Декоративное изображение
7 114

Поделиться

Кулаком по ритейлу

Предправления ВТБ Андрей Костин заявил, что банк готовит кэш для покупки резко подешевевших активов в ритейле и девелопменте. Эти сделки, скорее всего, будут вынужденными.

Сейчас денег ни у кого нет. Нет у компаний, нет на фондовом рынке, нет у 99% банков. А вот у Андрея Костина деньги есть. Говорят, на IPO взял столько ($8 млрд в мае прошлого года), сколько проглотить не смог. Теперь в интервью агентству Reuters Костин заявил, что готовит "кулак наличности" (cash fist): уж слишком много возможностей по покупке активов возникает, особенно в ритейле и девелопменте. И Костину мимо них пройти трудно.

Комментаторы немного опешили. Если бы Костин был не банкиром с 15-летним стажем, а предпринимателем с кучей свободных средств — никаких проблем. Возможности есть, риски, правда, большие, но и навар может быть велик. Но не банкирское это дело (см. материал на стр. 74) — скупка непрофильных активов. Большинство иностранных банков в такие проекты не полезут ни за что. Их акционеры не готовы так рисковать деньгами.

Работодатели Костина тоже не из смелых. Государство пока принципиально инвестирует в сверхнадежные активы, а народ (ну тот, из "народного" IPO) вряд ли пустится в авантюру. Тем более что с момента размещения банк потерял в капитализации 60%. А ведь ВТБ совсем недавно погорел на инвестициях в акции: за первый квартал 2008 года чистые убытки от игры на бирже составили $400 млн.

Костин, похоже, все это понимает. В том же скандальном интервью он подал сигнал инвесторам: мол, не бойтесь, январских потерь не повторится. "Мы серьезно ограничили перечень приобретаемых нами акций. И по каждой из них, например по "Норникелю", знаем, как их продать",— заметил предправления ВТБ. Если банкир говорит, что в наше время надо заготовить exit strategy для самых ликвидных акций на российском рынке, то он, конечно же, осознает, что в отношении неторгуемых ритейловых и девелоперских компаний у него должна быть масса вариантов, как и когда он будет от их акций избавляться. Таково железное правило индустрии private equity, куда Костин и хочет ворваться.

Ну а раз осознает, то эта удаль и сверхагрессивность должны иметь какое-то основание. И тут всего два варианта. Первый — покупка под заказ, под твердые гарантии выкупа со стороны заинтересованного будущего владельца-стратега. Слухи об участии ВТБ в сделке по покупке "Евросети" — это как раз тот самый случай. Интересующиеся — АФК "Система" — себя уже обнаружили, риски снижаются. Наверное, найдется еще несколько вариантов приобретения по такой же схеме. Стратеги тоже сейчас без денег сидят. Но рассчитывают поправить свои дела. Например, тот же Костин ожидает, что определенность наступит через полгода. Как говаривал старик Кейнс, "рынок способен вести себя иррационально дольше, чем вы сохраните платежеспособность". В смысле, скромнее и осторожнее надо быть, когда в такие игры играешь. Но под прикрытием надежной гарантии можно и рискнуть.

Второй вариант — вынужденный. После IPO ВТБ довольно агрессивно наращивал кредитный портфель. Например, торговля и строительство получили в банке в общей сложности около $15 млрд. Хотя долю кредитов в торговле начали в нынешнем году снижать, и явно сознательно. Из открытой информации известно, что кредитовал ВТБ и тяжелые для компаний в этом секторе оферты по выкупу облигаций, давал в долг споткнувшимся. Некоторые заемщики явно рассчитывали пересидеть в кудринской "тихой гавани" (министр финансов так назвал Россию на Санкт-Петербургском экономическом форуме), но кредитный кризис их достал и здесь. ВТБ наверняка стоит на пороге массовых дефолтов по выданным кредитам. И возникнет у него вопрос, куда девать залоги: чаще всего недвижимость, акции компаний, товары в обороте, недостроенные проекты. Возможно, в банке решили, что проще покупать не стены и бумажки, а бизнес целиком. Так легче сбыть. А Андрей Костин только готовит для этого идеологическую почву.

Сергей Кашин, Журнал «Секрет Фирмы» № 36(268)

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами