Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Личное дело семьи Ивановых
Фотография: ИТАР-ТАСС
Потребители перестают бояться экономических потрясений и начали восстанавливать потребительскую активность. Такой вывод можно сделать из традиционного обзора потребительского поведения и настроений среднего класса России – «Потребительского индекса Иванова», представленного компанией «Сбербанк КИБ» и проведенного агентством рыночных исследований Cint.По методологии исследование близко к квартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах Евросоюза, но охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению людей со средним уровнем дохода, типичных ивановых.
То, что хорошо для России, хорошо для Иванова
По результатам этого квартального исследования, индекс потребительской уверенности вырос до –8% в июне по сравнению с –11% в первом квартале 2014 года. Частично сказался курсовой фактор. За последний период курс рубля перестал падать и даже начал укрепляться.
Если по итогам первого квартала рубль ослаб на 9% по бивалютной корзине, то за второй квартал он укрепился на 6%. Это привело не только к росту оптимизма в отношении личных финансов, но и к ожиданиям улучшения экономической ситуации в близком окружении и в стране в целом.
«В целом Ивановы с оптимизмом оценивают перспективы своих работодателей: доля компаний, бизнес которых, по оценке Ивановых, в ближайшие два месяца будет расти, увеличилась с 28% до 31%», – отмечается в исследовании. Индекс ожиданий, связанных с благосостоянием страны в перспективе следующего года, также вырос – до –8% с –13% в марте.
«Произошло это, на наш взгляд, благодаря снижению опасений, связанных с девальвацией рубля (ее в качестве фактора риска упомянули 17% респондентов по сравнению с 29% в первом квартале 2014 года), – отмечают в «Сбербанк КИБ». – Таким образом, число тех, кто считает текущие экономические условия нестабильными, заметно снизилось – с 78% в первом квартале этого года до 70% на настоящий момент».
Из материалов исследования можно заключить: рост средней заработной платы по стране до 29 500 руб. в июне с 28 600 руб. в марте, снижение средней доли ежемесячно откладываемого в целях сбережений дохода до 8,8% во втором квартале с 11,5% в первом квартале и стабильная доля тех, кто пытается экономить на еде и товарах первой необходимости, вкупе с ростом потребительской уверенности в микро- и макромасштабе улучшают условия для крупных покупок, а значит, объемы продаж непродовольственных товаров во втором квартале и в особенности в июне могут оказаться выше, чем прогнозировалось ранее.
Рост потребительской активности, особенно на рынках дорогих непродовольственных товаров, в свою очередь, может придать определенный импульс экономике, стимулируя производство и кредитную активность банковского сектора.
Это помогло бы избежать стагнации, и ВВП показал бы более выраженный рост. Но, как предупреждают в «Сбербанк КИБ», ситуация в реальном секторе экономики все еще ухудшается, а это может привести к замедлению роста зарплат, так что уровень потребительских настроений во втором полугодии может снова снизиться.
Преждевременный оптимизм
Эксперты «Газеты.Ru» согласны с тем, что после некоторой паники первого квартала во втором квартале произошел понятный всплеск настроений, но теперь многое будет зависеть от дальнейшей динамики реальных доходов населения, а здесь оснований для оптимизма меньше. «Мы считаем, что снижение экономической активности, слабая производственная и инвестиционная динамика, растущие внешнеэкономические риски в ближайшие месяцы продолжат оказывать давление на рост реальных заработных плат, – отмечает макроаналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. – Причем после некоторого улучшения во втором квартале в оставшиеся месяцы года ситуация, на наш взгляд, может усугубиться».
На этот вывод наталкивает отсутствие серьезной базы для роста доходов и потребления. «Рост реальных зарплат на текущий момент за пять месяцев года составляет небольшие 4,3% год к году против 4,8% в 2013-м, и по итогам 2014-го мы ожидаем замедления их роста до 3–4%. Мы отмечаем, что улучшение потребительских ожиданий не отразилось на статистике розничных продаж, рост которых продолжает замедляться (2,1% год к году в мае против 3,9% в 2013 году).
Настораживает сложившаяся негативная динамика потребления продуктов питания, которая реагирует лишь на фундаментальное ухудшение состояния экономики. Важно и то, что рост зарплат замедляется в негосударственном сегменте (при этом их темпы уступают индексации в госсекторе), а это свидетельствует об ухудшении качества источников роста для потребления в ближайшие месяцы».
Существуют и дополнительные факторы макроэкономического риска, к которым относят геополитическую обстановку, конъюнктуру цен на энергоносители, инфляцию и ограничительное воздействие регулирующих органов.
«Мы не ждем сильного восстановления потребительского спроса, а при развитии неблагоприятного сценария (введения третьего пакета санкций со стороны Запада и падение цен на нефть ниже $100. – «Газета.Ru») вероятно продолжение негативной динамики в данном секторе российской экономики,
– оценивает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-банка Роман Ермаков. – Дополнительно стоит отметить и сильную закредитованность населения, что вкупе со стагнацией в экономике и снижением темпов роста заработной платы вызывает рост просрочки по кредитам, а следовательно, и убытки коммерческих банков. В нашем базовом сценарии по итогам 2014 года темп роста ВВП будет около нулевых отметок».
«Потребительская инфляция взяла паузу за счет сезонного фактора и за счет него же будет в дальнейшем ускоряться, – предупреждает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – С возвращением людей из отпусков будет заметно, насколько успели вырасти цены, и спрос будет более информативным.
Не исключено, что официальные данные Росстата по итогам 2014 года покажут инфляцию около 7,2%, реальная же цифра окажется больше.
К примеру, розничные цены на дизельное топливо за шесть месяцев этого года выросли на 10,2% и будут продолжать расти, потянув все остальное за собой». Но важны не только фактические цифры, но и ощущения потребителей. «Инфляционные ожидания могут остаться достаточно высокими, несмотря на прогнозируемое нами сокращение годового показателя инфляции с текущих 7,8% до уровня, близкого к 6% до конца 2014 года», – добавляет Помельникова.
«Мы не ожидаем дальнейшего восстановления потребительского спроса – в лучшем случае он стабилизируются на текущих значениях. Для этого нет предпосылок: радикального улучшения ситуации в мировой экономике не ожидается, кроме того, власти сильно ограничили рост рынка потребительского кредитования, который был одним из главных драйверов потребления, – указывает руководитель аналитического отдела компании QB Finance Дмитрий Кипа. – По нашим оценкам, по итогам 2014 года рост ВВП будет находиться в диапазоне 0–0,5%».
«Не будут способствовать улучшению настроений населения и риски дальнейшего замедления роста кредитования, и роста стоимости заемных средств, причем, согласно последним официальным данным, степень закредитованности населения продолжает расти. Негативным сигналом является в том числе и по-прежнему слабая динамика импорта основных потребительских товаров.
С учетом текущих тенденций, мы сохраняем наш прогноз по замедлению роста потребления населения в 2014 году до 2% с 4,7% в 2013 году», – заключает Помельникова.
Павел Сморщков, «Газета.Ru»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.