Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Маркетплейсы в кризис и после него
В ситуации, когда привычная розница закрылась за считанные дни, покупательский спрос целиком и полностью переместился в интернет… Но и тут не все гладко: закрываются точки самовывоза, осложняется логистика. О том, как маркетплейсы работают в кризис, Retail.ru рассказал директор по маркетингу goods.ru Андрей Осокин.
До «коронакризиса» люди скупали ноутбуки
Выход в онлайн для МСП сейчас единственный способ выжить… Причем, начать работать на маркетплейсе быстрее и легче, чем форсировать создание собственного сайта.
Если рассмотреть «прирост» продавцов на примере goods.ru, то в самоизоляцию эта цифра увеличилась примерно до тысячи заявок в месяц.
При этом, самыми популярными товарами стали отнюдь не гречка и антисептики, цена которых в некоторых магазинах доходит до тысячи рублей, а товары из категории «развлечения».
И третья популярная категория – электроника. Любопытно, что на дорогостоящие гаджеты спрос начался за несколько недель до самоизоляции. В марте, когда курс рубля стал падать, люди активно закупались бытовой техникой, компьютерами, телевизорами, чтобы успеть до повышения цен. А с объявлением первой «выходной недели» за несколько дней раскупили ноутбуки для оборудования дома полноценных рабочих мест. Так что на некоторое время эти гаджеты и вовсе оказались в дефиците у некоторых продавцов!
Надо радоваться, что в стране развит e-com! И даже на карантине жизнь не остановилась. В Китае курьеры стали национальными героями. Думаю, наши сработают в трудной ситуации так же самоотверженно.
Вместо кроссовок, спорткостюмов – гантели и коврики
В категории «спорт» спрос сместился внутри самой группы этих товаров. Если раньше люди покупали новые кроссовки и спортивные костюмы, то сейчас это гантели, коврики, спортивное питание – одним словом, то, что поможет оставаться красивыми дома.
Предсказуемо и то, что выросли все товары в категории «Медицина». А это маски, перчатки, всевозможные дезинфицирующие гели. Чтобы удерживать адекватные цены, goods.ru занялся серьезным регулированием стоимости товаров в этой категории. Ведь мерчанты все чаще пытаются спекулировать на ситуации.
Вдобавок, из-за повышенного спроса на медпрепараты goods.ru начал работать по технологии «Click & collect» с аптеками. Теперь можно забронировать товар через сайт и забрать его в ближайшей аптеке.
Не популярна разве что категория «Авто», которая в апреле раньше «выстреливала»: однако из-за самоизоляции традиционная апрельская перебортовка шин сдвинулась на май.
«Маркетплейс – это многомиллионные вложения»
Если говорить о будущем маркетплейсов в кризис, то абсолютно у всех игроков рынка будет серьезный «прирост» как новых продавцов, так и покупателей.
При этом, конкуренция не позволит завышать цены, и торговые площадки и дальше будут стремиться предоставлять наиболее выгодные условия…
Но как бы ни был привлекателен этот бизнес сейчас, выход на рынок новых крупных игроков маловероятен.
Во-первых, маркетплейс – это сложная технологичная компания, в которую вложены огромные средства. А найти в кризис инвестиционные деньги – задача не из легких.
Во-вторых, это организация колоссальных оффлайновых процессов. Товар в кратчайшие сроки должен быть перемещен со склада поставщика в сортировочный центр, чтобы клиент получил одной доставкой все выбранные позиции.
Осложняется ситуация и тем, что закрылось большинство пунктов самовывоза и постаматов на территории торговых центров. В 90% случаев доставка осуществляется курьерами, отчего ее срок увеличился на несколько дней по некоторым группам товаров.
Главная проблема – логистика…
И, наконец, главная проблема, с которой сталкиваются маркетплейсы сейчас – это логистика. Большое количество городов, где затруднено передвижение… Невозможно въехать и выехать за границы города. И тут уже требуется грамотное государственное регулирование: достаточное количество законодательных актов, которые бы позволили функционировать интернет-магазинам в полном объеме, забирать товары и осуществлять доставку.
На Synergy Online Forum, который пройдет 17-18 апреля, представители goods.ru расскажут, как команда маркетплейса работает в условиях самоизоляции и режима антикризисного управления.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.