Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Магнит»: курс на открытость
О том, как новая стратегия развития заставляет меняться менеджмент «Магнита» и его подходы к операционной деятельности, рассказала директор по персоналу розничной сети Татьяна Князева в рамках XIX саммита HR-директоров России и СНГ.
В начале 2018 года в составе акционеров «Магнита» произошли серьезные изменения: основатель сети Сергей Галицкий продал свой пакет акций группе ВТБ и отошел от руководства компанией. В мае «Магнит» возглавила Ольга Наумова, ранее руководившая розничной сетью «Пятерочка». С приходом нового руководства в компании началась разработка новой стратегии и запустились трансформационные процессы.
И хотя официально новая стратегия была представлена инвесторам в сентябре, как рассказала директор по персоналу «Магнита» Татьяна Князева, изменения коллектив компании начал ощущать уже в начале лета.
Люди важнее технологий
Действуя по новой стратегии, «Магнит» рассчитывает к 2023 году увеличить долю рынка с 9 до 15 %, расширить сеть, и, предложив покупателям «единую экосистему» магазинов разных форматов и «новый клиентский опыт», сделать так, чтобы 70 % бюджета на ежедневные нужды домохозяйства тратили в «Магните».
Для выполнения всех этих целей «Магниту» нужна фундаментальная и, как при любых кардинальных переменах, болезненная перестройка всей системы управления. «Не существует волшебных технологий, которые помогут быстро изменить компанию, — так Татьяна Князева сформулировала «урок» первого полугодия трансформации. — Это способны сделать только люди, которые понимают, чего мы хотим добиться, верят в это, которые высококомпетентны».
Децентрализация: регионы получат самостоятельность
По словам HR-директора «Магнита», компания всегда была сильно централизованной: «В головном офисе принималось абсолютное большинство решений. Даже замечая и понимая изменения в предпочтениях потребителей, менеджеры в регионе не могли влиять на ситуацию».
В рамках новой стратегии «Магнит» планирует гибко и быстро адаптироваться к потребностям покупателей в каждом регионе. Для этого в округах создаются руководящие группы с соответствующими возможностями, ресурсами и полномочиями, которые будут принимать самостоятельные операционные решения. Разумеется, их должны возглавить менеджеры, готовые к ответственности и способные действовать самостоятельно.
Бизнес — один, форматов — много
В каждом регионе «Магнит» намерен развивать магазины разных форматов: крупные семейные супермаркеты, магазины у дома, аптеки, дрогери и другие.
При этом важно, чтобы точки не конкурировали между собой за клиента, а дополняли друг друга и помогали покупателю максимально эффективно удовлетворять его потребности. Это значит, что руководители региональных команд должны быть достаточно универсальными и квалифицированными, чтобы успешно управлять мультиформатной моделью бизнеса.
«Начинать нужно с людей»: оценка компетенций и новые назначения
Получается, что в реализации новой стратегии «Магнита» компетентность, ответственность и вовлеченность сотрудников в процесс изменений должны сыграть особенно значимую роль.
Реформирование структуры управления в «Магните» началось с оценки компетенций персонала. К октябрю ее прошли 11 518 сотрудников, представляющих разные функциональные подразделения как в головной компании, так и в рознице.
«Сейчас в «Магните» много новых назначений и переназначений на всех уровнях. Создается структура, которая будет поддерживать развитие компании, мультиформатность и позволит добиться поставленных целей.
Оценка позволяет показать сотрудникам, что при назначениях важны объективные факторы, убедить их, что в компании есть возможности для карьерного роста и таланты будут замечены», — пояснила Татьяна Князева. По итогам оценки был сформирован кадровый резерв и намечены планы по обучению и развитию персонала.
Работа с менеджментом: вовлечение и обучение
Чтобы вовлечь топ-руководителей в процесс трансформации, познакомить их с новой стратегией и снизить риски потери кадров в ходе передачи полномочий, в сентябре в Краснодаре «Магнит» провел двухдневную стратегическую и командообразующую сессию для 300 ключевых менеджеров.
Обучение нужных кадров — еще одно важное направление работы с руководящим персоналом. В ноябре для первой группы менеджеров среднего звена началось обучение во внутренней MBA компании — «Магнит Бизнес-Академии».
«Открытость 360°»
Еще один вызов новой стратегии развития — отказ от традиционно свойственной «Магниту» закрытости и переход к полноформатной коммуникации со всеми аудиториями — с клиентами, поставщиками и, конечно, сотрудниками. Девиз нового подхода — «Открытость 360°».
Честная, открытая и многоуровневая коммуникация, по мнению HR-директора, поможет компании удержать персонал в период трансформации и реформировать корпоративную культуру.
Кстати, к сотрудникам в «Магните» теперь решено относиться так же, как к клиентам: изучать потребности и предлагать лучшие решения. Компания уже провела опросы персонала, чтобы узнать особенности мотивации разных аудиторий сотрудников и сформировать для этих аудиторий EVP (ценностное предложение работодателя). Также был осуществлен аудит корпоративной культуры.
Инфраструктура и новые инструменты
Реализация стратегии, безусловно, требует и повышения эффективности инфраструктуры компании. «Магнит» начал масштабный проект по созданию Общего центра обслуживания, в который уже в следующем году будут переведены подразделения HR и финансов.
Но уже сейчас для работы с 300-тысячным коллективом HR-специалистам нужен инструмент, который позволяет отслеживать объективные данные в режиме реального времени. На основе собственной конфигурации «1С» и дополнительных разработок такой инструмент был создан в рамках проекта «Digital HR».
Новый дашборд (интерфейс для визуального представления аналитических данных) позволяет вести кадровый резерв онлайн, управлять производительностью сотрудников, прогнозировать индивидуальные и групповые риски, включая риски нежелательной текучести, а также оценивать стоимость сотрудника на каждом этапе «жизненного цикла» компании.
Еще больше изменений мы увидим в ближайшем будущем. «Магниту» предстоит трансформация корпоративной культуры, HR-процессов, создание бренда работодателя и EVP, реализация проекта «Digital HR», множество новаций во всех сферах работы. Но судя по темпам, с которыми происходят перемены, первых результатов не придется ждать долго.
По материалам XIX саммита HR-директоров России и СНГ.
«Магнит» (данные на 30.09.2018 г.)
17 442 магазина, в том числе:
- 12 813 магазинов у дома
- 457 супермаркетов
- 4 172 магазина дрогери
- 6 092 тыс. кв. м — торговая площадь
- 2 866 населенных пунктов
- 37 распределительных центров
- 287 842 сотрудника
- 905 млрд. руб. — выручка за 9 месяцев 2018 года.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.