Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Маркетплейсы в 2022 году: основные тренды развития
Российский рынок маркетплейсов, показавший взрывной рост во время пандемии, продолжает стремительно развиваться. На долю пяти ведущих российских игроков приходится 9% от непродовольственной розницы всей страны. Хотя это и значительные показатели, о поглощении онлайн-розницы маркетплейсами говорить не приходится. Цифровые гиганты рынка в новых реалиях столкнутся с такими вызовами, как заморозка активов инвесторов, попавших под санкции, необходимость выстраивать новые логистические цепочки, уход с рынка брендов-лидеров продаж и другими. Развитие этого сегмента розницы и тренды в продажах на маркетплейсах в 2022 году обсуждали на крупнейшем российском профильном форуме MPSTATS Conf 2022. В этой статье – ключевые тезисы из выступлений спикеров.
Фото: HAKINMHAN/shutterstock
Монополии не случится
Конкуренция в пятерке крупнейших российских маркетплейсов будет расти, но аналог Amazon в России в ближайшее время не появится. Чтобы стать гигантом такого масштаба, нужны огромные инвестиции. Высок риск того, что инвесторы из-за наложенных санкций существенно сократят объем инвестиций в том числе в российские маркетплейсы. Более того бизнес, вкладывавшийся в акции компаний-лидеров отечественного ритейла, в связи с остановкой торгов получил возможность обратиться к взысканию денег, которые были внесены, это довольно большие суммы.
«Яндекс» ведет переговоры о реструктуризации претензий бывших инвесторов на сумму больше миллиарда руб, Ozon – на сумму порядка 700 млн. руб. В связи с этим стратегия набора оборота и продажи его инвесторам сейчас перестала быть выигрышной.
В новых реалиях выиграет тот, кто быстрее сможет переконфигурироваться на стратегию извлечения прибыли даже в условиях санкций.
Первым на изменения «правил игры» отреагировал крупный бизнес. Компании составляют сразу несколько стратегий под различные варианты развития событий. «Если поставщики, приостановившие деятельность в России, оставят здесь свои представительства, назвав их «маркетинговыми офисами», никого увольнять не будут, то работа продолжится, по сути, как и прежде. – комментирует президент DNS Дмитрий Алексеев. – В условиях ужесточения санкций и полного ухода компаний, наш ассортимент сильно сократится. Например, наша сеть закупает 6 млн смартфонов через вендоров, они планируют под нас производство. В мире нет такого рынка, где можно было бы как-то «подпольно» такой объем приобрести. В случае «жестких санкций» мы должны будем закупать продукцию небольшими партиями у небольших компаний-перекупов, завозить в Россию и продавать в том числе на маркетплейсах, развивать свои бренды и марки».
Важно донести ценность
В кризис нужно увеличивать бюджеты на маркетинг, чтобы продолжать развитие. Подход покупателей к тратам становится более осознанным: 57% опрошенных исследовательским центром «Синергия» ответили, что воздерживаются от спонтанных эмоциональных трат. При этом, согласно данным опроса SuperJob, люди с доходом до 50 тыс. руб. в принципе придерживаются стратегии экономии (а это 40% населения России). В конкурентной борьбе за покупателя на первый план выйдет ценность товара – продавцам будет как никогда важно уметь ее доносить до потребителя. Поэтому нужно вкладываться в позиционирование и продвижение. Различное позиционирование одного и того же товара формирует представление о его ценности. Карточка товара на Amazon наглядно демонстрирует функционал вещи, вызывая желание приобрести ее, несмотря на цену в несколько раз превосходящую цену аналога с Wildberries.
«В качестве антикризисных мер многие предприниматели стараются сохранить команду и сократить бюджет на маркетинг. Но реальность такова, что побеждают «поджарые» компании, оптимизировавшие штат и вложившиеся в трафик», – такого мнения о важности продвижения придерживается эксперт по товарному бизнесу с Китаем Дмитрий Ковпак.
