Декоративное изображение
25 473

Поделиться

Линейный персонал: вакансии и зарплаты

Линейный персонал является ключевой составляющей ритейла, потому что — каковы сотрудники магазина, такова и сама торговля. Продавец и кассир остаются самыми востребованными профессиями на рынке розницы, при этом зарплаты на рядовых позициях почти не растут, и даже снижаются. Уровень конкуренции на место достаточно низкий, а для некоторых профессий соотношение вакансий и соискателей вообще составляет один к одному.

Линейные позиции: вакансии и зарплаты

Много лет в сфере ритейла наблюдается дефицит сотрудников на все рядовые позиции, и традиционно высока текучка, при этом сети довольно активно растут и открывают новые магазины. Поэтому во всех крупных городах в сфере ритейла наблюдается рост вакансий.

«Специалисты из сферы продаж из года в год остаются одной из самых востребованных категорий со стороны работодателей, — отмечает категорийный менеджер «Авито Работа» Дмитрий Пучков. — Итоги III квартала нашего портала в очередной раз подтвердили: сфера продаж традиционно находится в топе по запросам и среди работодателей, и среди соискателей».

Самые востребованные группы профессий среди работодателей и соискателей 2019

Источник: Avito Работа

Нам вас очень не хватает

По данным службы исследований компании HeadHunter, с августа 2018 по август 2019 года в Москве количество вакансий на должность «продавец» выросло на 73%, на должность «кассир» — на 108%, в Санкт-Петербурге рост вакансий на эти позиции составил 52 и 86% соответственно, в Казани — 50 и 121%, в Самаре — 58 и 103%. Сводные таблицы с данными о наиболее востребованных вакансиях и средних зарплатах в российских городах в 2018 и 2019 годах вы найдете в конце статьи.

Еще один лидер по росту вакансий — позиция грузчика: +20% — в Москве, +50% — Санкт-Петербурге, + 100% — Нижнем-Новгороде, +121% — Воронеже и т. д.

Не сильно выросло и даже упало количество вакансий на такие должности как «работник торгового зала»: -2% — в Москве, -32% — в Санкт-Петербурге, — 71% — Волгограде, — 67% — Ростове-на-Дону, при этом выросло на 67% — в Самаре, на 50% — в Омске и Новосибирске.

Относительно не много открытых вакансий мерчендайзера, и в среднем наблюдается падение спроса на эту должность, возможно, в связи с более низкой текучкой, например, в Москве и Новосибирске количество вакансий сократилось на 20%, в Омске — на 51%. Только в некоторых крупных городах зафиксирован рост: Санкт-Петербург на 18%, Ростове-на-Дону на 29%, Уфе — 47%, Воронеже — 25%, Волгограде — 56%.

Остро не хватает грузчиков в Воронеже (за год зафиксирован рост вакансий на 121%) и Нижнем Новгороде (+110%), уборщиков — в Ростове-на-Дону — (+133%), Волгограде — (+61%).

Для наглядности соотношения востребованности профессий — количество вакансий линейного персонала в Москве:

  • продавец — 6 336,
  • кассир — 4 240,
  • работник торгового зала — 240,
  • мерчандайзер — 370,
  • грузчик — 209,
  • уборщик — 401.

«В среднем, количество вакансий на должность продавца осталось прежним, — говорит генеральный директор московской сети гастрономов «Бим» Ольга Смирнова. — Но в летний период происходит традиционный рост вакансий линейного персонала, в особенности, на место продавца и грузчика. Это обусловлено тем, что в нашей сети работают в основном люди из регионов (Волгоградская область, Самара, Брянск и т. д.). В летний период сотрудники этой категории находят временную работу у себя в регионе, либо занимаются своими земельными участками, мужчины, как правило, работают на стройках, где уровень дохода выше. Но с наступлением октября начинается приток количества сотрудников на собеседование, и штат снова наполняется. В настоящее время штат сети «Бим» по линейным сотрудникам укомплектован на 95%».

