Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ложная тревога?
Островки стабильности В гастрономы «Глобус Гурмэ» продолжается набор торгово-производственного персонала — открыто порядка 100 вакансий кассиров, продавцов, администраторов, поваров, упаковщиков. Летом завершилась оптимизация деятельности офисных сотрудников сети, однако специалистов не сокращали, а лишь пересмотрели их функционал. – Высвободившиеся сотрудники не были уволены, — комментирует произошедшие перемены Елизавета Зверкова, менеджер по персоналу «Глобус Гурмэ». — Им предложили перейти на работу в магазины. Для нас было показательно, что люди предпочли остаться в компании. В группе компаний «Вестер» решили реорганизовать прежде всего строительный бизнес. Сокращения в ритейле тоже, скорее всего, будут, но под оптимизацию попадут лишь те подразделения, которые не связаны напрямую с получением прибыли. С начала года компания проводила ревизию рабочих процессов в магазинах, по итогам которой, пользуясь естественной текучкой персонала, постепенно прекращала заполнять вакансии на избыточные позиции. – В условиях финансового кризиса будут пересмотрены и функции управленцев, участвующих в программах развития, — рассказывает Александр Громцев, директор по персоналу Федеральной сети «Вестер». — Наш бизнес был ориентирован на интенсивное освоение новых территорий, но сейчас этот процесс приостановлен. Специалисты, имеющие большой опыт организационной работы, усилят операционную составляющую деятельности компании, что должно привести к повышению эффективности торговых площадей. Несмотря на кризис, в «Дикси» не просто сохранили персонал, но и подтверждают планы по количественному росту сети, идет набор персонала для новых магазинов. К середине ноября компания в полном соответствии с графиком открыла 61 магазин, а до Нового года к ним прибавится еще около 40. – Мы развивались всегда очень осторожно и консервативно, кредитами не злоупотребляли, размер нашего долга оптимален, штат оптимизирован и в магазинах, и в офисах, — рассказывает Ярослав Греков, руководитель отдела PR ГК «Дикси». — Соответственно, и в пожарном порядке увольнять никого не приходится. Ритейлеры уверяют, что сегодня на рынке больше слухов, чем фактов. Например, рекрутер «Ашан-Алтуфьево» Анна Ермакова никаких изменений в штатном расписании своей компании не замечала. По словам пресс-секретаря «Седьмого Континента» Влады Барановой, количество сотрудников в сети меняется в рамках плановых процедур лишь с небольшой поправкой на кризис, сокращение же персонала не рассматривается в компании в качестве приоритетного инструмента повышения показателей рентабельности. Неожиданный оптимизм розничных игроков разделяют и некоторые независимые эксперты. – Люди не станут есть меньше во время кризиса, — полагает Михаэль Гермерсхаузен, заместитель директора рекрутинговой компании Antal International Russia. — В то же время магазинам премиум-класса будет сложнее продавать свой товар, но зато возрастет количество клиентов сетей-дискаунтеров, а это значит, что им даже придется расширять штат. Владелец сети «Любимые продукты» из Мичуринска Александр Поляков тоже рассчитывает на рост потребительской активности. – Во время кризиса спрос, как правило, повышается, — говорит он. — На региональных рынках кризис вообще отразится меньше, тем более что мы работаем в формате «магазина у дома». Снижения продаж, по крайней мере до конца года, не ожидают и в премиальном сегменте. – Сейчас мы не думаем о кризисе, а готовимся к предновогодней торговле, — признается Елизавета Зверкова из «Глобус Гурмэ». — Неопределенность в общей ситуации, конечно же, присутствует, и руководство просчитывает разные варианты, но будем использовать их только тогда, когда увидим фактические сигналы на рынке. Пока таких сигналов нет.
Оздоровительные процедуры Тем временем X5 Retail Group принимает решение о сокращении около трети офисного персонала. По заявлению Льва Хасиса, компания «затягивает пояса», замораживая значительное количество проектов, открытие которых планировалось в 2010‑2011 гг. Тревожную симптоматику наблюдают рекрутеры, в частности, по сокращению количества поступающих от ритейлеров заказов на подбор персонала. – Многие компании даже отзывают уже сделанные заявки, так как если и не увольняют никого, то замораживают набор новых сотрудников, — делится последней информацией Татьяна Голубниченко, руководитель группы подбора персонала направления «Ритейл» кадрового центра «Юнити». — Но и увольнения начались совершенно точно. Первыми жертвами становятся сотрудники PR и рекламных департаментов, финансовые менеджеры, аналитики, персонал отделов рекрутинга и обучающих центров. По прогнозам Олега Царькова, управляющего партнера «Сварог Капитал», произойдут ли сокращения в аппарате управления розничных компаний — вопрос одного месяца. По его мнению, скорее всего, увольнений среди торгового персонала в магазинах до Нового года не будет. Однако Царьков не исключает штатных изменений на уровне руководства магазина, направленных на снижение ФОТа управленцев. При этом к вынужденным увольнениям эксперт относит только половину всех вероятных сокращений. – Другая половина — это жирок, которым обросли многие федеральные ритейлеры и от которого сейчас будут срочно избавляться, — говорит он.
Больше и дешевле Мнения ритейлеров о финансовом кризисе и его последствиях для отрасли в целом достаточно противоречивы. Эксперты единодушны в одном: сохранившим свои места сотрудникам придется работать не просто «за двоих», но еще и за меньшие деньги. На протяжении нескольких последних лет компенсации возрастали ежегодно в среднем на 30‑40%. Менеджер управляющей компании с месячным окладом $8 тыс. при переходе на новую работу мог удвоить его. Теперь, как говорят рекрутеры, это вряд ли получится, так как если раньше речь шла о кадровом голоде, то сейчас ситуация изменилась на прямо противоположную: чтобы найти достойную работу, кандидатам придется выдерживать более жесткую конкуренцию, повышать свой профессиональный уровень, но при этом снижать зарплатные ожидания. В розничных компаниях признаются, что сокращение компенсаций действительно будет. Экономить на зарплате линейных сотрудников пока никто не планирует, но премиальные вознаграждения и бонусы управленцев урежут весьма существенно, ужесточив их привязку к финансовым показателям компаний. – Будут выполняться плановые показатели — значит, и уровень заработной платы будет соответствующий, — предупреждает Александр Громцев из «Вестер». — Компенсационные выплаты топовых специалистов будут напрямую зависеть от результативности управляемых ими процессов. С точки зрения Елизаветы Зверковой, зарплатный перегрев на российском кадровом рынке произошел из-за неадекватных запросов специалистов, которые не осознавали свою реальную рыночную стоимость. Кризис же, как она полагает, все расставит на свои места. По прогнозам Гермерсхаузена, значительного падения зарплат топ-менеджеров не произойдет, так как настоящих профессионалов всегда найти очень сложно, соответственно, и стоить они будут больше, чем кандидаты среднего уровня. – Рационализация штата возможна по другой схеме, — полагает он. — Например, если одна большая компания приобретает другую большую компанию, то ей нужен один генеральный директор или один главный бухгалтер вместо двух. Оптимизация штатного персонала в продуктовом ритейле затронет как российских сотрудников, так и экспатов. Александр Громцев допускает, что розничные компании в целом будут реже привлекать иностранцев, однако не склонен драматизировать последствия. – За период бурного развития сетей, сопровождавшегося активным привлечением иностранных специалистов, мы многому у них научились и сейчас сами владеем «наукой торговать» на мировом уровне, — уверен он. Впрочем, экспаты и сейчас ненамного дороже, а западный опыт, как говорит Михаэль Гермерсхаузен, не всегда эффективен в России. Особенность нынешней ситуации не только в преобладании слухов над фактами, но и в частичной подмене понятий. Так, вместо понятного всем слова «увольнение» ритейлеры предпочитают оперировать более «политкорректным» термином «оптимизация», подразумевая под этим внутреннюю миграцию офисного персонала в магазины и пересмотр функционального наполнения управленческих должностей. Это еще и весьма дипломатичный способ ухода от прямого ответа на острый вопрос: увольняют в компаниях или нет? Так или иначе, даже с учетом возрастающей лояльности сотрудников (если раньше, как говорят рекрутеры, можно было спокойно «хантить», то сейчас люди просто вцепились в свои места) рассчитывать на то, что оптимизация ограничится везде лишь «перестановкой слагаемых», не приходится. Олег Царьков не уверен в том, что, даже оставшись на улице, избалованные тепличными условиями работники офисов ринутся в супермаркеты заменять гастарбайтеров на кассах. – Какое-то время мы будем наблюдать весьма интересную ситуацию, — полагает он. — С одной стороны, безработица, с другой — страшнейший дефицит персонала. Проблема в том, что люди пока еще не готовы смириться с неминуемым снижением зарплат или статуса, но через месяц-два тщетных поисков, уверены кадровики, им придется умерить амбиции. – Невозможно оставаться вне рынка, — считает Татьяна Голубниченко из «Юнити». — Если общая ситуация в стране ухудшается, то рано или поздно это коснется каждого, каким бы он ни был суперпрофессионалом.
Буква закона Эксперты отмечают, что очень скоро кризис выявит все «дырки» в бизнес-процессах розничных компаний: из-за нехватки персонала у кого-то начнет проседать технология, кто-то увидит непродуманность стратегии, рассчитанной только на благоприятный вариант развития. – Существует еще одна опасность, — предупреждает Ирена Бетанова, гендиректор консалтинговой компании «Бизнесград». — Вместо трезвого анализа ситуации и выработки ясного антикризисного плана действий многие начнут совершать 150 хаотических движений, что только усугубит проблемы. В первую очередь подводят неграмотно составленные документы, регулирующие трудовые отношения с работниками. Люди могут опротестовать уменьшение выплат, если обнаружат нарушения положений об оплате труда или премировании. Судебными исками чреваты и увольнения, если не будут достигнуты договоренности по выплате компенсаций. – Не стоит рассчитывать на то, что кризис все спишет, — полагает Ирена Бетанова. — У нас уже нет тотальной правовой безграмотности работников. Возможно, они еще не знают, сколько именно должны им выплатить, но то, что их не могут уволить сразу, знают точно. В трудовом праве не прописаны никакие форс-мажорные обстоятельства, единственная возможность избежать неприятностей — действовать в рамках правового поля. При соблюдении ТК РФ проблем у работодателей не возникает, но, как предполагает Тимофей Пружинин, независимый юрист, специализирующийся на трудовых спорах, абсолютно законно поступать будут немногие, в том числе и потому, что ситуация непредсказуема и не исключено, что часть уволенного персонала вскоре придется звать обратно. – На это уже нарывалась Coca-Cola во время августовского кризиса 1998 года, — вспоминает он. — Чтобы избежать судебных разбирательств, компания провела сокращение с точным соблюдением законодательства, выплатив всем компенсации в полном объеме. Самое смешное, что спустя два месяца ей пришлось вернуть 80% уволенного персонала. Сейчас будет происходить то же самое.
Ищите выгоду Михаэль Гермерсхаузен советует компаниям использовать экономический спад для увеличения своей рыночной доли и «обгона» конкурентов, избавления от неэффективных сотрудников и привлечения лучших специалистов, в том числе из других секторов. – На рынке появилось больше банковских специалистов, чем еще полгода назад, — указывает он на одну из версий. — Эти люди стараются перейти в индустрию (работать на стороне компании), или им приходится переориентироваться на позиции в области продаж, ведь хорошие сейлзы всегда востребованы. Любой кризис — это возможность обновиться: избавиться от балласта, продвинуть лучших. Бывает так, что кого-то увольняют, а на освободившиеся места, которые, казалось бы, освобождались для того, чтобы снизить издержки, берут людей более квалифицированных и на большую, чем у их предшественников, зарплату. В ситуации массового увольнения, считают эксперты, важно не торопиться, определиться с теми, кого следует уволить насовсем, а кого лучше отправить в административный отпуск, оставив человеку возможность вернуться через некоторое время. – Сокращая персонал, мы должны понимать: сокращаем то, что легко восстанавливается, — рассказывает Ирена Бетанова. — Не нужно увольнять специалиста, которого искали в течение трех лет, чтоб потом не пришлось искать еще столько же. Самое главное на данном этапе, полагают консультанты, — не создавать информационного вакуума в компаниях, продемонстрировать людям, что у руководства есть план действий на сегодня и на завтра. Тогда сотрудники будут видеть не только точку кризиса, но и выход из нее, если же персонал не готов к каким-либо неприятным решениям, то они просто начнут нагнетать обстановку. В последнее время все чаще раздаются призывы «затянуть пояса». Обращаясь к своим сотрудникам, руководители компаний апеллируют к объективным сложностям, рассчитывая на ответное понимание. Однако, по мнению Ирены Бетановой, не всегда подобные ожидания оправданны: – Разъяснительная работа может быть эффективна с теми, чья зарплата с 10 тыс. долларов снижается до 5 тыс. Да, это означает, что люди стали жить хуже, но не настолько, чтобы не поддерживать свою жизнеспособность. Но если работодатель, у которого в гараже стоит пять «Бентли», условно говоря, приходит к кассирам и просит их затянуть пояса, то у этих людей возникает встречный вопрос: «А не хочешь ли ты сначала продать одну из машин, за счет которой мы продержимся целый месяц?» Затянуть пояс — это образ, который должен быть у работодателя. Особенность нынешнего кризиса в том, что мало кто сегодня рискнет предположить, когда и чем он завершится. По прогнозам Олега Царькова, в отличие от кризиса десятилетней давности, на этот раз нам предстоят «долгие мучения», ситуация стабилизируется в лучшем случае к весне 2010 г. С точки зрения Ирены Бетановой, вне зависимости от исхода самое важное, что следует вынести из сложившейся ситуации, — так это уверенность в том, что кризис завершится, пусть и оттянет у всех много времени и энергии. Вопрос только в том, чему он нас научит.
Нино Гвазава Журнал "Мое дело.Магазин"
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?