Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
10 213

Поделиться

Лидеры китайского non-food ритейла

Китайский непродовольственный рынок неоднороден. Если продовольственная розница преимущественно представлена национальными компаниями, то за сегмент non-food китайским компаниям приходится бороться с западными и восточноазиатскими конкурентами. Познакомьтесь с самыми крупными игроками в сегментах электроники, fashion , DIY и книг в Китае.

Лидеры китайского non-food ритейла

Электроника и бытовая техника

Нишу электроники и бытовой техники в Китае традиционно занимают китайские компании. Западные ритейлеры мало представлены на рынке, а из зарубежных продавцов в Поднебесной распространены только японские и корейские компании. Однако в последние пять лет они тоже вытесняются китайскими сетями.

Электроника и бытовая техника

Название: Suning Commerce Group Co. (苏宁易购)

Основана в 1990 г. в Нанкине, на Востоке Китая

Выручка: 244,96 млрд юаней ($34,68 млрд)

Чистая прибыль: 133,28 млрд юаней ($18,86 млрд)

Количество сотрудников: 180 тыс. человек

Число торговых точек: более 11 тыс. магазинов

Средняя площадь: Suning Little Shop — 100–200 кв. м., стандартные магазины: 2–5 тыс. кв. м., Suning Plaza — 85 тыс. кв. м., Suning Red Baby — 4 тыс. кв. м.

Suning представляет собой крупнейшую негосударственную торговую сеть в КНР, входящую в тройку самых дорогих частных китайских предприятий. Также компания занимает 36 место в рейтинге 250 крупнейших мировых ритейлеров (Global Powers of Retailing).

Розничная сеть Suning специализируется на продаже электроники, бытовой техники и товаров первой необходимости. Уже многие годы ритейлер успешно развивается, что подтверждают финансовые итоги 2018 г., согласно которым: продажи сети выросли на 38,4%, а чистая прибыль показала рост в 216,3%. Общее число SKU сети превышает 3 млн позиций.

Электроника и бытовая техника

Запущенный в 2005 г. онлайн-магазин Suning.com также активно растет, занимая на сегодняшний день 4 строчку в списке самых крупных интернет-ритейлеров Китая. Suning владеет в общей сложности 27500 точками экспресс-доставки в 351 городе КНР, общая площадь которых превышает 9.5 млн кв. м. Продажи онлайн-магазина в 2018 г. составили $20 млн.

В июне 2019 г. французский ритейлер Carrefour согласился продать 80% акций своего китайского подразделения за 4,8 млрд юаней ($698 млн) Suning. В китайской компании заявили, что планирует использовать свои цифровые технологии для повышения конкурентоспособности 210 гипермаркетов Carrefour по всей стране.

Fashion-ритейл

В 2019 г. китайский fashion-рынок впервые обгонит американский и станет самым большим в мире. Однако китайский модный ритейл крайне неоднороден. Сегмент «люкс» обычно занимают европейские и американские компании, а в среднем ценовом сегменте конкурируют китайские, японские и корейские фирмы. Китайские ритейлеры наиболее успешны в молодежном сегменте.

Fashion-ритейл

Название: Heilan Home

Основана в 1997 г. в Цзянъине, на Востоке Китая

Выручка: 19,09 млрд юаней ($2,7 млрд)

Чистая прибыль: 3,4 млрд юаней ($481 млн)

Количество сотрудников: 15,5 тыс. человек

Число торговых точек: 6 700 отделений

Средняя площадь: магазины в торговых центрах — 350–500 кв. м., отдельные магазины — до 1 000 кв. м.

Heilan Home — fashion-ритейлер, который специализируется на продаже молодежной и деловой одежды и аксессуаров для мужчин под собственными брендами. Торговая сеть развивается быстрыми темпами: за 2018 г. HLA открыл 793 новых магазина. От других брендов, как заявляют в компании, ритейлера отличает 100%-ная гарантия безусловного возврата и обмена товаров HLA в течение 50 дней после покупки.

Heilan Home также владеет сетью магазинов одежды и аксессуаров для женщин Eichitoo (爱居兔), насчитывающую 1281 точек. К 2021 г. Eichitoo планирует увеличить число магазинов до 2000. Кроме того с недавнего времени HLA, выручка которой за прошлый год выросла на 4,8%, запустила линию одежды для детей.

Одним из бустеров развития Heilan Home служит активная рекламная кампания и сотрудничество со звездами китайского шоу-бизнеса. Так, несколько лет назад HLA подписала контракт с несколькими популярными реалити-шоу, в том числе с популярной программой Keep Running.

HLA предпринимает большие усилия по омоложению бренда, внедряя в свои магазины интеллектуальные услуги, такие как VR-примерки и умные зеркала.  

Особый рост в последние два года демонстрирует онлайн-магазин HLA, продажи которого за прошлый год увеличились на 9,5% до 1,15 млрд юаней ($161 млн). В 2017 г. основатель Alibaba Ма Юнь даже лично встретился с руководителями Heilan Home, где заявил, что признает успехи их онлайн-магазина и будет рад конкурировать с ними на рынке китайской электронной коммерции.

Интерес китайского бизнеса к онлайн-магазину проявился в прошлом году, когда технологический гигант Tencent, владеющий самой популярной в Китае соцсетью WeChat, купил 5,3% акций HLA за 2,5 млрд юаней ($339 млн) и объявил о создании совместного инвестиционного фонда в размере 10 млрд юаней ($1,4 млрд).

В 2017 г. HLA вышла на рынок Юго-Восточной Азии, открыв свой первый зарубежный магазин в столице Малайзии Куала-Лумпуре: на сегодняшний день сеть имеет более 20 магазинов в стране. А в мае прошлого года Heilan Home открыл три магазина в Сингапуре.

DIY и товары для дома

На рынке DIY в Китае конкурируют преимущественно западные и китайские компании, однако в последние годы вверх в этой борьбе одерживают национальные сети, заимствуя современные форматы у европейских ритейлеров и повышая качество продукции. Последнее в совокупности с низкими ценами особенно ценят западные потребители, все чаще приобретающие товары для дома из китайской «мебельной столицы» — Гуанчжоу.

DIY и товары для дома

Название: Red Star Macalline

Основана в 1986 г. в Чанчжоу, на Востоке Китая

Выручка: 14,24 млрд юаней ($2,09 млрд)

Чистая прибыль: 4,48 млрд юаней ($632 млн)

Количество сотрудников: 25 тыс. человек

Число торговых точек: 308 торговых центров, 359 франчайзинговых магазинов

Средняя площадь: 50–85 тыс. кв. м

Лидирующие позиции на бурно развивающемся в Китае DIY-рынке уже несколько лет удерживает ритейлер Red Star Macalline, выручка которого в 2018 г. выросла на 29,9%, а прибыль — на 9,8%. Компания, не раз получавшая награды как лучший китайский бренд, специализируется на производстве и продаже мебели, товаров для дома и хозяйственных инструментов. В торговых центрах сети также продаются товары других китайских и западных производителей.

За прошедший год Red Star Macalline построила 52 новых торговых центра. Практически все торговые сети ритейлера располагаются в пригородах китайских мегаполисов. Городское пространство заполняют франчайзинговые магазины Red Star Macalline, которых насчитывается 359. Все франчайзинговые магазины ритейлера охватывают 199 городов в 29 провинциях с общей площадью более 20 млн кв. м.

В мае 2019 г. Alibaba приобрела 10% акций Red Star Macalline за 4,36 млрд. юаней ($635 млн). Инвестиции, эквивалентные чистой прибыли компании за 2018 г., ритейлер планирует использовать на интеграцию новых технологий Alibaba в свои торговые центры и магазины. Онлайн-ритейлер же собирается изнутри изучить бизнес-модель Red Star Macalline, чтобы развивать недавно запущенную собственную DIY-сеть Home Times.

Книжный ритейл

На книжном рынке КНР представлены в основном китайские ритейлеры. Крупнейшие игроки — государственные компании. С 2016 г. правительство финансово поддерживает отрасль, что частично объясняет рост продаж и выручки китайских книжных ритейлеров.

Книжный ритейл

Название: Книжный магазин «Синьхуа» (新华书店)

Основана в 1937 г. в Яньане, на Северо-Западе Китая

Выручка: 127,8 млрд юаней ($18,3 млрд)

Чистая прибыль: 15,7 млрд юаней ($2,2 млрд)

Количество сотрудников: 113 тыс. человек

Число торговых точек: более 13 тыс. магазинов

Средняя площадь: большой формат: 8–10 тыс. кв. м., средний формат — 2–3 тыс. кв. м., малый формат — 500–1 000 кв. м.

Отпраздновавший недавно 80-летний юбилей, «Синьхуа» бесспорно является крупнейшим продавцом книг в Китае — ритейлеру принадлежит 40% книжного рынка в стране. Даже совокупная доля всех книжных онлайн-ритейлеров, которые в последние годы значительно развиваются и растут в Китае, ниже доли «Синьхуа» на 5–10%.

По этой причине в 2018 г. «Синьхуа» запустил свой первый интернет-магазин — до этого сеть сотрудничала с такими лидерами электронной коммерции, как Alibaba и JD.com. С одной стороны, онлайн-магазин способствовал росту выручки «Синьхуа», но с другой, продажи в книжных магазинах упали на 6,6%.

Необходимо также учитывать состояние китайского книжного рынка — одного из самых больших в мире. Всего в стране насчитывается 225 тыс. книжных магазинов, а отделения «Синьхуа» можно найти буквально в каждом китайском городе. В 2016 г. правительство обязало все провинциальные и местные администрации выделить субсидии на поддержку книжного рынка. Например, только 50 млн юаней ($7 млн) было выделено на 150 крупнейших книжных Пекина. По этой причине 6%-ный рост продаж на книжном рынке в Китае в 2018 г. связан и с прямой поддержкой государства.

Также стоить отметить, что отделения «Синьхуа» можно найти не только в Китае. В 2008 г. первый зарубежный филиал «Синьхуа» открылся в Нью-Йорке, в 2009 г. — в Сан-Диего и в Лондоне. Вообще, книжные магазины довольно редко выходят за национальные границы, этому, как очевидно, препятствуют языковые барьеры. Спрос в иностранных магазинах «Синьхуа» обеспечивает обширная китайская диаспора.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами