Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Логистика на аутсорсинге, или Как оптимизировать издержки?
Развитие транспортно-логистического сегмента сегодня определяется не только расширением линейки сервисов и географии перевозок, но и усилением конкуренции. Как показывает практика, игроки, делающие ставку на «игре ценой», теряют клиентуру. Рынку требуются комплексные решения и способность обеспечить стабильность поставок в динамично меняющихся условиях. Опыт компании ЗАО «Транспортная компания «СЕМЕРКА» является лучшим тому подтверждением.
Лекарство от болезней роста
По экспертным оценкам, рынок автомобильных перевозок за последние пять лет является одним из наиболее динамично развивающихся как по объемам и номенклатуре перевозимых грузов, так и по дальности доставки и географии транспортировки. Несмотря на то, что в целом на железнодорожный транспорт приходится более половины грузооборота Российской Федерации (включая транзит), темпы прироста автоперевозок заметно превышают показатели стальных магистралей (в среднем на 2-3% в год). При этом следует отметить, что в определенных сегментах автоперевозчики практически полностью вытеснили железнодорожников и экспансия продолжается. Среднее плечо доставки выросло до 800 км (причем, все активнее идет прирост на плече 1-3 тыс. км, да и перевозки на 6-8 тыс. км уже тоже не являются экзотикой). Спрос на услуги транспортировки автотранспортом в последние годы рос в почти экспоненциально, что с одной стороны сделало этот бизнес инвестиционно привлекательным и способствовало приходу новых игроков. С другой – привело к возникновению определенных проблем, обусловленных как раз столь бурным ростом.
Прежде всего, следует отметить изменение содержания самой услуги перевозки. Если еще два-три года назад львиную долю спроса составляли разовые заказы, то теперь все больше крупных потребителей отдают предпочтение доставкам по шоссе. В результате приходиться констатировать, что не менее 30% потребностей клиентов – это большие объемы, как правило, не ограничивающиеся доставкой в пределах одного или даже нескольких соседних регионов. Кроме того, все более важным становится обеспечение стабильности поставок (с неизбежной коррекцией на усиливающуюся волатильность товарных рынков). И это тоже своего рода новый вызов для автоперевозчиков.
Таким образом, тренд развития данного сегмента можно определить как переход от разовых, нерегулярных доставок с неопределенной географией по преимуществу на короткие плечи, к массовой перевозке в соответствии с жестким графиком на удлиненные плечи.
К сожалению, не все автоперевозчики смогли оперативно перестроиться в соответствии с новыми реалиями. Для многих компаний характерен синдром отрыва от привычной грузовой базы в случае выхода за пределы «наезженного» полигона курсирования, что вызывает сложности в поиске обратной загрузки, приводит к задержкам при возврате транспорта. Таким образом, снижается не только общая экономическая эффективность их деятельности, но и существенно теряется главное преимущество автодоставок для клиентов – оперативность и предсказуемость. Кроме того, увеличение плеча доставки также повышает потребность в рабочем автопарке и не все игроки имеют возможность соответствовать требованиям времени. В совокупности эти факторы приводят к замедлению темпов развития сегмента в целом. Есть еще несколько аспектов, которые мы рассмотрим немного позже. В качестве реакции рынка на такую ситуацию эксперты называют рост активности транспортно-логистических компаний, которые, не обладая собственными мощностями, обеспечивают «стыковку» интересов поставщиков и потребителей услуг, выполняя, по сути, посреднические функции. Не подвергая сомнению необходимость такой деятельности, все-таки необходимо отметить определенные риски при практической реализации схем с участием внешних посредников. Это прежде всего удорожание самой услуги, кроме того, неизбежная потеря управляемости модели с участием нескольких независимых операторов.
По настоящему эффективные решения в современных условиях могут предложить лишь те транспортные компании, которые обладают собственным парком, технической базой и развитой филиальной сетью. Таким образом, обеспечивается не только оптимизация издержек, но и стабильность управления транспортными потоками из единого центра. Бизнес, модель функционирования которого выстроена в соответствии с новыми условиями, способен не только удовлетворить спрос в изменившихся условиях, но и вырасти практически с нуля до масштабов ведущего игрока на рынке. Одним из наиболее характерных примеров успешного стартапа в сегменте автоперевозок, по общему мнению, является история ЗАО «Транспортная компания «СЕМЕРКА».
Определить ключевые точки развития
Компания образовалась и вышла на рынок автоперевозок в июне 2011 года. Возможно, исповедуя традиционную идеологию построения бизнеса, менеджмент компании также сумел достичь определенных успехов, поскольку в посткризисное время спрос на услуги автоперевозчиков заметно превышал предложение. Но задача стояла не просто стать одними из многих, а лучшими в своей сфере. Анализ целей продиктовал и выбор инструментов: построение собственной опорной филиальной сети, выстраивание эффективных механизмов взаимодействия с ведущими игроками, наличие собственного современного парка и технической базы. Плюс новые технологии управления, с применением ITразработок, и желание идти вперед вопреки любым трудностям.
Сегодня автопарк «Семерки» насчитывает: 286 единиц (в т.ч. тягачи SCANIA, прицепы KOGEL , FORD, HINO, HYUNDAY), также при необходимости привлекает наемный транспорт. Компания стала одним из ведущих игроков, осуществляющих региональные автоперевозки всех видов по всей территории России. Говоря проще, модель управления ТК7 представлена филиалами в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, общее руководство деятельностью которых централизованно осуществляется из главного офиса, г. Москва. При этом следует подчеркнуть, что из почти пяти сотен работников предприятия штат управления (включая офисный персонал) составляет менее 15%. Это очень достойный показатель, позволяющий осуществлять эффективное управление при низких накладных расходах. Среди клиентов «Семерки» такие гиганты, как SAMSUNG, LG, X5 RETAIL GROUP (торговые сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка»), KNAUF, М-ВИДЕО, ЭЛЬДОРАДО, МЕЧЕЛ, ХОУМ МЕБЕЛЬ, О’КЕЙ, СПОРТМАСТЕР, ЛЕНТА и т.д. Отметим, что при всем значении ключевых клиентов, портфель заказов компании достаточно диверсифицирован (порядка 85% объема перевозок осуществляется для малых и средних предприятий), что с одной стороны позволяет обеспечить устойчивость работы, с другой – может служить лучшим индикатором клиентоориентированности ТК7. Во многом это определяется тем, что наличие единого логистического центра позволяет не только определять оптимальные схемы доставки груза, но и планировать обратную/попутную загрузку (на уровне 93%) без ущерба для интересов клиента.
Внимание к деталям
Отдельно хотелось бы отметить материальную базу, как фундамент для столь стремительного развития. У компании есть собственный ремонтный дивизион, который позволяет обеспечить ежесуточный выход на линии на уровне 95%, что в современных российских условиях признается экспертами феноменальным показателем. Кроме того, ТК 7 имеет единственную в России автошколу по обучению водителей на большегрузный транспорт. На балансе автошколы находятся два ученических автопоезда SCANIA. Если перейти в область высоких технологий, то необходимо отметить, что весь транспорт ТК7 оборудован GPS (ГЛОНАСС) и доступен в режиме онлайн. С одной стороны, это не такая уж и редкость, с другой мало в какой компании функционирует круглосуточная служба мониторинга, отслеживающая перемещение транспорта. Что особенно актуально с учетом географии перевозок и количества пересекаемых по ходу движения часовых поясов. Добавим, что в «Семерке» постоянно мониторится не только движение автомобилей, но и уровень сервиса. Наличие дееспособной обратной связи неизменно называется клиентами ТК7 в качестве одного из конкурентных преимуществ предприятия.
Не останавливаться на достигнутом
Тем не менее, перспективы развития российского транспортно-логистического сегмента выглядят неоднозначно. К структурным проблемам пропускных способностей дорог, качества инфраструктуры, административным сложностям, особенностям налоговой и финансовой политики и т.д. в последнее время добавились и внешнеполитические аспекты. Взаимные ограничения и девальвация рубля существенно меняют привычные условия, требуют новых решений. Зачастую игроки предпочитают не делать резких движений с тем, чтобы переждать период неопределенности.
Вместе с тем настоящие лидеры отрасли, четко осознавая возможные риски, продолжают двигаться вперед по пути развития. Не является исключением и ЗАО «Транспортная компания «Семерка».При этом здесь также следует отметить, что обеспечить достижение поставленных целей может только постоянный, порой жесткий контроль и, скажем так, способность не складывать все яйца в одну корзину. Так из-за срыва поставок первой партии DAF, менеджментом «Семерки» было принято решение не подписывать контракт на 200 ед. с DAF, а подписать контракт на 2015 -2016 год с другим партнером – компанией SKANIA. Первые машины будут получены марте 2015 года.
Более того, наряду с привычной номенклатурой (бытовая техника, строительные материалы, металл, картон, бакалея, напитки и т.д.), составляющей основу грузовой базы «Семерки», планируется усиление присутствия в сегменте «скоропорта». Наряду с уже признаваемыми клиентами полуприцепами с тентом (составляющими к настоящему времени 85% парка компании) предприятие начало расширять свои возможности работы по изотермическим полуприцепам (на конец 2015 года их будет около 100 единиц).
Специалисты в своих прогнозах не исключают дальнейшего увеличения количества филиалов, поскольку пока в данной сфере объем спроса намного превышает объем предложения. Во многом, по их мнению, привлечению новых партнеров будет способствовать гибкая маркетинговая политика компании, предусматривающая оперативное реагирование на сезонные колебания перевозок, возможность встраивания в уже реализуемые логистические схемы, а также отсрочки платежей и другие инструменты поощрения лояльности.
Новым этапом развития ТК7 можно назвать сентябрь 2014 года, когда компания начинает реализовывать крупный проект по строительству двух логистических центров класса А, общая площадь которых составит более 250 000 квадратных метров. Первая очередь будет сдана в 4 квартале 2015 года.
Таким образом, совершенно четко можно определить, что правильно сформулированная бизнес-модель, реализованная профессиональными управленцами, не только позволит обеспечить достижение плановых показателей даже в очень нестабильных внешних условиях, но и стать основой для дальнейшего развития и освоения смежных сегментов. Не вызывает сомнений, что и в сфере складской логистики команда «Семерки» добьется столь же заметных результатов.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?