Как рассказал генеральный директор сети «Эссен» Азамат Ахмадуллин, количество вакансий по линейному персоналу, к сожалению, растет, так как рынок вакансий в ритейле высококонкурентный. Кроме того, есть географические особенности рынка труда. Согласно исследованию сайта по поиску работы и персонала hh.ru, представители этой сферы в Татарстане регулярно входят в число наиболее востребованных.

Результат исследования подтверждают и показатели центра занятости населения г. Набережные Челны. Так, на конец сентября 2019 года число безработных граждан составляет 1 124 человек, а потребность в работниках — 6 119 вакансий для постоянного трудоустройства. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% от численности рабочей силы.

Ольга Смирнова отметила еще один тренд — в топ востребованных профессий ритейла выходят специалисты общепита: «В нашей сети происходит рост вакансий на должность сотрудников, занятых на собственном производстве, которое является для нас относительно новой областью. Мы ощущаем острую потребность в квалифицированных пекарях и мясниках. Найти квалифицированных людей на данные должности огромная сложность. Пробуем брать без опыта и учить, но не всегда удается. Пекарь должен любить и чувствовать тесто, а это дано не каждому, и без этих чувств выпечка не получается привлекательной внешне и вкусной внутри».

Дмитрий Пучков

Дмитрий Пучков, категорийный менеджер «Авито Работа»

Мы опросили более тысячи линейных работников массовых профессий с целью выяснить, появились ли у них другие мотивации, помимо денежной. Интересно, что на протяжении последних лет запросы соискателя существенно не меняются: традиционно в топе запросов стабильная и «белая» зарплата, а также — возможность работы недалеко от дома. Это то, что ожидают соискатели в первую очередь. Единственное, в чем мы заметили значимую разницу — изменение формата оплаты. Все более востребованными становятся вакансии с регулярными выплатами: поисковый запрос «работа с ежедневной оплатой» стал интересовать линейный персонал на 23% чаще, чем в 2018 году. Так что для среднего и малого бизнеса в сфере ритейла, где более гибкие возможности для организации выплат, это может быть сильным конкурентным преимуществом.

Кто почем?

Как ни странно, за последний год зарплаты продавцов уменьшились как в Москве, так и в городах-миллионниках. Согласно данным службы исследований компании HeadHunter, в столице продавцы стали получать на 6% меньше, в Санкт-Петербурге — на 9%. Больше всего заработная плата сократилась у продавцов Челябинска — (-12%).

Однако в нескольких крупных городах отмечен рост по сравнению с августом прошлого года: в Красноярске зарплата выросла на 12%, в Уфе — на 8%, в Воронеже — на 6%.

У других линейных сотрудников заработная плата немного увеличилась, в Москве средний рост зарплат составил 3%. Самый высокий показатель роста зафиксирован в Красноярске — (+15%). Отрицательную динамику показали данные из Челябинска и Самары (-4%).

Во многих крупных городах прослеживается высокий рост зарплат мерчендайзеров. В Омске оплата труда мерчендайзеров увеличилась на 24%, В Уфе и Перми — на 20%, в Санкт-Петербурге — 14%.

Зарплаты на позиции «уборщик» выросли в Перми (28%), Казани (25%), Красноярске (21%), Москве (9%), Санкт-Петербурге (7%). Высокий отрицательный показатель зафиксирован в Воронеже, где он составил (-17%).

Ирина Троицына

Ирина Троицына, директор по персоналу СТД «Петрович»

В 2019 году, как и каждый год, в «Петровиче» произошел пересмотр уровня дохода сотрудников. Размер повышения, в первую очередь, зависит от результатов деятельности компании. Мы стремимся обеспечить линейному персоналу уровень дохода выше среднерыночного.

При этом год от года растет количество вакансий линейного персонала. Это связано с развитием компании, открытием новых торговых центров и офисов продаж.

Соискатели на линейные позиции в первую очередь ожидают от работодателя стабильности, исполнения обещаний и возможности быть услышанными.

