Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Лакомый кусок
Если иностранные корпорации берутся за какой-нибудь сегмент российского FMCG-рынка, то делают это всерьез. К примеру, на рынке пива или сигарет независимые отечественные производители -- среди аутсайдеров и довольствуются, как правило, узкими нишами. В итоге на рынке пива совокупная доля российских компаний не превышает 10%, а крупнейший игрок с отечественным капиталом «Очаково» контролирует около 6% продаж. Другое дело шоколад. Несмотря на экспансию тройки крупнейших мировых корпораций -- Nestle, Kraft Foods, Mars, лидирует на нем российская группа «Объединенные кондитеры» (73,7% принадлежит холдингу «Гута», 26,3% -- правительству Москвы). Такое положение дел объясняется просто: «Гута» успела скупить самые привлекательные кондитерские активы в столице и в регионах, а столичные власти передали в холдинг свои пакеты акций крупных московских фабрик («Бабаевский», «Рот Фронт», «Красный Октябрь»). Альянс чиновников и холдинга с рейдерской хваткой оказался успешным -- «Объединенные кондитеры» контролируют сейчас, по оценкам СФ, 22,5% рынка.
Шоколадный фронт
Еще три-четыре года назад отраслевые эксперты предрекали кондитерскому рынку «пивной» сценарий развития -- казалось, что иностранцы потеснят российских игроков с их непрозрачной акционерной структурой, устаревшими технологиями и слабым маркетингом. «Отечественные кондитерские компании с советских времен привыкли работать в условиях дефицита, поэтому не удосуживались развитием полноценных систем дистрибуции,-- рассказывает коммерческий директор дистрибуторской компании „Ай-Си-Эс» Алексей Ражба.-- До создания „Объединенных кондитеров» четкой системы продаж не было, невостребованные марки шли в нагрузку к популярным, в коммерческих отделах процветала коррупция».
Между тем российский рынок активно рос на 15–20% в год, привлекая крупнейших иностранных игроков. В 1995 году Nestle выкупила самарскую «Россию», а через три года -- фабрики «Камская» (Пермь) и «Алтай» (Барнаул). Mars в 1996 году построил внушительный завод в подмосковном Ступине; годом позже своими мощностями обзавелись Cadbury -- в Новгородской области и Stollwerck -- во Владимирской (в 2002 году все европейские активы Stollwerck перекупила компания Kraft Foods). Наконец, в 2002 году инвестфонд Baring Vostok Capital Partners выкупил контрольный пакет кондитерского объединения «Сладко», а в начале 2005 года перепродал его норвежскому концерну Orkla.
Из крупных российских игроков «сладким» рынком заинтересовался лишь один холдинг -- известная своими жесткими методами поглощения активов группа «Гута» (до 2003 года «Госинкор-холдинг»). С начала 2000-х годов компания принялась активно скупать небольшие кондитерские фабрики в регионах. К 2002 году она консолидировала контрольные пакеты Сормовской, Воронежской, Тульской, Биробиджанской и других кондитерских фабрик, а также трех крупнейших московских производителей: «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт». Поскольку миноритарными долями в московских фабриках владело правительство Москвы, «Гута» договорилась с ним о создании холдинга «Объединенные кондитеры», в который стороны внесли свои пакеты акций кондитерских компаний. Получился мощный, хотя и не очень эффективный конгломерат. «Наш холдинг состоялся как единая компания только пять лет назад. Он всего несколько лет занимается построением системы национальной дистрибуции, а транснациональные компании начали вести бизнес на нашем рынке 10–15 лет назад»,-- поясняет заместитель управляющего директора «Объединенных кондитеров» Евгений Шилов.
До недавнего времени холдинг разрастался за счет того, что московские власти акционировали кондитерские ГУПы и передавали их на баланс «Объединенных кондитеров». Теперь стратегия может измениться. В мае 2007 года холдинг привлек дебютный облигационный заем на 3 млрд руб., а уже в июне выкупил компанию «Русский шоколад» (эксперты оценили сделку в $100–150 млн). Если раньше «Объединенные кондитеры» делали ставку на старые советские брэнды «Аленка», «Бабаевский», «Вдохновение», которые выпускали на своих региональных и московских мощностях, то теперь вторгаются в новую нишу: «Русский шоколад» занимает 17,8% рынка в сегменте пористых плиток (у лидера сегмента Nestle 18,7%). «Мы хотим быть лидерами практически во всех категориях»,-- скромно отмечает Евгений Шилов.
Лидер поневоле
Не исключено, что компании удастся реализовать свои амбициозные планы, ведь для иностранцев шоколадный рынок уже не так интересен, как пять-семь лет назад. Темпы его роста замедляются -- если в 2002 году, по данным ACNielsen, рынок в натуральном выражении вырос на 8,8%, то в 2006 году всего на 2%. «По объемам потребления шоколада на душу населения мы уже опережаем средние показатели по Восточной Европе»,-- отмечает замруководителя аналитической службы «Бизнес Аналитики» Снежана Равлюк.
Единственным оазисом на шоколадном рынке является премиальный сегмент: по данным ACNielsen, продажи кондитерских изделий по цене от 390 руб. за килограмм в рознице в 2006 году выросли на 7% в объеме и на 16% -- в денежном выражении. Впрочем, некоторым производителям удалось побить и эти рекорды. «Премиальная марка „Коркунов» увеличила продажи за прошлый год почти на 40%, а у итальянской компании Ferrero продажи в столичном регионе взлетели на 60%»,-- говорит Алексей Ражба. Компания Wrigley даже не побоялась впервые за свою более чем вековую историю войти в шоколадный бизнес, купив в начале 2007 года российскую Одинцовскую кондитерскую фабрику, выпускающую конфеты «Коркунов».
С этой точки зрения странной выглядит стратегия Alfred Ritter в России. В 2004 году компания арендовала на 49 лет земельный участок в Чеховском районе Московской области и объявила о планах построить там за $70 млн шоколадную фабрику проектной мощностью 15 тыс. тонн. Однако в июне 2007 года выяснилось, что немцы не только не начали строить завод в Подмосковье, но и не собираются этого делать, по крайней мере в ближайшие два года. По мнению управляющего партнера консалтинговой компании «Дельта менеджмент» Дмитрия Добровольского, менеджеры Alfred Ritter скорректировали свои планы из-за изменения конъюнктуры рынка. И действительно, компания сейчас продает в России около 6 тыс. тонн шоколада, что явно недостаточно для полноценной загрузки фабрики.
Демарш Alfred Ritter иллюстрирует скорее другую тенденцию -- большинство крупных иностранных игроков резко снизили инвестиционную активность в кондитерской отрасли: Nestle и Kraft Foods активно развивают кофейный бизнес, а Mars инвестирует в производство кормов для животных.
В таких условиях «Гута» со своими «Объединенными кондитерами» имеет все шансы закрепиться в статусе лидера рынка. Но «Гута» никак не похожа на профильного инвестора. По мнению опрошенных СФ участников рынка, группа изначально инвестировала в кондитерскую отрасль для последующей перепродажи холдинга иностранцам. «Получив контроль над „Объединенными кондитерами», любой западный игрок уходит в отрыв от конкурентов -- у компании есть очень сильные и раскрученные брэнды,-- объясняет аналитик ФК „Открытие» Ирина Яроцкая.-- Ее стоимость может составить $1,3–1,5 млрд». Правда, иностранцы по упомянутым выше причинам вряд ли раскошелятся на такую сумму, так что у группы «Гута» есть все шансы и дальше оставаться лидером на шоколадном рынке.
«Объединенные кондитеры»
Развесные конфеты — основа бизнеса «Объединенных кондитеров», но сейчас в компании положили глаз и на шоколадные плитки |
Скупив 14 кондитерских фабрик и наладив на них выпуск известных еще с советских времен марок шоколада, группа «Гута» опередила иностранцев.
Доля рынка в 2005 году*: 22,2% Доля рынка в 2006 году**: 22,5%
Стратегия: компания стремится стать лидером практически во всех сегментах рынка. Однако сейчас ее позиции наиболее сильны в нише развесных конфет, продажи которых постепенно снижаются. Для проникновения на высокомаржинальный сегмент плиточного шоколада «Объединенные кондитеры» выкупили компанию «Русский шоколад».
