Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Магазин на заправке - monkey business по-русски
Новость о том, что «Магнит» ведет переговоры с «Роснефтью» об организации сети магазинов при автозаправках вызвала большой интерес в сообществе ритейлеров и бурные обсуждения. Большинство ораторов склоняются к тому, что ничего из этой затеи у «Магнита» не выйдет. X5 Retail Group пыталась, сами нефтяные компании пытались открывать различные «Подсолнухи», а воз и ныне там – в России нет приличной сети магазинов при автозаправках.
Я считаю, что и не будет. Потому что наши ритейлеры, в целом, подходят к этому вопросу неверно. На пресловутом Западе схема магазин+заправка принципиально иная. Там не магазин при заправке, а заправка с дешевым, а часто и бесплатным бензином при магазине. Крупные ритейлеры открывают крупные супермаркеты, гипермаркеты и при них – заправку с низкими ценами на бензин для нагона трафика покупателей. Как говорится, дьявол кроется в деталях.
И ничего у «Магнита» с «Роснефтью» не выйдет, при всем моем уважении к Сергею Галицкому. Как ни смешно, на Украине у меня есть подобные проекты с компанией «Росукройл». Поэтому я хорошо знаю это бизнес, точнее, его отсутствие. Надо для себя понимать, что ритейла на заправках нет. Вот нет прибыльной торговли на заправках и никогда не будет. И для компании-донора, в данном случае «Роснефти», организация розничных магазинов и вся суета вокруг них – это все monkey business, т.е. много возни, но никакого бизнеса и серьезного дохода. Проще не связываться, а продолжать торговать бензином и газом.
Заработок от продаж товаров на автозаправках – копеечный, по реальному положению дел. А вот суеты – немеряно. Формирование ассортимента, закупка торгового оборудования, набор персонала, получение всяких разрешающих эту торговлю бумажек и т.п. – всем этим и многим другим надо заниматься, чтобы открыть магазин. В отличие от ритейлеров, у моих коллег из компаний, занимающихся автозаправочным бизнесом, в плане его организации и бизнес-процессов, все в разы проще, а доходы в разы больше. С бензином, по сути дела, все просто – если тебя не «нахлобучивает» государственная машина со своим регулированием и не трогают местные власти, то все остальное – вопрос техники. Которая у нефтяных компаний отработана как кубики. И если их специально не зажимают с топливом и землей – то все достаточно просто и хорошо складывается.
И на этом фоне к нефтяникам приходят сейчас ритейлеры и предлагают зарабатывать на 10 копеек больше. Для бензиновых и нефтяных королей это неинтересно, скучно и затратно, ведь для организации розницы надо улучшать сервис, собирать бумажки, нанимать другой персонал. Не секрет, что для торговли нефтепродуктами квалификация персонала на заправке может быть самой низкой. Для их бизнеса – это экономически оправдано. Поэтому напрягаться, улучшать качество обслуживания, получать дополнительные проверки от многочисленных торговых, санитарных и прочих инспекций им совсем не нужно.
В данном случае интерес «Магнита» понятен, а интерес «Роснефти» – непонятен. На месте Газпрома, Роснефти и прочих «Подсолнухов» я бы позакрывал все магазины при заправках, как неудобные и невыгодные, и занялся только профильным бизнесом.
Дмитрий Валерьевич Потапенко
Управляющий партнёр ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой; информационно-аналитический портал www.WallMart.RU. Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле. 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.