Доверять цифрам
В условиях неопределенности более конкурентоспособным оказывается тот, кто в принятии решений руководствуется цифрами статистики. Ситуация на рынке крайне подвержена внешним обстоятельствам и меняется очень быстро. «По нашим данным, цены практически на все категории товаров на маркетплейсе Wildberries в марте этого года выросли, +22,5% показали товары с наличием продаж, – рассказывает основатель сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS Дмитрий Черобаев. – Однако ситуация не выглядит уникальной на фоне данных за март 2021 года, когда продаваемые товары в среднем поднялись в цене на 17,5%. Иными словами, говорить о нынешнем скачке цен как о беспрецедентном несколько некорректно».
Брендов стало меньше в том числе из-за ухода иностранных поставщиков. В категории «Красота» количество брендов за март снизилось примерно на 10%: с 55 до 41 тыс., в категории «Творчество» – со 175 до 134 тыс. Несмотря на это количество селлеров даже выросло: по данным на конец марта насчитывалось более 138 тыс. продавцов, в конце января их было более 133 тыс.
Данные по продажам на Wildberries за январь – март 2022 г.
Данные по продажам на Wildberries за январь – март 2021 г.
Следующий этап развития аналитических сервисов – появление инструментов прогнозирования цен и спроса. «Мы берем данные за 2 года, создаем математическую модель, на основе которой строится прогноз на 60 дней. Подобные алгоритмы используют Amazon и Uber. – объясняет Дмитрий Черобаев. – Для 78% рубрик мы уже можем просчитать прогноз: как изменится выручка, количество продаж и товаров с продажами. Число метрик с прогнозами постепенно будет увеличиваться».
Прогнозирование изменения цен на детские игрушки, данные сервиса mpstats
Международная торговля: убираем посредников и смотрим на Восток
Позитивный тренд намечается и во внешней экономической деятельности: открываются новые коридоры международной торговли по направлению стран ШОС и БРИКС. Сфера международной торговли перестраивается, ситуация выглядит следующим образом. Логистику импорта приходится менять из-за введенных санкций, из-за чего сроки поставок увеличились. Эксперты считают, что на выстраивание новых логистических цепочек необходимо порядка 2–3 месяцев. Сейчас санкционные товары «едут» через другие страны, например, через Грузию. Оплата идет также через банки дружественных стран или через международные торговые дома (ОАЭ, Турция, Китай).
Председатель Комитета по ВЭД и цифровизации Московского регионального отделения «Деловая Россия» Анна Фомичева рекомендует тем, кто нацелен масштабироваться, менять стратегию и становиться полноценным игроком международного рынка, а не «перекупом с «Садовода». Для этого необходимо наращивать оборот, привлекать инвестиции, погружаться во все процессы и убирать посредников из цепочки сделок.
«Поскольку в международной торговле очень важна репутация, делегировать третьим лицам решение таких стратегических задач как выбор заводов-производителей, разработка линейки продукции крайне нежелательно. – поясняется Анна Фомичева. – Начать торговать с другими государствами становится проще благодаря автоматизации многих процессов, торговля «в белую» безопаснее и выгоднее. Необходимо открыть юрлицо: для опта – ООО, для работы с маркетплейсами можно ИП. Заключить контракт с партнером, открыть рублевый и валютный счета в банках, не попавших под санкции, создать личный кабинет на сайте Федеральной таможенной службы, задуматься о сертификации товара». По словам эксперта, импортозамещение должно стать общей идеей всего российского бизнеса. Так, ставропольский производитель «Снекмания» увеличил за три года оборот своего бизнеса с 500 млн до 2 млрд, в том числе получая поддержку от государства. Производство собственной продукции и экспорт постепенно будут превалировать над ввозом товаров, тем более что в госзаказах приоритет отдается отечественному производителю.
Retail.ru
Читайте также:
Кирилл Власов, STS Logistics: «Цепочки поставок разворачиваются в противоположную сторону»
Как развивать собственное производство в новых реалиях?
Открывать, закрывать или замереть? Как сейчас развиваются российские ритейлеры?
Онлайн-продажи: ажиотажный спрос сменился затишьем
Исследование: рынок доставки еды и продуктов питания в России
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.