Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Куда исчезло молоко
Российские молочники бьют тревогу: по последним данным, фальсификата в их отрасли от 10 до 30%, а в некоторых видах «молочки» – до 90%! Кому это выгодно?
Согласно исследованию крупнейшей торговой сети Х5 Retail, подделан каждый 5-й (!) молочный продукт. Экспертизы «АиФ» это подтверждают. В основном молочный жир заменяют растительными, самый распространённый из которых – пальмовое масло.
Масло техническое
По данным, предоставленным «АиФ» Федеральной таможенной службой (ФТС), с каждым годом пальмового масла ввозят в Россию всё больше. Любопытный факт: в последние месяцы на Чикагской бирже цена пальмового масла растёт. Зато в России, как следует из данных ФТС, она падает: средняя цена 1 кг в 2013 г. снизилась на 18% по сравнению с 2012 г. О чём это говорит? О том, что к нам привозят менее качественное пальмовое масло!
При этом использование чистого пальмового масла в пищевых продуктах на территории Таможенного союза запрещено Техрегламентом на масло-жировую продукцию. «В молокосодержащие продукты можно добавлять только «заменитель молочного жира» (ЗМЖ) – приближенное по показателям к молочному жиру пальмовое масло», и то в ограниченных количествах», – объясняет Лариса Абдуллаева, ответственный секретарь Молочного союза России.Однако в фальсификате, которым сегодня завалены прилавки зачастую использовано техническое пальмовое масло! А на упаковке, конечно, о нём ни слова.
«Производители не боятся быть пойманными, – сокрушается Андрей Даниленко, глава Национального союза производителей молока «Союзмолоко», – ведь им грозит штраф всего в 20-30 тыс. руб. Для предприятия, использующего «пальму», это несколько минут работы!» По мнению молочников, остановить поток подделок смогут лишь штрафы до 2 млн руб. и остановка работы компании на год, если нарушение повторяется.
«Подмена молочного жира растительным обычно происходит в высокожирных продуктах – сливочном масле, сыре, сметане, – рассказывает Роман Гайдашов, независимый эксперт по безопасности пищевых продуктов. – В них выгода от подделки более ощутима: продукт выходит гораздо дешевле! А с покупателя берут подчас по полной».
Тропические короли
«Испачкать руки» в пальмовом масле – всё равно что припасть к золотой жиле. Порядка 90% мирового производства «пальмы» приходится на несколько азиатских корпораций. Их руководители – богатейшие люди планеты. Например, Мартуа Ситориус, глава Wilmar International (Сингапур), сегодня № 2 в списке богачей Азии по версии «Форбс». Под № 5 там же Эка Т. Виджайа, босс Golden Agri Resources (Индонезия). Нагрели руки на масле и те страны, где пальмы не растут. Напрямую с нами торгует лишь Индонезия. Малайзия, Индия, Таиланд, Нигерия и др. действуют через третьи руки – европейских перекупщиков (см. инфографику). В каждой стране ЕС есть свой «тропический король», который закупает масло у производителя и перепродаёт тем, кто поглупее. Россия не отстаёт от мировых тенденций. Основной импортёр «пальмы» в РФ (порядка 50% рынка) – ООО «Пищевые ингредиенты» группы компаний «ЭФКО» – входит в 200 самых богатых частных компаний РФ по версии «Форбс». С этой фирмой связан ряд скандалов: в прошлом году открылось, что пальмовое масло перевозят в контейнерах от нефтепродуктов. Кроме того, часть тех, кто покупал дорогой заменитель растительного жира у «ЭФКО», пожаловались, что им продали обычное пальмовое масло!
Чем вредно пальмовое масло и из какой пальмы его делают?
По 10% рынка занимают ГК «НМЖК» и ЗАО «Жировой комбинат» (видимо, «пальма» идёт в маргарины, спреды – где растительный жир и должен быть согласно рецептуре), а также американская компания «Каргилл», выпускающая пищевые смеси.
Ясно, что в регулировании пищевой отрасли бал правит не здравый смысл, а богатые корпорации. «Но я считаю, что введение штрафов и, главное, адекватного контроля исправит ситуацию», – не унывает Андрей Даниленко. Хочется в это верить.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.