Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
"Мама, уже уходите? Даже чайку не попьете?"
Собственно говоря, есть ведь несколько разных историй с этими иностранными ритейлерами – про Walmart, Achan, Metro,Carrefour... Achan и Metro вовремя пришли, когда рынок был совсем ненасыщенный и застолбить место на нем было достаточно легко. Поэтому сейчас они уже чувствуют себя здесь своими, знают местные правила игры, менталитет, сформировали грамотную команду и т.п.
Мне интересно вспоминать, как мы, ритейлеры, давным-давно собирались и думали, как нам дать отпор Metro. Территория ритейла в России в те далекие времена была совсем не освоена. Точнее говоря, мы все осваивали то, что осталось после советской власти. Поэтому сколько бы мы не говорили о том, что к нам в 90-е годы пришел капитализм – он к нам не приходил. От того, что комсомольские вожаки «попилили» между собой все имущественные комплексы – от этого капитализм не наступает. Основа капитализма – это конкуренция. Но у нас с 90-х годов и по сегодняшний день есть только один вид конкуренции — за админресурс.
Что касается непосредственно ухода Carrefour и Walmart с российского рынка. Как мы все уже знаем, нет такого ТОП-менеджера в ритейле России, к которому бы, за последние 10 лет не приходили бы засланцы от Walmart и не вели пространные разговоры о выходе на российский рынок и условиях работы на нем. Поэтому информация о российском рынке у Walmart копилась очень долго и, на мой взгляд, они: 1)перегрелись с количеством информации и 2)подобрали абсолютно неподходящую команду. Потому что для того, чтобы здесь у нас стать Walmart надо понимать, что рынок России, во-первых, это не единое экономическое пространство и в каждом регионе свои правила игры, и во-вторых, рынок ритейла у нас «лежит» под производителем. Причем целыми группами товаров – молочка, табак и т.п. Поэтому, не учтя такую специфику, что рынок производственный, а никак не ритейловый, и не набрав соответствующую этим вызовам команду, в результате Walmart ничего не смог здесь добиться. Покупать сегодня на рынке некого, потому что структура большинства российских компаний не прозрачна, запутанна во всех смыслах - это набор всяких ООО, ИЧП и т.п., которые друг другу что-то передают и по своим темным схемам рассчитываются. Это еще связано с тем, что у нас совершенно е…тое налоговое законодательство, которое совершенно не стимулирует предпринимателей на инвестирование и на прозрачную деятельность. Поэтому уход Walmart – совершенно оправдан, обоснован и таким и должен быть.
Возможен ли возврат Walmart и Carrefour? Во-первых, помимо Walmart и Carrefour в мире есть еще масса крупных ритейлеров - Tesco, Bedronka и т.п. И я верю, что такие игроки могут появиться на нашем рынке, но только тогда, когда в России сконсолидируются несколько домашних сетей. Я вполне допускаю, что они могут вернуться в связи с покупкой, к примеру, Х5 Retail Group. Хотя я бы на их месте покупал бы сеть гиперов, например, Ленту, но это в ближайшие 5 лет также вряд ли возможно по причине тамошнего, всем известного, серьезного конфликта акционеров, который еще будет тянуться долго-долго. Так что в ближайшее время возвращения Walmart и Carrefour на российский рынок я не жду. Остальные западные ритейлеры, насмотревшись на приключения Walmart и Carrefour в России теперь четко понимают, что им тут не во что вкладываться и смотрят на другие перспективные рынки, типа Китая.
Дмитрий Валерьевич Потапенко,
Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка».
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?