Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Любовь к рентабельным франшизам
Франчайзинг как вид предпринимательской деятельности, действительно, становится все более востребованным россиянами: так, популярная сеть кофеен «Шоколадница», например, по итогам 2011 года объявила о практически двукратном увеличении количества франчайзинговых партнеров.
По данным Европейской ассоциации франчайзинга, российский рынок является одним из самых быстрорастущих в мире: за последние три года прирост составил около 98%. Несмотря на высокий уровень коррупции и экономической неопределенности, люди не отказываются от идеи собственного бизнеса, они просто стараются максимально обезопасить себя. В этом плане, франшиза, смысл который заключается в снижении предпринимательских рисков, становится все более распространенным в России бизнес-форматом.
По статистике только 15% предпринимателей не закрываются в течение первых трех лет работы. В случае с франшизой процент «выживших» предприятий за первые три года составляет 80% – разница очевидна. За счет чего это происходит?
Франчайзинг – по сути, это тиражирование успешных предприятий. Речь идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта. Приобретая франшизу, пользователь получает доступ к бизнес-модели, которая доказала свою эффективность на флагманском предприятии, а также методологическую, консультационную и рекламную поддержку со стороны франчайзера. Он не остается один на один со всеми проблемами и рисками, франчайзер всегда подскажет (а некоторые даже обяжут), какого подрядчика выбрать, у кого закупить оборудование, в какой момент начинать распродажу и т.д. Кроме того, начиная бизнес под известной маркой, франчайзи уже имеет круг лояльных к услугам или продукту потребителей.
Потенциал франчайзинга для развития малого и среднего предпринимательства в России огромен. В уходящем году ощущалась отчетливое движение в направлении его развития. Так, Правительство Тюменской области объявило о содействии предпринимателям, развивающим в регионе бизнес по франшизе: есть возможность получить грантовую поддержку на приобретение самой франшизы, возместить части затрат на оплату образовательных услуг и оборудование. Кроме того, за счет фонда микрофинансирования предоставляются микрозаймы в размере до 1 миллиона рублей сроком до 12 месяцев; «Гарантийный фонд» Тюменской области дает поручительство по кредитам, оформленным в банках.
Свою программу кредитования бизнеса по франчайзингу предложил в этом году и Сбербанк. Кредиты начинающим франчайзи будут выдаваться на срок от 6 до 42 месяцев; процентная ставка до двух лет составляет 17,5%, до трех лет – 18,5%. В обеспечение берется приобретаемое имущество или транспортное средство. Банк финансирует до 70% от стоимости инвестиционного проекта, не менее 30% должны составлять собственные средства заемщика.
Большое оживление во франчайзинговом сообществе вызвало внимание законодателя: в октябре 2011 года в силу вступили изменения к 54 главе Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия», которая регламентирует отношения партнеров во франчайзинге. Хотя поправки, по большому счету, всего лишь зафиксировали текущий порядок взаимодействия между франчайзером и франчайзи, сам факт их принятия будет способствовать развитию стабильности договорных отношений в отрасли.
К сожалению, до ситуации, когда 70% населения заняты в малом и среднем бизнесе пока еще далеко: в российских городах нет дешевой и доступной торговой инфраструктуры, прозрачной системы взаимодействия с контролирующими органами, повсеместно дешевых кредитов и т.д. Тем не менее, эксперты сходятся в том, что франчайзинг в России будет стабильно и поступательно развиваться, а любовь россиян к рентабельным франшизам будет только крепнуть.
Сабина Каспарова,
Департамент развития франчайзинга Deloshop
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.