Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
11 639

Поделиться

Малый бизнес: «Непредсказуемость – хуже всего»

Новые законы, направленные на контроль и повышение прозрачности розничной торговли, малый бизнес (одиночные магазины и микросети) часто встречает с настороженностью. Retail.ru узнал у руководителей мелкосетевой и несетевой продуктовой розницы, какие государственные инициативы индивидуальные предприниматели воспринимают особенно остро и что они хотели бы изменить.

Чего ждет и боится малый бизнес?

Внедрение таких государственных информационных систем, как маркировка товаров, «Меркурий»,  онлайн-кассыЕГАИС становится для мелких игроков сложным испытанием, связанным часто с непониманием, как с ними работать, и дополнительными финансовыми тратами, не всегда посильными. Дополнительные сложности принес также закон, запрещающий ритейлерам возвращать производителю нереализованный товар с истекшим сроком годности.

Еще одна нерадостная перспектива, уже несколько лет маячащая на горизонте малого бизнеса, — законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, где содержится положение об отмене ЕНВД — самой популярной системы налогообложения в мелкой розничной торговле. Кроме того, на уровне органов местного самоуправления появляются новые правила и схемы размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, в которых они зачастую размещают свои торговые точки, не всегда понятные предпринимателям.

Мы попросили членов Ассоциации магазинов розничной торговли (АМАРТ)  ответить на вопросы: «Какие государственные инициативы вы восприняли особенно остро, и какие законопроекты могли бы положительно сказаться на вашем развитии?»

Ассоциация Магазинов Розничной Торговли (АМАРТ) объединяет независимые розничные магазины и продуктовые сети с целью участия в маркетинговых программах производителей. Создана в июне 2019 г. АМАРТ оказывает своим членам консультационные услуги и правовую поддержку. Вступление и участие для магазинов бесплатно.   По состоянию на сентябрь 2019 г. ассоциация объединяет 68 магазинов. Как рассказал директор по развитию АМАРТ Григорий Павлов, есть планы по развитию ассоциации, однако прежде необходимо отточить внутренние процессы и наладить полноформатное взаимодействие как с магазинами, так и с производителями. Совокупный ТО членов АМАРТ не сообщается.

Сложности

Владимир Маркевич, предприниматель, г. Екатеринбург:

«Мешает развиваться ряд государственных ограничений.

В нестационарной торговле — новые порядки размещения нестационарных торговых объектов, вопрос законности размещения каждого объекта, принудительное закрытие уже работающих точек и установка новых. Подход к решению вопроса со стороны местных властей непонятен, а проведение торгов на право установки точки закрывает доступ на рынок начинающему предпринимателю.  

В стационарной торговле (впрочем, как и нестационарной) все нововведения государства требуют от малых предпринимателей все больше финансовых вложений ( онлайн-кассы , сканеры штрихкодов, новое программное обеспечение, подключение к ЕГАИС и т. д)». 

Егор Селиванов, предприниматель, г. Балашиха, Московская область:

«Развитие бизнеса осложняет высокая налоговая нагрузка и необходимость тратить большое количество времени на подготовку и сдачу различных отчетов в контролирующие организации. Вместо этих отчетов хотелось бы заниматься  непосредственно продажами и улучшением ассортимента, работой с покупателями. 

Опасаемся, что у государства появится очередная инициатива, типа тех же онлайн-касс, и нам опять придется все внедрения и нововведения оплачивать из своего кармана. Но у нас на все эти инновации нет таких бюджетов, как у крупных федеральных сетей».

Чего ждет и боится малый бизнес?

Анатолий Згерский, заместитель директора компании «Кубаньсервис»:

«Больше всего боимся отмены ЕНВД и новых непредсказуемых инициатив. Основные факторы, мешающие развитию и осложняющие работу:

  • введение маркировки различных групп товаров, которое влечет за собой сокращение количества поставщиков этих товаров и повышение цен на полке, как следствие — цены в одиночных магазинах неконкурентны по сравнению с сетями;
  • высокие социальные взносы;
  • невозможность ИП получить лицензию на алкоголь, для этого необходимо открывать ООО, а это значительные расходы и бюрократические проволочки.

Очень хотелось бы, чтобы законодатели придумали рычаги для воздействия на естественные монополии, потому что монополисты, чувствуя свою значимость, пользуются этим и при определении тарифов (стоимость электроэнергии для магазина в 3 раза выше, чем для населения), и при подключении объекта к электросетям».

Павел, предприниматель, г. Магнитогорск:

«Больше всего опасаемся государственных инициатив, увеличивающих расходы, например: ежегодная плата за фискальную память, за передачу данных и т. д. Плохо скажется на малом бизнесе запрет ЕНВД.

От государства нам нужна помощь в ограничении федеральных сетей: 50% рынка должно быть отдано местным предпринимателям, а 50% — федералам».

Ильдар Амирьянов, предприниматель, Башкирия:

«Осложняют бизнес работа с онлайн-кассами».

«Одиночным магазинам онлайн-кассы неудобны, прежде всего, тем, что требуют  дополнительных финансовых вложений: плата за саму кассу, настройку, услуги оператора фискальных данных, — поясняет директор по развитию Ассоциации магазинов розничной торговли Григорий Павлов.В целом, одиночные магазины выгод от внедрения онлайн-ККТ практически не почувствовали, поскольку ассортимент здесь, как правило, небольшой и давно сформировавшийся, поэтому собственник самостоятельно, без аналитики ОФД,  может проанализировать продажи с помощью стандартного ПО».

Чего ждет и боится малый бизнес?

Ольга Спирина, управляющая ТЦ «Квартал, г. Пенза:

«Очень осложняют жизнь подключение к системе «Меркурий» (процесс приемки товара сильно затягивается), закон о запрете возвратов товара сроком до 30 дней, повышение налогов и неразбериха с огромным количеством законов и требований, многие из которых были приняты чуть ли не в 60-х годах прошлого века, и которые невозможно не только выполнять, но даже знать и помнить».

Алла Дементьева, предприниматель, г. Дмитров:

«Конечно, боимся отмены ЕНВД, это может поставить чуть ли не крест на всем нашем бизнесе. Тяжелым бременем становятся многочисленные взносы, еще жирный минус — туча документов, которые необходимо предоставлять в государственные организации.

Хотим, чтобы на нас как владельцев магазинов распространился закон о самозанятых – 4% налога на доход, никакого специального ПО и практически никакой отчетности. Вот такая инициатива дала бы нам вздохнуть».

«Разговоры об отмене ЕНВД ходят уже давно, как минимум с 2011 года, когда в Госдуме рассматривался законопроект о замене существующей системы на систему патентов, однако с тех пор ничего существенного в этом плане не изменилось, — говорит Григорий Павлов. — Отмена ЕНВД для ИП была запланирована на начало 2018 года, но в итоге ее перенесли на 2021 год. В России порядка 2 миллионов предпринимателей работают на ЕНВД. Соответственно, после отмены ЕНВД их налоговая нагрузка возрастет. По пессимистичному сценарию маленькие магазины будут платить минимум в 2 раза больше».

Автоматизация в малом ритейле

Чтобы соответствовать законодательным требованиям, оставаться на плаву, а также повысить эффективность управления, малые ритейлеры внедряют различные системы автоматизации. Самыми популярными стали системы автоматизации на «1С».

Чего ждет и боится малый бизнес?

«В прошлом году установили товароучетную систему «1С», — рассказывает Егор Селиванов. — До этого вели учет чуть ли не в блокноте, что создавало много хлопот и трудностей».

Владимир Маркевич: «Используем программу «1С», позволяющую видеть онлайн-продажи, поступления товаров и выручку. В программе реализован собственный справочник номенклатуры. Кассовые аппараты – «Эвотор», в которых установлена программа собственной разработки, предоставляющая данные для расчета зарплаты продавцам».

«Кубаньсервис» использует «1С:Торговля и склад 7.7» и​ «1С:Бухгалтерия 8.3». В перспективе предприятию интересно внедрение электронных ценников и касс самообслуживания. Ильдар Амирьянов в своих магазинах установил программу GBS.Market, Алла Дементьева — «1С:Бухгалтерию», и онлайн-кассы «Атол».

Предприниматель Павел из Магнитогорска, использующий товароучетную систему «1С:Розница» , высказал пожелание, чтобы все контрагенты применяли электронные накладные и одинаковые наименования товаров с одинаковым штрихкодом. Сейчас компания «1С» развивает сервис  «1С:Номенклатура» , который содержит стандартизированные описания товаров со штрихкодами, но важно, чтобы производители и поставщики наполняли этот общедоступный каталог информацией о своей продукции. Для развития бизнеса в будущем малому предпринимателю также интересны системы видеонаблюдения с распознаванием лиц.

«Часть магазинов ТЦ «Квартал» работают на программе «Супермаг», часть — на программе «Элком», местной разработке, на которой остались только самые старые магазины, — рассказывает Ольга Спирина. — На будущее хотелось бы подумать о внедрении электронных ценников на часть ассортимента, а также — об использовании системы самостоятельного сканирования Self-Scanning типа «О'Кей скан».

Узнать о поддержке изменений законодательства в программах «1С», в том числе по проектам федеральных законов и нормативных правовых актов, можно в «Мониторинге изменений законодательства».

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами