Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Малый бизнес: «Непредсказуемость – хуже всего»
Новые законы, направленные на контроль и повышение прозрачности розничной торговли, малый бизнес (одиночные магазины и микросети) часто встречает с настороженностью. Retail.ru узнал у руководителей мелкосетевой и несетевой продуктовой розницы, какие государственные инициативы индивидуальные предприниматели воспринимают особенно остро и что они хотели бы изменить.
Внедрение таких государственных информационных систем, как маркировка товаров, «Меркурий», онлайн-кассы, ЕГАИС становится для мелких игроков сложным испытанием, связанным часто с непониманием, как с ними работать, и дополнительными финансовыми тратами, не всегда посильными. Дополнительные сложности принес также закон, запрещающий ритейлерам возвращать производителю нереализованный товар с истекшим сроком годности.
Еще одна нерадостная перспектива, уже несколько лет маячащая на горизонте малого бизнеса, — законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, где содержится положение об отмене ЕНВД — самой популярной системы налогообложения в мелкой розничной торговле. Кроме того, на уровне органов местного самоуправления появляются новые правила и схемы размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, в которых они зачастую размещают свои торговые точки, не всегда понятные предпринимателям.
Мы попросили членов Ассоциации магазинов розничной торговли (АМАРТ) ответить на вопросы: «Какие государственные инициативы вы восприняли особенно остро, и какие законопроекты могли бы положительно сказаться на вашем развитии?»
Сложности
Владимир Маркевич, предприниматель, г. Екатеринбург:
«Мешает развиваться ряд государственных ограничений.
В нестационарной торговле — новые порядки размещения нестационарных торговых объектов, вопрос законности размещения каждого объекта, принудительное закрытие уже работающих точек и установка новых. Подход к решению вопроса со стороны местных властей непонятен, а проведение торгов на право установки точки закрывает доступ на рынок начинающему предпринимателю.
В стационарной торговле (впрочем, как и нестационарной) все нововведения государства требуют от малых предпринимателей все больше финансовых вложений ( онлайн-кассы , сканеры штрихкодов, новое программное обеспечение, подключение к ЕГАИС и т. д)».
Егор Селиванов, предприниматель, г. Балашиха, Московская область:
«Развитие бизнеса осложняет высокая налоговая нагрузка и необходимость тратить большое количество времени на подготовку и сдачу различных отчетов в контролирующие организации. Вместо этих отчетов хотелось бы заниматься непосредственно продажами и улучшением ассортимента, работой с покупателями.
Опасаемся, что у государства появится очередная инициатива, типа тех же онлайн-касс, и нам опять придется все внедрения и нововведения оплачивать из своего кармана. Но у нас на все эти инновации нет таких бюджетов, как у крупных федеральных сетей».
Анатолий Згерский, заместитель директора компании «Кубаньсервис»:
«Больше всего боимся отмены ЕНВД и новых непредсказуемых инициатив. Основные факторы, мешающие развитию и осложняющие работу:
- введение маркировки различных групп товаров, которое влечет за собой сокращение количества поставщиков этих товаров и повышение цен на полке, как следствие — цены в одиночных магазинах неконкурентны по сравнению с сетями;
- высокие социальные взносы;
- невозможность ИП получить лицензию на алкоголь, для этого необходимо открывать ООО, а это значительные расходы и бюрократические проволочки.
Очень хотелось бы, чтобы законодатели придумали рычаги для воздействия на естественные монополии, потому что монополисты, чувствуя свою значимость, пользуются этим и при определении тарифов (стоимость электроэнергии для магазина в 3 раза выше, чем для населения), и при подключении объекта к электросетям».
Павел, предприниматель, г. Магнитогорск:
«Больше всего опасаемся государственных инициатив, увеличивающих расходы, например: ежегодная плата за фискальную память, за передачу данных и т. д. Плохо скажется на малом бизнесе запрет ЕНВД.
От государства нам нужна помощь в ограничении федеральных сетей: 50% рынка должно быть отдано местным предпринимателям, а 50% — федералам».
Ильдар Амирьянов, предприниматель, Башкирия:
«Осложняют бизнес работа с онлайн-кассами».
«Одиночным магазинам онлайн-кассы неудобны, прежде всего, тем, что требуют дополнительных финансовых вложений: плата за саму кассу, настройку, услуги оператора фискальных данных, — поясняет директор по развитию Ассоциации магазинов розничной торговли Григорий Павлов. — В целом, одиночные магазины выгод от внедрения онлайн-ККТ практически не почувствовали, поскольку ассортимент здесь, как правило, небольшой и давно сформировавшийся, поэтому собственник самостоятельно, без аналитики ОФД, может проанализировать продажи с помощью стандартного ПО».
Ольга Спирина, управляющая ТЦ «Квартал, г. Пенза:
«Очень осложняют жизнь подключение к системе «Меркурий» (процесс приемки товара сильно затягивается), закон о запрете возвратов товара сроком до 30 дней, повышение налогов и неразбериха с огромным количеством законов и требований, многие из которых были приняты чуть ли не в 60-х годах прошлого века, и которые невозможно не только выполнять, но даже знать и помнить».
Алла Дементьева, предприниматель, г. Дмитров:
«Конечно, боимся отмены ЕНВД, это может поставить чуть ли не крест на всем нашем бизнесе. Тяжелым бременем становятся многочисленные взносы, еще жирный минус — туча документов, которые необходимо предоставлять в государственные организации.
Хотим, чтобы на нас как владельцев магазинов распространился закон о самозанятых – 4% налога на доход, никакого специального ПО и практически никакой отчетности. Вот такая инициатива дала бы нам вздохнуть».
«Разговоры об отмене ЕНВД ходят уже давно, как минимум с 2011 года, когда в Госдуме рассматривался законопроект о замене существующей системы на систему патентов, однако с тех пор ничего существенного в этом плане не изменилось, — говорит Григорий Павлов. — Отмена ЕНВД для ИП была запланирована на начало 2018 года, но в итоге ее перенесли на 2021 год. В России порядка 2 миллионов предпринимателей работают на ЕНВД. Соответственно, после отмены ЕНВД их налоговая нагрузка возрастет. По пессимистичному сценарию маленькие магазины будут платить минимум в 2 раза больше».
Автоматизация в малом ритейле
Чтобы соответствовать законодательным требованиям, оставаться на плаву, а также повысить эффективность управления, малые ритейлеры внедряют различные системы автоматизации. Самыми популярными стали системы автоматизации на «1С».
«В прошлом году установили товароучетную систему «1С», — рассказывает Егор Селиванов. — До этого вели учет чуть ли не в блокноте, что создавало много хлопот и трудностей».
Владимир Маркевич: «Используем программу «1С», позволяющую видеть онлайн-продажи, поступления товаров и выручку. В программе реализован собственный справочник номенклатуры. Кассовые аппараты – «Эвотор», в которых установлена программа собственной разработки, предоставляющая данные для расчета зарплаты продавцам».
«Кубаньсервис» использует «1С:Торговля и склад 7.7» и «1С:Бухгалтерия 8.3». В перспективе предприятию интересно внедрение электронных ценников и касс самообслуживания. Ильдар Амирьянов в своих магазинах установил программу GBS.Market, Алла Дементьева — «1С:Бухгалтерию», и онлайн-кассы «Атол».
Предприниматель Павел из Магнитогорска, использующий товароучетную систему «1С:Розница» , высказал пожелание, чтобы все контрагенты применяли электронные накладные и одинаковые наименования товаров с одинаковым штрихкодом. Сейчас компания «1С» развивает сервис «1С:Номенклатура» , который содержит стандартизированные описания товаров со штрихкодами, но важно, чтобы производители и поставщики наполняли этот общедоступный каталог информацией о своей продукции. Для развития бизнеса в будущем малому предпринимателю также интересны системы видеонаблюдения с распознаванием лиц.
«Часть магазинов ТЦ «Квартал» работают на программе «Супермаг», часть — на программе «Элком», местной разработке, на которой остались только самые старые магазины, — рассказывает Ольга Спирина. — На будущее хотелось бы подумать о внедрении электронных ценников на часть ассортимента, а также — об использовании системы самостоятельного сканирования Self-Scanning типа «О'Кей скан».
Узнать о поддержке изменений законодательства в программах «1С», в том числе по проектам федеральных законов и нормативных правовых актов, можно в «Мониторинге изменений законодательства».
Retail.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.