Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Мама, уже уходите? Даже чайку не попьете?"
Собственно говоря, есть ведь несколько разных историй с этими иностранными ритейлерами – про Walmart, Achan, Metro,Carrefour... Achan и Metro вовремя пришли, когда рынок был совсем ненасыщенный и застолбить место на нем было достаточно легко. Поэтому сейчас они уже чувствуют себя здесь своими, знают местные правила игры, менталитет, сформировали грамотную команду и т.п.
Мне интересно вспоминать, как мы, ритейлеры, давным-давно собирались и думали, как нам дать отпор Metro. Территория ритейла в России в те далекие времена была совсем не освоена. Точнее говоря, мы все осваивали то, что осталось после советской власти. Поэтому сколько бы мы не говорили о том, что к нам в 90-е годы пришел капитализм – он к нам не приходил. От того, что комсомольские вожаки «попилили» между собой все имущественные комплексы – от этого капитализм не наступает. Основа капитализма – это конкуренция. Но у нас с 90-х годов и по сегодняшний день есть только один вид конкуренции — за админресурс.
Что касается непосредственно ухода Carrefour и Walmart с российского рынка. Как мы все уже знаем, нет такого ТОП-менеджера в ритейле России, к которому бы, за последние 10 лет не приходили бы засланцы от Walmart и не вели пространные разговоры о выходе на российский рынок и условиях работы на нем. Поэтому информация о российском рынке у Walmart копилась очень долго и, на мой взгляд, они: 1)перегрелись с количеством информации и 2)подобрали абсолютно неподходящую команду. Потому что для того, чтобы здесь у нас стать Walmart надо понимать, что рынок России, во-первых, это не единое экономическое пространство и в каждом регионе свои правила игры, и во-вторых, рынок ритейла у нас «лежит» под производителем. Причем целыми группами товаров – молочка, табак и т.п. Поэтому, не учтя такую специфику, что рынок производственный, а никак не ритейловый, и не набрав соответствующую этим вызовам команду, в результате Walmart ничего не смог здесь добиться. Покупать сегодня на рынке некого, потому что структура большинства российских компаний не прозрачна, запутанна во всех смыслах - это набор всяких ООО, ИЧП и т.п., которые друг другу что-то передают и по своим темным схемам рассчитываются. Это еще связано с тем, что у нас совершенно е…тое налоговое законодательство, которое совершенно не стимулирует предпринимателей на инвестирование и на прозрачную деятельность. Поэтому уход Walmart – совершенно оправдан, обоснован и таким и должен быть.
Возможен ли возврат Walmart и Carrefour? Во-первых, помимо Walmart и Carrefour в мире есть еще масса крупных ритейлеров - Tesco, Bedronka и т.п. И я верю, что такие игроки могут появиться на нашем рынке, но только тогда, когда в России сконсолидируются несколько домашних сетей. Я вполне допускаю, что они могут вернуться в связи с покупкой, к примеру, Х5 Retail Group. Хотя я бы на их месте покупал бы сеть гиперов, например, Ленту, но это в ближайшие 5 лет также вряд ли возможно по причине тамошнего, всем известного, серьезного конфликта акционеров, который еще будет тянуться долго-долго. Так что в ближайшее время возвращения Walmart и Carrefour на российский рынок я не жду. Остальные западные ритейлеры, насмотревшись на приключения Walmart и Carrefour в России теперь четко понимают, что им тут не во что вкладываться и смотрят на другие перспективные рынки, типа Китая.
Дмитрий Валерьевич Потапенко,
Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?