Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 987
Поделиться
Курьерный рост
Спрос на склады в 2012 году впервые превысил докризисный уровень, подвели итоги специалисты консалтинговой компании Knight Frank. Рынок подстегнули интернет-ритейлеры: их доля в общем объеме складских площадей составила 13% (в 2011 году она была меньше 3%). Всего в России было куплено и арендовано 1,6 млн кв. м, при этом 80% объема — в Московском регионе.
Хотя в прошлом году девелоперы построили на 70% больше складов, чем в 2011-м, рынок «поглотил» все новые помещения. Арендные ставки в итоге выросли на 5-6%, в конце года доля вакантных площадей в московских складах класса А составляла всего 0,8%. «В самой Москве нет больших и удобных складов для крупных интернет-компаний,— говорит генеральный директор Enter Сергей Румянцев,— а в области практически все складские площади заняты». Поэтому около 15% площадей, запланированных к сдаче в 2013 году, уже арендованы по предварительным договорам, поясняет директор отдела складской недвижимости Knight Frank Вячеслав Холопов. Все популярнее становится схема строительства складов «под заказчика».
Из-за недостатка складских площадей на рынке электронной коммерции Москвы уже случился коллапс. Одна из крупнейших курьерских компаний, IM-Logistics, накануне Нового года задерживала доставку некоторых посылок больше чем на неделю, а некоторые потеряла вообще, рассказывают менеджеры партнерских интернет-магазинов. В декабре IM-Logistics должна была доставлять 20 тыс. посылок в день и не справилась с потоком заказов, в том числе из-за нехватки складских площадей, говорит ее владелец Иван Матвеев. Компания собиралась переехать со склада площадью 2,2 тыс. кв. м в новое помещение в октябре, но сделка сорвалась. Поиски нового помещения затянулись — в итоге IM-Logistics пришлось арендовать с начала марта аж 10 тыс. кв. м, хотя ее текущие потребности в два раза меньше.
IM-Logistics была основана в 2007 году. До этого Матвеев работал менеджером в компании «Сафари кофе», занимающейся производством кофе, и в какой-то момент должен был найти курьерскую компанию для нее. Обнаружив, что этот рынок неразвит, Матвеев решил создать собственный бизнес, который специализировался бы на доставке заказов интернет-магазинов. Тогда в этом сегменте работали всего пять-шесть компаний.
Сейчас в России насчитывается 60 компаний, «называющих себя курьерскими», говорит владелец магазина 003.ru Вячеслав Улендеев. «Каждой весной они появляются десятками, но не все доживают до следующей весны»,— подтверждает Илья Новоселов, совладелец курьерской службы «Аксиомус». Братья Илья и Никита Новоселовы создали свою компанию в 2009 году, «подглядев» бизнес-модель у IM-Logistics.
Тем не менее, несмотря на кажущееся обилие предложений, интернет-магазины не могли оперативно сменить оператора в разгар декабрьского коллапса: все другие службы были также заняты.
Российская онлайн-торговля, растущая, по разным оценкам, на 20-30% в год, скоро изменит отечественный логистический рынок, уверены участники Ассоциации компаний интернет-торговли. Но эти изменения они видят по-разному. Румянцев уверен, что все крупные интернет-ритейлеры построят свои службы доставки. Улендеев полагает, что мелкие курьерские фирмы в ближайшие годы умрут и их место займут две-три большие независимые логистические компании, предоставляющие услуги интернет-магазинам. Участники рынка единодушны лишь в одном: на «Почту России» надеяться не стоит.
0,4 кв. м складской недвижимости приходится на человека в Москве, по данным Knight Frank Research. Это один из самых низких показателей в Европе. В Варшаве он составляет 1,6 кв. м на жителя, в Париже — 5,1 кв. м.
В 2011 году больше всего складов — 404 тыс. кв. м — заняли традиционные ритейлеры. В прошлом году лидерами с 394 тыс. кв. м стали дистрибуторские компании, а на онлайн-ритейлеров пришлось 193 тыс. кв. м.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.