка товаров.

Как изменятся процессы на производстве?

До того, как товар двинется по товаропроводящей сети, на него должны быть нанесены марки с кодом Data Matrix, которые надо ввести в оборот в системе маркировки.

Для получения кода Data Matrix участнику оборота необходим GTIN — уникальный международный идентификатор товара, который обычно указывается рядом со штрихкодом.  Если прежде производитель не регистрировался в международной системе стандартизации учета и штрихового кодирования GS1 и не получал коды на свои товары, то теперь ему придется это делать.

Код маркировки Data Matrix включает:

  • код товара, 14 цифровых символов;
  • индивидуальный серийный номер единицы товара, который генерируется оператором системы или участником оборота товаров, 13 символов;
  • ключ проверки, предоставляемый оператором системы, 4 символа;
  • код проверки, предоставляемый оператором системы, 88 символов.

Маркировка: что важно знать сейчас?

Возможны разные варианты нанесения маркировки непосредственно на товар: на производственной линии или после, на сам товар или на потребительскую упаковку, этикетку. Производителю нужно продумать и решить эти вопросы самостоятельно.

Как изменится работа с импортными товарами?

Товар должен быть промаркирован до прохождения таможенных процедур. Как это будет сделано, компании предстоит организовать. Если это заказное производство за рубежом, то возможна передача кодов маркировки производителю за рубежом. При закупке партии товара надо продумать организацию звена, которое будет осуществлять маркировку, или договориться об этой услуге с логистической компанией.

Электронный документооборот – важная часть процессов маркировки

Маркировка: что важно знать сейчас?

Важное отличие вводимых процессов системы маркировки от прежних систем прослеживаемости (ЕГАИС, ВетИС, маркировки шуб) является то, что по ряду товарных групп введено обязательное использование электронного документооборота (ЭДО). Это существенно влияет на все процессы, связанные с маркированным товаром.

В товарной группе «Табак» универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.

По некоторым товарным группам, например, по обуви, поддерживаются методы работы без использования ЭДО, однако целевой моделью, по словам представителей оператора маркировки, также является ЭДО и, вполне возможно, в определенный момент эта группа также будет переведена на работу через ЭДО.

В зависимости от товарной группы компании нужно спланировать процессы передачи и начинать подготовку к использованию ЭДО. Этот процесс не так прост. Важно знать, что в каждом УПД, который передается организацией, должны присутствовать коды маркировки. Соответственно помимо перехода на работу с ЭДО нужно спланировать работу с кодами.

Как это будет происходить – опять же предстоит решить. Если вы работаете, например, на 1С, то можно сканировать коды непосредственно в 1С, загружать данные с терминала сбора данных (ТСД) или из файлов Excel. Если у компании пока нет товароучетной системы, возможна работа в клиенте ЭДО.

Об оборудовании и программном обеспечении, необходимом для работы с маркированной продукцией, также можно почитать в статье: Во сколько малому бизнесу обойдется маркировка?

Что изменится в процессе продажи маркированного товара?

Маркировка: что важно знать сейчас?

Важно, что при продаже маркированных товаров, марки должны сканироваться и фиксироваться в чеке. Работа с товарами разных товарных категорий может отличаться, важно следить за информацией, поступающей от оператора системы маркировки, вовремя вводить нужные коррективы в бизнес-процессы и при необходимости проводить обучение персонала.

При работе с табачной продукцией или обувью процесс продажи обычно предполагает сканирование на кассе, а вот в товарной группе «Шины» зачастую товар не выносят в зал.

В таком случае требуется проработка новой схемы работы, например, предоплата, оформление заказа, а пробитие чека уже после того, как известны конкретные марки товаров. Либо передача физических марок перед пробитием чека на кассовое место — то есть организация процесса таким образом, чтобы доступ в систему был из места физической выдачи товара. Наконец, возможна передача фотографий марок кассиру.

Интернет-продажа также требует организации процесса фиксации марки при реализации товара или передачи курьерской компании.

Что делать, если вам предстоит начать работать с маркированным товаром?

Обратитесь к вашему поставщику программного обеспечения для учета и узнайте, какие программы нуждаются в обновлении, какие технические средства необходимо приобрести. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» и настройте учет маркированного товара.

Если ваша компания использует в работе типовые решения «1С», то актуальные версии программ поддерживают все законодательные изменения и позволяют наладить работу с маркированной продукцией, в том числе с ЭДО.

Если вы работаете с нетиповым решением, то, пока есть время на подготовку, проконсультируйтесь о возможности перехода на типовое решение: работа с маркированным товаром может значительно усложнить и повысить стоимость эксплуатации нетипового решения в будущем.

Какие категории товаров вскоре ждет маркировка?

Помимо уже начатых экспериментов по введению маркировки на молочную продукцию, велосипеды и кресла-коляски правительство заявляло о намерении проработать возможность введения маркировки на биологически активные добавки к пище и минеральную воду.

В дальнейшем под маркировку может попасть ювелирная, пищевая, автомобильная, авиационная, топливная, электронная, строительная и машиностроительная продукция.

Окончательный список будет сформирован после утверждения «Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2020 года и плановый период до 2025 года», внесенной Минпромторгом в правительство.

Если эти товары входят в ваш ассортимент, начинайте готовиться заранее.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами