Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Магазины за треть цены
О разорившихся собственниках помещений пресса уже сообщала, и их количество продолжает расти. Сегодня активно продаются сети уличных магазинов. Недавно выставлены на продажу: сеть валютно-обменных пунктов в Москве, сеть аптек в Санкт-Петербурге, сети магазинов по продаже CD/DVD, сеть продуктовых магазинов в Подмосковье, несколько уличных магазинов торгового дома «Евротрейд».
Есть также информация о продаже целых торговых центров. Сегодня к списку прибавились «Щука», «Пятая авеню» и «Гименей» в Москве. Но дефолтные объекты продают сегодня не только банки — объявления о продаже квадратных метров «от банкротов» дают и мелкие консалтинговые компании. Такая реклама может быть приманкой для тех, кто хочет купить недвижимость подешевле. Но в то же время, специалисты не отрицают — разорившиеся собственники на рынке есть, их имущество продается. Возможно, и не так открыто.
Руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости»Олег Репченко в интервью BFM.ru отметил, что такие предложения могут появиться, но, скорее всего, собственники не будут афишировать, что это дефолтная недвижимость, иначе по ней можно будет требовать дополнительных скидок. «Сейчас действительно появилось много предложений о продаже коммерческой недвижимости. Раньше ее никто не хотел продавать, потому что она постоянно росла в цене. Если собственнику понадобились деньги, можно было заложить недвижимость и взять кредит. Ведь рост стоимости квадратных метров все равно был выше, чем банковские проценты, поэтому было мало желающих продавать объекты. Сегодня цены пошли вниз, и даже не обанкротившиеся собственники, а те, кому просто нужны деньги на погашения кредитов, займов, на поддержание основного бизнеса, стали продавать недвижимость».
«Говорить о продаже «коммерческой недвижимости от разорившихся собственников» просто некорректно, поскольку такой статус весьма условен, — говорит генеральный директор RRG Денис Колокольников. — Появление подобных объявлений скорее является рекламным ходом, с помощью которого компания пытается продать, вероятно, объекты с привлекательной ценой. Это смелое заявление, поскольку на рынке пока нет крупных собственников-банкротов, чье имущество активно распродается, особенно в сегменте стрит-ритейла. Вероятно, в продаже есть некоторые объекты с дисконтом так называемые дистресс-активы, то есть имущество, которое необходимо продать в кратчайшие сроки для решения каких-то сиюминутных финансовых вопросов, связанных к примеру с основным бизнесом. Но эти объекты в первую очередь выставляются вне открытого рынка, среди своих, потому что открыто заявить о дисконте в 60-70% и более от докризисной цены, не все готовы по репутационным причинам, да и такой способ продаж «из-под полы» часто является эффективным. Правда нельзя забывать, что недвижимость не является высоколиквидным инструментом, ее нельзя продать в течение дня, как например акции, поэтому продажа дистресс-актива, может часто заканчивается сменой настроений собственника, не получившего моментальной ликвидности», — считает эксперт.
Денис Колокольников рассказал , что компания RRG сегодня консультирует несколько компаний, которые продают помещения для уличной торговли. «Это пакетные предложения, от 10 торговых точек, с хорошей локацией, с готовым денежным потоком. Они выставлены на продажу, поскольку являются либо непрофильными активами, либо у инвестора есть более приоритетные направления инвестиций. Выгодно ли собственнику продавать недвижимость с таким дисконтом? Все зависит от ситуации. У компаний есть первоочередные задачи, есть кредитные обязательства, и поэтому собственники идут на то, чтобы продавать с дисконтом. 50-процентный дисконт — это нормальное явление, потому что возврат к ценам лета 2008 года произойдет нескоро. А если недвижимость была куплена с инвестиционными целями до 2006 года, то собственник сейчас продает ее все равно дороже, чем составляла цена покупки, а, учитывая тот доход, который она могла принести за 3 года, итоговые показатели доходности еще выше».
Олег Репченко говорит, что ситуация на рынке коммерческой недвижимости характеризуется еще и недостатком покупателей. Кредиты сейчас получить практически невозможно, поэтому те, у кого есть наличные деньги, не торопятся покупать недвижимость, а ищут альтернативные инвестиционные возможности. BFM.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?