Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Курс на полную викторию
"Мы планируем потратить 50 миллионов долларов только на открытие магазинов на арендованных площадях. Возможна покупка сетей в регионах нашего присутствия, но уже за счет дополнительных инвестиций", — с таким заявлением руководство группы компаний «Виктория», работающей на рынке продуктового ритейла, выступило перед банковскими аналитиками незадолго до запланированного на середину февраля размещения двух облигационных займов на сумму 4 млрд рублей. Менеджеры «Виктории» еще не знали, что им придется ограничиться одним займом и гораздо меньшей суммой инвестиций. За два-три дня до размещения стало ясно, что второго транша не будет, так как инвесторы соглашались купить облигации серии БО-2 с офертой в полтора года по верхней процентной планке 12,75–13,75% годовых. Такая цена денег не устроила «Викторию». Да и по серии БО-1 с офертой в полгода и ставкой 12,25–13,25% удалось привлечь 1,5 млрд рублей вместо планируемых 2 млрд.
Однако такой исход дела не отменил амбициозных планов ритейлера. До сих пор росшая осторожно и стоявшая лишь на девятом месте среди федеральных розничных сетей, «Виктория» переходит к активной экспансии на рынке. Что касается денег, то благодаря достигнутой еще до кризиса высокой финансовой эффективности компания рассчитывает успешно расплатиться по нынешним облигациям и попытаться снова привлечь инвестиционные средства. Возможно, через IPO.
Медленно, но эффективно
Fitch Ratings присудил облигационному размещению «Виктории» международный рейтинг B–, «Стабильность», свидетельствующий о высокой эффективности компании. «По масштабу бизнеса ГК “Виктория” сопоставима с “Дикси”. При этом “Дикси” и ее выпуску облигаций не присвоены международные рейтинги, в чем она и уступает “Виктории”, — считает аналитик Номос-банка Александр Полютов. — Что касается лидеров рынка “Магнита” и X5 Retail Group, чьи выпуски обращаются на долговом рынке, рейтинг международного агентства присвоен только X5. Речь идет об уровне BB– от Standard & Poor’s, который на три ступени выше рейтинга Fitch В–. Но не стоит забывать, что объем выручки X5 превосходит объем выручки “Виктории” в шесть с половиной раз».
Действительно, «Виктория» за последние годы заметно улучшила операционные показатели бизнеса. Прежде всего, рентабельность по EBITDA компании выросла почти вдвое за три года, до 7,5%, достигнув уровня лидеров рынка (см. график 2). При этом долговая нагрузка 1,9x по отношению чистый долг/EBITDA говорит о весьма взвешенной политике в вопросе займов (к примеру, у X5 и «Дикси» эти показатели равны 3x и 2,4x соответственно). У «Виктории» есть кредитный транш в Альфа-банке на 200 млн долларов, из которого использовано только 68,5 млн, а также нетронутый кредит в Сбербанке на 3,2 млрд рублей.
Рост рентабельности «Виктории» стал возможным благодаря умелому управлению бизнесом и не совсем обычному форматированию магазинов. С одной стороны, она похожа на других мультиформатных ритейлеров, имея магазины в разных ценовых сегментах: дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты, «магазины у дома», — что, по мнению аналитиков, позволяет ей диверсифицировать риски падения продаж. С другой стороны, в сети, насчитывающей 206 магазинов, с огромным отрывом лидирует экономсегмент, представленный «магазинами у дома» «Квартал» (160) и дискаунтерами «Дешево» (29). При этом о «Квартале» надо сказать особо.
Дело в том, что традиционно «магазины у дома» позиционируются в ценовом сегменте «средний плюс». Однако президент ГК «Виктория» Николай Власенко в свое время уловил специфику восприятия этого формата российским покупателем: «магазин у дома» должен быть доступным во всех отношениях, включая цену. За счет умеренных цен «Квартал» стал самым успешным российским проектом в формате «магазины у дома», сумев завоевать даже неприступный московский рынок (110 магазинов). Для сравнения: у компании АБК, работающей в Москве в том же формате, всего 38 магазинов.
Чтобы снижать цены, «Виктории» пришлось активно работать с издержками и оптимизировать бизнес-процессы. Компания энергичнее других сетей стала развивать направление private label, уже в 2006 году доведя долю частных марок до 7,5% ассортимента (доля private label, например, в X5 даже сейчас не превышает 5%). Большая часть собственных торговых марок «Виктории» продается в магазинах «Дешево» и «Квартал».
Снижению издержек способствовал также запуск в 2006–2007 годах четырех распределительных центров: двух в Калининграде и двух в Москве. Более того, в Москве распредцентры «Виктории» разделены на обслуживание продуктов скоропортящегося и «сухого» ассортимента, что позволяет повышать оборачиваемость товара. По оценкам аналитического управления Номос-банка, в 2008 году этот показатель у «Виктории» в среднем составлял 19 дней, что соответствует лучшим достижениям рынка: такая же оборачиваемость у «Копейки», в то время как у «Дикси» — 20 дней, у X5 — 22, у <«Магнита» — 25, а у «Седьмого континента» — 26.
В период кризиса «Виктория» продолжила оптимизацию бизнеса, закрыв нерентабельные магазины (их число сократилось с 216 до 206), а также корректируя их размещение. Практически все магазины низкоценовых форматов «Дешево» и «Квартал» находятся на арендованных площадях, что позволяет оперативно снижать издержки.
Цель — пятерка лидеров
«Наша цель — войти в ближайшие годы в пятерку лидеров», — заявил в 2009 году президент «Виктории» Николай Власенко. Эксперты находят, что время для решительных действий сеть выбрала верно. «Правильно делают. Дешевле, чем сейчас, сеть не купишь», — уверяет генеральный директор ТД «Ярмарка» Вячеслав Елупов. С сетями он работает давно и считает, что сегодня стоит приобретать низкоценовой формат. «Думаю, что “Виктория” будет покупать и открывать магазины площадью 600–800 квадратных метров, — уверен Александр Полютов. — Это формат “магазина у дома”».
Получается, что в лице сетей «Дешево» и «Квартал» ГК «Виктория» располагает двумя перспективными форматами для дальнейшей экспансии. При этом в зависимости от особенностей конкретного рынка предпочтение будет отдано одному или другому. Так, в Москве магазины «Квартал» с 7 тыс. позиций ассортимента оказались более соответствующими ожиданиям покупателей, чем магазины «Дешево» с 2 тыс. позиций. Последних в столице всего восемь, тогда как в Калининграде — 21.
Привлеченных в ходе облигационного займа 50 млн долларов «Виктории» хватит на то, чтобы открывать новые магазины на арендованных площадях. На покупку площадей и тем более сетей этих средств недостаточно. Заметим, что объявленные инвестиции на 2010 год у лидеров рынка — X5 и «Магнита» — несопоставимо масштабнее (18 млрд рублей и 1 млрд долларов соответственно), потому что включают и строительство собственных магазинов.
В «Виктории» уверены, что смогут найти источники дополнительных инвестиций. «Для нас вполне комфортно будет привлечь кредитные деньги из банков», — сообщил перед самым размещением облигаций Николай Власенко. Однако о конкретных планах в отношении кредита он ничего не сообщил. «Насколько мне известно, политика менеджмента “Виктории” состоит в том, чтобы не брать более 30 процентов у одного кредитора, чтобы не попасть в зависимость от него», — делится информацией Александр Полютов. Треть кредитного транша Альфа-банка компания уже взяла. Если исходить из этой же политики, в распоряжении «Виктории» может оказаться еще около 1 млрд рублей кредита от Сбербанка.
По мнению аналитиков, у «Виктории» есть три варианта действий. Первый вариант — портфельный инвестор, который позволит избежать роста долговой нагрузки. Второй — недорогой кредит от Сбербанка. Если облигации компания размещает за 12–13%, то банк может дать деньги под 11–12%, поскольку компания является системообразующей. Третий вариант — IPO. Последнее будет предпочтительным, если рынок капитала начнет расти, заметив экономический подъем. «Исходя же из сегодняшней ситуации малой активности на бирже, руководство ГК “Виктория” полагается на кредитную линию», — считает Александр Полютов.
А если экономическая ситуация не улучшится и будет принято решение брать деньги у банка, «Виктории» есть смысл отойти от внутреннего кодекса «не занимать у одного кредитора более 30 процентов» и воспользоваться кредитом Сбербанка более свободно.
Денис Кунгуров Журнал "Эксперт"Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?