Тактика: холдинг запустил производство популярных брэндов «Аленка», «Вдохновение», «Бабаевский» на собственных фабриках в регионах, но при этом региональные производители сохранили часть своего локального ассортимента. Компания создает единую систему дистрибуции по образцу западных игроков -- независимых дистрибуторов поддерживает команда из более тысячи эксклюзивных торговых представителей. В Москве, Подмосковье и Екатеринбурге созданы единые торговые площадки, выполняющие функцию распределительных центров.
Проблемы: холдингу предстоит переместить производство «Красного Октября» на территорию «Бабаевского».
Результат: за прошлый год оборот компании вырос на 14,5% и достиг 20,6 млрд руб. «Объединенные кондитеры» обошли Nestle в сегменте конфет в подарочных упаковках.
Новые цели: усиление экспортного направления. Если в 2006 году экспорт принес компании $15,6 млн, то в 2007-м, по планам, должен вырасти до $20 млн.
* данные «Бизнес Аналитики» ** расчеты СФ на основе данных «Бизнес Аналитики»
Nestle
После бурного вторжения на российский рынок Nestle решила передохнуть |
Компания первой из крупных иностранных игроков вышла на российский шоколадный рынок, благодаря чему сумела обойти своего заклятого конкурента Kraft Foods.
Доля рынка в 2005 году*: 11,9% Доля рынка в 2006 году**: 12,4%
Стратегия: транснациональный холдинг быстро стартовал и до создания «Объединенных кондитеров» был безоговорочным лидером на рынке. Однако сейчас эпоха поглощений и бурный рост на шоколадном рынке у Nestle закончились. Зато компания строит завод по производству растворимого кофе в Краснодарском крае и фабрику кормов для животных в Калужской области. Из $50 млн российских инвестиций Nestle в 2006 году лишь $10 млн были направлены на развитие кондитерских мощностей. Между тем предприятия нуждаются в модернизации -- в отличие от Kraft Foods или Mars, у Nestle в России нет фабрик, построенных недавно с нуля.
Тактика: ассортиментная матрица Nestle во многом напоминает предложение «Объединенных кондитеров» -- неплохие позиции в развесном и упакованном шоколаде. Однако при этом у компании есть сильная марка «Шок» в маржинальном сегменте батончиков.
Проблемы: практически во всех сегментах рынка компания занимает лишь вторую позицию.
Результат: у Nestle самый сбалансированный из крупных игроков ассортимент.
Новые цели: если до недавнего времени основной целью холдинга было наращивание рыночной доли, то сейчас на первый план выходит рост прибыли.
Mars
Попытки Mars внести разнообразие в ассортимент до недавнего времени проваливались |
Компания вырвалась в лидеры рынка благодаря современному производству и узкой специализации. Теперь она пытается диверсифицировать свой ассортимент.
Доля рынка в 2005 году*: 9,4% Доля рынка в 2006 году**: 9,4%
Стратегия: в отличие от Nestle компания не стала покупать российские кондитерские фабрики, а построила в 1996 году свой завод под Москвой. Изначально Mars сделала ставку всего на один сегмент рынка -- шоколадные батончики.
Тактика: Mars лидирует среди кондитеров по объему рекламного бюджета (согласно данным АКАР, в 2006 году она потратила в ATL $61 млн). По мнению коммерческого директора дистрибуторской компании «Ай-Си-Эс» Алексея Ражбы, Mars на первом месте и по широте дистрибуции -- по некоторым оценкам, на компанию работает несколько тысяч торговых представителей. Неудивительно, что марки Mars, Snickers, Bounty не просто среди лидеров по популярности, но и представлены практически в любом киоске.
Проблемы: компании не удалось закрепиться в нише развесных конфет. В 2000 году Mars специально для российского рынка разработала марку «Держава», но продажи не пошли (участники рынка списали провал на проблемы с позиционированием), а в 2003 году производство было свернуто.
Результат: по данным «Бизнес Аналитики», компания контролирует 65,1% рынка шоколадных батончиков.
Новыецели: закрепиться в сегменте премиального плиточного шоколада. Недавно компания начала производство плиток под маркой Dove, которые импортировала в Россию еще в начале 1990-х годов.
Kraft Foods
Выкупив европейский бизнес Stollwerck, Kraft Foods быстро нашла путь к сердцам российских сладкоежек ИнтервьюАлександр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений» За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу. |