Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Магнит" придумал, как сэкономить на электроэнергии сотни миллионов
«Дочка» будет обслуживать 6 тыс. магазинов сети и позволит ей ежегодно экономить 200–240 млн руб. на фоне роста коммунальных платежей. Случай «Магнита» – прецедент в отрасли, однако впоследствии конкуренты могут последовать его примеру.
ДОРОГАЯ «КОММУНАЛКА»
В октябре 2012 года компания «Тандер», управляющая сетью «Магнит», подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «МагнитЭнерго» по шести классам. В ЕГРЮЛ компания зарегистрирована с февраля прошлого года. У нее уже есть собственный сайт, на котором указано, что «МагнитЭнерго» – это корпоративная энергосбытовая компания ГК «Магнит». Объектами энергоснабжения компании является 5600 магазинов и 100 гипермаркетов. Кроме того, в середине прошлого года компания стала членом НП «Совет рынка», созданного для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии.
В «Тандере» создание энергосбытовой «дочки» для обслуживания сети магазинов не комментируют. Также не удалось получить комментарий в «МагнитЭнерго» – гендиректор компании Игорь Быков был недоступен для общения. Участники рынка, опрошенные РБК daily, не слышали о подобных планах «Магнита», однако почти каждый из них отметил, что тема экономии на затратах на энергию крайне актуальна для всей отрасли.
Желание «Магнита» экономить на электроэнергии объяснить нетрудно: это одни из крупнейших расходов ритейлеров. Согласно отчетности по МСФО, расходы «Магнита» на аренду и коммунальные платежи в первом полугодии 2012 года выросли на 29%, до 244,5 млн долл. Его ближайший конкурент X5 Retail Group указывает в своих документах, что только за третий квартал 2012 года коммунальные расходы в процентах от чистой выручки увеличились на 10 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2%, из-за роста тарифов. Для снижения издержек Х5 установила приборы по измерению потребления воды и электроэнергии.
По словам исполнительного директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, сравниться с затратами на энергию могут только затраты на аренду и фонд оплаты труда. В зависимости от ряда факторов оплата электроэнергии может отнимать 2–2,5% от товарооборота. «Для сравнения: доля такой традиционной статьи расходов, как различные потери, крайне редко превышает 1%. В общих затратах на коммунальные услуги вклад электроэнергии больше 80%», – объясняет эксперт. Как правило, оптимизируются такие расходы за счет технических решений. Можно, к примеру, сократить число холодильных витрин в дискаунтерах.
ЭКОНОМНЫЙ ПРОДАВЕЦ
Однако «Магнит» решил экономить по-крупному. Создавая собственную энергосбытовую компанию, основатель сети Сергей Галицкий избавляется от посреднического звена в цепи доставки электроэнергии. По данным ведущего эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Натальи Пороховой, сейчас сбытовая наценка составляет 4–5% в цене электроэнергии. Средняя оптовая цена в европейской части России – 1,7 руб. за кВт плюс 2,3 руб. – затраты на передачу. В итоге 1 кВт обходится промышленному потребителю в 4 руб.
Один из участников рынка рассказал РБК daily, что годовое потребление одного супермаркета в среднем составляет 200 тыс. кВт. С учетом стоимости электроэнергии на один магазин ежегодно «Магнит» предположительно тратит 800 тыс. руб. По данным самой компании, на конец 2012 года сеть со штаб-квартирой в Краснодаре насчитывала 6046 магазинов. Покупая энергию у участников энергосбытового рынка, ритейлер мог потратить в прошлом году 4,8 млрд руб. Собственная компания позволит ему сэкономить 200–240 млн руб. в год.
ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР
Заход «Магнита» в энергетику – беспрецедентное событие для ритейла, ранее этот рынок осваивали в основном металлургические компании. Тенденция говорит о том, что затраты на электроэнергию в системе издержек настолько высоки, что даже такие неэнергоемкие предприятия, как «Магнит», самостоятельно готовы выйти на оптовый рынок электроэнергии. «Это хорошо с точки зрения конкуренции и может в будущем повлиять на стоимость киловатт-часа», – считает Наталья Порохова.
С ней соглашается зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. С 2013 года на розничном рынке электроэнергии меняется ситуация, поясняет она: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков теперь дифференцирована по группам потребителей, то есть приближена к размеру реальных расходов ГП на обслуживание той или иной группы. «Если в этой ситуации потребитель, оценив затраты, принял решение выходить на оптовый рынок напрямую, значит, модель работает и конкуренция на рознице растет», – считает г-жа Фатеева.
Впрочем, «свободное плавание» имеет свои подводные камни. Так, например, потребитель, выходящий на оптовый рынок, должен построить систему учета АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов), а также вносить членские взносы в НП «Совет рынка» – за год их размер вырос с 46 тыс. до 364 тыс. руб. в квартал.
Какие бы членские взносы ни пришлось платить, создание собственных энергосбытовых компаний для больших сетей– жизненно-необходимый шаг в будущем, считает управляющий партнер компании Management Development Group Дмитрий Потапенко. «Россия вообще страна прецедентов: ритейлеры давно вынуждены создавать логистику, кадровые агентства и многое другое, потому что никакой инфраструктуры для ведения бизнеса в стране нет», – поясняет он.
Во вторник, 22 января, «Магнит» опубликовал неаудированные финансовые результаты за 2012 год. Чистая прибыль выросла на 92%, до 803,9 млн долл., EBITDA – на 62%, до 1,5 млрд долл., маржа по этому показателю достигла 10,56% против 8,22% годом ранее. Выручка составила 14,4 млрд долл., увеличившись на 34%. В планах главы «Магнита» Сергея Галицкого в 2013 году открыть более 1100 магазинов «у дома», 60 гипермаркетов, а также 250 магазинов косметики. Капзатраты в текущем году составят 1,8 млрд долл.
Анна Левинская, Елена Шестернина, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?