Медианные зарплаты в сфере розничной торговли на август 2019 года по Москве:

  • продавец — 37,25 тыс. руб.
  • кассир — 36 тыс. руб.,
  • работник торгового зала — 33,9 тыс. руб.,
  • мерчандайзер — 35 тыс. руб.,
  • грузчик — 35 тыс. руб.,
  • уборщик — 30 тыс. руб.

Средняя заработная плата продавца или кассира в столице довольно заметно отличается от средней заработной платы в регионах, например, в Новосибирске продавец в среднем получает 27 тыс. руб., Челябинске — 21 тыс. руб. Омске — 20 тыс. руб. Разрыв обусловлен, в том числе, разницей стоимости жизни в столице и регионах. Правда, надо учесть, что в ритейле многое зависит от бонусной части, которую могут получать продавец и кассир.

«С точки зрения заработных плат ситуация выглядит неоднородной, — говорит Дмитрий Пучков. — В целом, по России зарплаты немного снизились, но соискатели из Москвы все еще могут претендовать на более высокие зарплатные предложения».

Зарплаты линейного персонала, руб.

2018, III квартал 2019, III квартал
Кассир Вся Россия 25 300 25 102
Москва 38 996 41 942
Продавец Вся Россия 28 429 29 263
Москва 45 861 48 294
Работник торгового зала Вся Россия 27 527 25 696
Москва 37 405 38 450

Источник: Avito Работа

Азамат Ахмадуллин

Азамат Ахмадуллин, генеральный директор сети «Эссен»

В 2019 году заработные платы линейного персонала проиндексированы во всех магазинах сети. Заработную плату на такие должности выдерживаем на уровне среднего по рынку. Кроме индексации персонал имеет возможность получить дополнительные премии за специальные задачи.

Портрет соискателя на линейные позиции в целом стабилен. Сегодня соискатели преимущественно ищут рабочее место с наименьшей загруженностью, но с оплатой выше среднего по рынку. Социальный пакет у всех одинаков, поэтому кандидаты его воспринимают, скорее, как должное.

Портрет соискателя

Постепенно меняется портрет соискателя на основные линейные позиции в компаниях розничной торговли. Хотя традиционно считается, что у ритейла женское лицо, в Москве и Санкт-Петербурге среди соискателей зафиксировано практически равное количество женщин и мужчин.

В регионах количество женщин более заметно — 62% против 38% — мужчин. В целом по стране в сфере розничной торговли женщин работает на 17% больше, чем мужчин.

Самая большая возрастная группа среди специалистов в сфере розничной торговли — 26–35 лет, она же самая многочисленная и на рынке труда в целом. В столице молодежь с меньшей охотой идет работать в сферу розничной торговли, чем в регионах. Поэтому в Москве в этой сфере наблюдается большая доля возрастных сотрудников (старше 35 лет) и больший процент опытных сотрудников (более 6 лет опыта работы). Что касается зарплатных ожиданий, тут цифры варьируются в зависимости от города, позиции и опыта. В среднем соискатели хотят получать от 20 до 60 тыс. руб.

Уровень конкуренции в сфере достаточно низкий — на одну вакансию приходится 3–4 специалиста. А для профессий грузчика и мерчендайзера соотношение и вовсе составляет один к одному (по данным службы исследований компании HeadHunter).

«Чаще чем раньше стали приходить на линейные должности люди с высшим, либо средне-специальным образованием, — отмечает Ольга Смирнова. — Это отлично, из таких продавцов, как правило, легче вырастить управляющих. Ритейл становится все более и более технологичным, это вносит свои коррективы в портрет соискателя».

Соискатели на линейные позиции в первую очередь ожидают от работодателя стабильной белой зарплаты, наличия социального пакета и выполнения договоренностей.

Например, сеть «Слата» является самой крупной сетью супермаркетов в Иркутской области, поэтому соискатели на линейные позиции ждут от компании стабильности, возможности обучаться и развиваться в рамках сети.

Ольга Смирнова

Ольга Смирнова, генеральный директор сети гастрономов «Бим» (г. Москва)

За последний год мы стали более гибко относиться к соискателям. Это проявляется, прежде всего, в графике работы. Предлагаем тот график, который устраивает человека.

Конечно, для нас идеальный соискатель (если мы говорим про продавца) — это женщина, замужем, с ребенком. Такой тип людей стремится к стабильности, и это позитивно влияет на сокращение текучести кадров. Но зачастую молодые сотрудники в магазине вносят свой креатив и инновации, поэтому мы любим, когда коллектив состоит из разных по возрасту людей, и не задаем возрастные рамки при рекрутинге. В целом, требования к соискателю ограничены ценностями нашей сети: человек должен быть искренне вовлечен, с любовью относиться к людям, его решения должны быть прозрачны и открыты для всех.

Линейные позиции: вакансии и зарплаты

Юлия Сотникова

Юлия Сотникова, заместитель директора по персоналу Группа Компаний «Слата»

За прошедший год изменений в среднем заработке линейного персонала в ГК «Слата» не произошло. А вот количество вакансий выросло. Дело в том, что последние пять лет ГК «Слата» увеличивается в среднем на 20% ежегодно, и если сейчас в состав сети входит 84 супермаркета «Слата» и 173 дискаунтера «Хлеб-Соль», то к концу 2019 года планируем довести количество магазинов до 300 торговых точек. В связи с этим работа по подбору персонала никогда не останавливается. Если сравнить количество открытых вакансий по сети на конец сентября 2018 года и конец сентября 2019, то прирост открытых вакансий в 2019 году составил 7%, что в количественном эквиваленте означает прирост на 46 вакансий. Но с учетом открытия новых магазинов и освоения новых территорий, такой прирост является незначительным.

Мечта работодателя

Идеальный портрет соискателя для розничной сети — это профессионал, ориентированный на результат, готовый к интенсивной работе в команде единомышленников, освоению новых технологий и разделяющий ценности компании. Сегодня ритейл нацелен на индивидуальный подход к покупателю, создание максимально комфортных условий в магазине, поэтому от сотрудника магазина ждут высокого уровня продаж и корректного, профессионального отношения к людям.

Но пока высокая текучесть линейного персонала остается бичом отрасли, особенно, в сегменте фуд-ритейла и формате маленьких магазинов. До сих пор профессия продавца воспринимается как временная, у линейных сотрудников отсутствует лояльность к профессии и розничной марке, что сказывается на качестве работы, сервисе магазинов, а значит, и на впечатлении покупателей.

Крупные розничные компании стремятся изменить негативное восприятие профессии продавца, сложившееся в нашем обществе, стараются удерживать лучших линейных работников, в том числе, путем перевода на более высокую категорию с более высокой зарплатой, развивают проекты, нацеленные на создание благоприятного имиджа розничной компании как работодателя.

«Ничего не стоит на месте, меняется и требования к соискателям и их пожелания, — рассказывает заместитель директора по персоналу ГК «Слата» Юлия Сотникова. — В этом году мы обновляем формат супермаркета «Слата», что, безусловно, повлекло пересмотр требований и к соискателям. Новый формат требует от продавца усиления клиентоориентированности, знания товарных категорий в том числе, направления ЗОЖ, высоких коммуникативных данных. Активно участвуем в профессиональном развитии своих сотрудников: 35% вакансий на управленческие должности — товароведы, заместители директоров, директора магазинов — закрываются внутренними сотрудниками».

Во многих сетях даже не требуется опыта работы, в приоритете — искренняя вовлеченность, открытость и доброе отношение к людям.

О том, как меняется спрос на наиболее востребованные розничные позиции и сколько зарабатывает линейный персонал в торговле, можно узнать, изучив таблицы ниже.

Зарплаты наиболее востребованных сотрудников в рознице. Данные HeadHunter и Retail Analitics (медиана), руб.

Линейные позиции: вакансии и зарплаты

Вакансии розничного персонала. Данные HeadHunter и Retail Analitics

Линейные позиции: вакансии и зарплаты

Виктория Максимова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами