Декоративное изображение
29 426

Поделиться

Кто ушел и кто пришел в 2020 году на российский рынок?

Массового ухода ритейлеров с рынка в 2020 году не наблюдалось, несмотря на локдаун, падение курса рубля и кризис. Выжили даже игроки, оказавшиеся в вынужденном простое. Многие закрытия имеют свои корни в прошлом и по сути начались раньше кризиса. Как рассказали спикеры Retail.ru генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков и руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова, пандемия только ускорила процессы, но ничего не изменила в расстановке сил. В ближайшие годы основное влияние на ландшафт рынка будут оказывать три формата: дискаунтер, маркетплейс и экосистема. Как динозавры, начнут вымирать компании, не развивавшие омниканальность и считавшие, что можно работать по старинке.

Кто ушел с рынка в 2020 году?

«Оптоклуб Ряды»

Ряды

Питерская сеть мелкооптовой розницы заявила о закрытии в сентябре 2020 года. Сеть была запущена в 2015 году и работала по модели лоукостера. Наценка составляла 13%. Постоянными членами клуба стали более 100 тыс. человек, средний чек составлял 3200 руб. По сообщению самой компании, сложные внешние обстоятельства негативно повлияли на развитие сети, поэтому владельцы компании приняли решение прекратить работу всех торговых точек.

Ранее владельцы сети Август Мейер и Дмитрий Костыгин планировали в 2021 году открыть 22 гипермаркета.

«Наложилось несколько проблем, – рассказывает руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова. – Во-первых, финансовые проблемы собственников. Во-вторых, идея оптоклуба на нашем рынке не популярна. Это аналог американской системы Sam's club, в России такая бизнес-модель требует долгой адаптации. Россияне не привыкли к таким схемам – платить за карту члена, пользоваться клубными привилегиями, закупаться впрок на месяц. Им пришлось практически с нуля строить бизнес-модель, а это очень дорого и долго. В-третьих, в пандемию потребители переключились на магазины «у дома». В-четвертых, небольшое количество локаций – три магазина в Питере и один в Мытищах, причем московская локация выбрана неудачно, лоукостер находился в окружении крупных гипермаркетов. В-пятых, они рассчитывали на мелких оптовиков, но в кризис закрылись несколько миллионов ИП, многие компании малого бизнеса обанкротились. Тем не менее у оптоклуба были лояльные покупатели в Питере, и в соцсетях о нем есть много положительных отзывов».

«Алые паруса»

Розничная сеть премиальных супермаркетов «Алые паруса» закрывает все свои магазины, кроме исторического «Елисеевский» на ул. Тверская. Сеть основана в 1999 году, объединяла 18 магазинов в Москве. В 2019 году выручка «Алых парусов» снизилась на 17,4% – до 194,5 млн рублей, а чистая прибыль сократилась на 66,4% – до 6,2 млн рублей год к году.

Тогда ритейлер был выставлен на продажу. Аналитики считают, что сеть не справилась с усилившейся конкуренцией и ограничением импорта.

Castorama

FotograFFF/ shutterstock

Сеть Castorama продана российскому ритейлеру «Максидом» за 7,4 млрд руб. Castorama Russia насчитывает 18 магазинов в 13 городах РФ. Первый гипермаркет сети был открыт в Перми в марте 2010 года.

«Одна из основных проблем Castorama – логистическая, – считает Ирина Болотова. – У сети было рандомное расположение объектов, с большим территориальным разбросом, например – Москва, Омск, Краснодар, Самара. Логистика с таким плечом съедает всю маржу.

Они уже несколько лет назад объявили, что уходят с рынка, и тогда от них отвернулись все партнеры. Потом менеджменту пришлось рассылать письма, что решение уйти с рынка еще не означает закрытие. Но, наверное, лучше не надо было это заранее объявлять рынку. Были и проблемы команды – борьба между группировками французского и российского менеджмента. Группа Kingfisher пыталась внедрять инновационные форматы и технологии, использовать лучшие идеи, но в результате ничего не вышло. Также не учли, что каждая страна имеет свои особенности потребления, и выходить на нее надо с четкой стратегией. Нельзя просто скопировать концепцию. Странно, что такая большая группа, пришедшая на полупустой рынок в 2006 году, не смогла на нем удержаться и успела создать совсем небольшую сеть».

Почитайте также: Мария Евневич, «Максидом»: «Будем минимизировать убытки магазинов Castorama»

Golama

Golama

Сервис по доставке продуктов Golama заявил об уходе с рынка в январе 2020 года.

Golama был создан в 2018 году и доставлял продукты из магазинов разных торговых сетей, в частности из «Ленты», Metro, «ВкусВилла», «Азбуки Вкуса», «Твой дом» и др.

По данным самой компании, время доставки составляло 90 минут. Одна из причин закрытия – отсутствие инвесторов, готовых поддержать проект.

ТД «Интерторг»

spar

Питерский торговый дом «Интерторг», управлявший сетями SPAR и «Народная 7Я Семья», официально объявлен банкротом в феврале 2020 года Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проблемы у «Интерторга» начались в начале 2019 года. Летом сети провели ребрендинг, но ситуация не выправилась. Поставщики массово отсылали иски в арбитраж. Расплатиться с долгами руководство сети не смогло.

Магазины сетей «SPAR» и «7Я Семья» закрывались в течение 2019 года, и в декабре управляющая компания объявила субарендаторам о закрытии сети.

«Холидей»

Сеть «Холидей» была одним из самых крупных ритейлеров Сибири, в 2018 году насчитывала свыше 300 магазинов, ежегодная выручка до 2017 года превышала 50 млрд руб. Однако в 2018 году убыток компании превысил 1 млрд руб., а выручка сократилась почти в три раза. Дела шли все хуже, в феврале 2019 года «Компания Холидей» признана банкротом, конкурсное производство было продлено до 28 августа 2020 года.

«В начале 2000-х сеть открывала магазины, которые тогда были новаторскими и вызывали восхищение, – рассказывает руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова. – Просторные залы, островное оборудование, широкий ассортимент, готовая еда собственного производства. Но потом началась деградация, они перестали инвестировать в поддержку и развитие концепции, стало заметным слабое управление, в залах начался бардак и сумбур, предлагались довольно высокие цены. На пустом рынке все это было не так критично, но когда в Сибирь пришли «Магнит» и «Пятерочка», «Холидей» не смог выдержать конкуренцию. В отзывах об этой сети пишут про неактивный менеджмент, чехарду с форматами. Собственнику предъявлялись огромные иски, он заморозил развитие и потом объявил себя банкротом».

«Норд»

Екатеринбургская сеть бытовой техники «Норд» (62 магазина «Норд» и «Сатурн») продана челябинскому ритейлеру RBT.RU. По планам, оба бренда объединятся под торговой маркой РБТ. В ближайшие два года число магазинов РБТ должно увеличиться до 450. Объединение торговых сетей началось в мае 2020 года и должно занять 12 месяцев. Сеть «Норд» была создана в 1993 году, занимала 25% екатеринбургского рынка, но федеральные ритейлеры постепенно вытесняли местного игрока.

«Рядом»

Сибирская сеть минимаркетов «Рядом», открытая в 2019 году, поглощена группой «Красный Яр» в начале февраля 2020 года. ГК «Красный Яр» развивает сети супермаркетов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон». Теперь в ее активе появился формат у дома. Кроме площадей приобретен и бренд «Рядом».

«Красный куб»

красный куб, yandex

Сеть магазинов подарков «Красный куб» закрыла почти все магазины в марте 2020 года. По данным сайта компании, сейчас работает только один магазин офлайн-сети. Считается, что компания не выдержала конкуренцию с интернет-магазинами и не успела вовремя переделать концепт. На своем сайте компания опровергла информацию об уходе с рынка, написав, что решение о закрытии франчайзинговой части было принято в январе 2020 года в связи с невыполнением финансовых обязательств рядом партнеров, которых компания кредитовала на протяжении долгих лет.

Поэтому партнерам было разослано письмо о прекращении сотрудничества, которое и попало в СМИ.

«Компания начинала как оптовик в 1996 году, собственная розничная сеть развивалась с 1998 года, и была одной из первых в сегменте подарков и одной из первых развивающих франчайзинговую сеть, – рассказывает Ирина Болотова. – По сути, они продержались больше 30 лет. Но получилось так, что «Красный куб» постарел со своим потребителем. Много лет они не менялись, были сделаны попытки ребрендинга года три назад, которые не привели к каким-то заметным результатам. Еще одна причина – финансовая, франчайзер кредитовал партнерскую сеть, делал авансовые поставки товаров. Видимо, это привело к значительным финансовым потерям. Поэтому компания закрыла франчайзинговый проект, отрубила от себя 200 партнерских магазинов и оставила только собственные и интернет-магазин. Но цены онлайн-магазина высокие, а ассортимент ограниченный. Притом что на рынке сейчас много более интересных предложений, и в этом секторе уже образовалась мощная конкуренция».

«Идеал»

В марте закрылась казанская обувная сеть «Идеал». Причинами ухода игрока с рынка назвали введение обязательной маркировки обувной продукции с 1 июля 2020 года и усилившаяся конкуренция. Сеть начала работать в 1994 году, имела 18 магазинов, из которых 10 работали в Казани.

«Райт»

Сеть супермаркетов «Райт» продала X5 Retail Group 7 супермаркетов в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Уфе, Стерлитамаке, Нефтеюганске и Тюмени. О причинах закрытия магазинов официально не сообщается. По прогнозам издания E1, в ближайшее время исчезнут все магазины бренда.

«Евророс»

Группа «Евророс» уступила права долгосрочной аренды на 89 магазинов, работающих под брендами «Евророс», «Яблочко» и «Твой» в Мурманске и Мурманской области, сети «Магнит». Права аренды приобретены на срок до 15 лет. Все магазины будут интегрированы в операционную платформу компании, но «Магнит» рассматривает возможность использования бренда «Евророс», пользующегося доверием покупателей региона.

«Республика»

страница сети «Республика» ВКонтакте

Московская сеть книжных магазинов «Республика» отказалась от собственных магазинов в пользу торговых точек под контролем партнеров и подала заявление о банкротстве.

Как говорится в сообщении, коронакризис нанес непоправимый ущерб финансовому состоянию «Республики». С 29 марта по 1 июня все розничные магазины «Республики» простаивали, при этом сохранялись постоянные расходы и копились убытки.

Онлайн-канал, как отмечают в компании, не мог компенсировать потерь. В середине октября покупательский трафик не превышал 50% от уровня прошлого года.

«Концепция «Республики» была рассчитана на «золотую молодежь», – комментирует Ирина Болотова. – Основная их локация – центр города, многие магазины открывались рядом с престижными университетами, где, как правило, учатся обеспеченные студенты, которым не жалко потратить несколько тысяч на приятные мелочи. У сети была чисто операционная проблема управления бизнесом – слабая система учета, перезатаривание, плохое знание стоков и ассортимента и т.п. Собственник решил инвестировать в интересную нишу, но не сумел выстроить эффективную систему управления».

Lefties

Manuel Esteban/shutterstock

Испанская группа Inditex сообщила о закрытии сети магазинов недорогой одежды Lefties в России. Управляющий одного из торговых центров, в котором расположен магазин Lefties, подтвердил, что контракт, заканчивающийся в январе 2021 года, продлевать не планируется. Сеть Lefties запущена в России в 2014 году, объединяет 6 магазинов.

Сеть закрывается из-за неудовлетворительных финансовых показателей в России.

Lefties продает самый дешевый ассортимент среди сетей группы, затраты на открытие магазинов были высокие, а продажи на 1 кв. м – самые низкие из всех брендов Inditex.

«Карапузик»

Воронежская сеть детских товаров «Карапузик», имеющая около 30 магазинов, уходит в банкротство. В отношении владельца сети еще в конце 2019 года было открыто конкурсное производство. По иску Промсвязьбанка в суд о банкротстве основной долг компании составил 154,8 млн рублей плюс 2,16 млн рублей процентов за пользование кредитом. В действиях «Карапузика» банк усмотрел признаки преднамеренного банкротства.

Иван Федяков, генеральный директор компании INFOLine

IMG_4160_1.jpg

Уход перечисленных компаний был закономерным и не зависел от пандемии. Пандемия повлияла только на ускорение процессов, но принципиально ничего не изменила в расстановке сил, возможно, ушли только совсем мелкие игроки, но их нет смысла брать в расчет. Основные компании продолжают работать, хотя кому-то из них пришлось сократить количество торговых объектов или пересмотреть стратегию.

Положительный фактор экстремальной ситуации, случившейся в 2020 году, состоит в том, что были предприняты беспрецедентные меры поддержки розничного бизнеса, которые спасли многих игроков. В первую очередь это касается возможности пересмотра договорных отношений по аренде.

Арендаторы не расторгали договора, а проводили переговоры и получали компенсации или отсрочку платежей. Хорошо поддержали розничный бизнес кредиты на персонал и безвозвратные кредиты на выплату заработной платы. Все это было сделано впервые, своевременно и достаточно оперативно.

Но объективно говорить о последствиях коронакризиса можно будет в 2021–2022 годах, когда ситуация начнет нормализовываться. Пока прошло мало времени, возможно, для кого-то удар, нанесенный сейчас, станет смертельным, но это не произойдет мгновенно, и в течение какого-то времени компания еще будет существовать. Возможно, удары «второй волны» каких-то игроков доведут до решения об уходе с рынка.

В зоне риска – сегменты, оказавшиеся наиболее пострадавшими: одежда, парфюмерия и косметика, аксессуары и подарки. Многие из них и до пандемии чувствовали себя не очень хорошо. Как динозавры начнут вымирать компании, не развивавшие омниканальность и считавшие, что можно работать по старинке.

Ирина Болотова, руководитель JosDeVries The Retail Company Russia

2_Bolotova.jpg

Пришло новое время – коронакризис, резкое падение рубля, снижение покупательской способности, переход в онлайн, – но некоторые игроки оказались к нему не готовы. Многие из тех, кто создал свой бизнес еще в 1990-е, за эти десятилетия не менялись и в критической ситуации оказались со старой бизнес-моделью, без онлайн-канала. Нежелание учиться, развиваться, инвестировать в маркетинг – это управленческая и даже стратегическая ошибка. Все думают про цену, но не думают про бизнес как продукт, который надо продвигать и развивать, не умеют донести свою ценность до потребителя и партнеров. На рынке ритейла что-то случается каждые 3–4 года, надо всегда быть гибким, знать, где находится компания и правильно ли она позиционируется.

Новые игроки

«Чижик»

Новую сеть магазинов формата жесткий дискаунтер запустила X5 Retail Group. До конца 2020 года планировалось открыть 4 магазина, в 2021-м сеть должна вырасти до 45 точек в Москве и Московской области, а потом выйти на федеральный уровень. В перспективе планируется, что «Чижик» будет четвертой и самостоятельной сетью в структуре бизнеса X5. Концепт – качественные товары по разумным ценам, ассортимент включает 800 наименований, в будущем сеть намерена делать ставку на товары СТМ .

Читайте фоторепортаж: Сеть дискаунтеров «Чижик» – какой она будет?

«Моя цена»

Сеть жестких дискаунтеров «Моя цена» – пилотный проект «Магнит», запущенный в Приволжском федеральном округе. Модель тестируется в Самаре, Камышине и Ульяновской области. В рамках пилота планируется открыть 100 магазинов, после этого будет принято решение о дальнейшем масштабировании сети. В дискаунтерах представлено 1800 SKU, примерно 65% ассортимента приходится на продукцию «первой цены» и более 18% составляет СТМ. Большинство товаров размещено прямо в коробках, концепт не подразумевает непосредственную близость магазинов к жилым домам. Стоимость открытия дискаунтера в 5–6 раз ниже, чем стоимость открытия стандартного магазина у дома.

Почитайте интервью: Руслан Исмаилов, «Магнит»: «Мы видим перспективу в развитии дискаунтеров»

«Мята»

Источник: «Мята трейд»

В Санкт-Петербурге открылся первый магазин новой сети «Мята». Отличительная особенность концепта – производители самостоятельно управляют своим ассортиментом и ценой на полке. В сети нет ретробонусов вознаграждений за включение товара в ассортимент и требований снизить цену.

Первый магазин «Мята» – это супермаркет площадью 400 кв. м, ассортимент (без учета весовых продуктов – фрукты, овощи, мясо, рыба, колбасы и сыры) – примерно 6 тыс. SKU. Ценовое позиционирование – средний – средний плюс с премиальным обслуживанием. Находится примерно в одной ценовой нише с сетью «Перекресток». Ожидаемый трафик – 500–600 человек в день, средний чек – 1,2–1,5 тыс. руб., ежедневный оборот – 0,8–1 млн руб.

Почитайте интервью: Алексей Шарий, «Мята»: «Наша концепция позволяет поставщикам свободно заходить в сеть»

Green

Фото: Green

В Петербурге запустилась продуктовая сеть Green. Первые магазины открылись на Чкаловском проспекте, 15, Комендантском проспекте, 24, Ленинском проспекте, 128, и на улице Оптиков, 47, вместо бывших магазинов Spar. Инвестором проекта выступает компания «Оптимальный». До конца года в городе планируют открыть до 10–15 магазинов Green, а в дальнейшем сеть начнет развиваться и в других регионах. На сайте компании опубликовано сообщение о том, что рассматриваются любые формы сделок, направленные на приобретение прав аренды, собственности земельных участков, помещений, зданий, для размещения торговых объектов формата супермаркет на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Дринкит» и «Донер 42»

Фото: Дринкит

Владелец «Додо пиццы» запустил сети кофеен «Дринкит» и шаурмичных «Донер 42» в Москве. Как и в «Дринкит», заказы в «Донер 42» принимаются через мобильное приложение. С помощью приложения можно кастомизировать шаурму, выбрать напитки, закуски, оплатить заказ, а затем забрать его без очереди на кассе. В приложении будут проводиться эксплозивные акции и предоставляться скидки. Приложение «Донер 42» доступно в AppStore и Google Play.

Читайте также интервью:  Федор Овчинников, «Додо пицца»: «Кризис заставил действовать очень быстро» 

OR Group

Фото: "Обувь России"

ГК «Обувь России» провела ребрендинг, изменив позиционирование и название. Теперь группа стала универсальным ритейлером, развивающим современную торговую платформу и онлайн-маркетплейс. Благодаря реализации новых инициатив группа в ближайшие пять лет планирует существенно расширить ассортимент, удвоить розничную выручку, нарастить свое присутствие в онлайне, увеличив долю онлайн-продаж до 50%. К 2025 году более 60% выручки должно приходиться на товары для дома, бытовую технику и продукты питания.

Paulig Cafe&Store

Компания Paulig открыла собственную кофейню на Мясницкой улице в Москве. Флагманская кофейня Paulig Cafe&Store в Москве – вторая кофейня компании в мире. Первая открыта в Хельсинки в 2016 году с целью укрепления лояльности к бренду-лидеру. Открывая собственную кофейню в Москве, компания Paulig надеется усилить свое присутствие на российском рынке.

Почитайте фоторепортаж: Paulig Cafe&Store: первая российская кофейня финского производителя

Иван Федяков, генеральный директор компании INFOLine

IMG_4160_1.jpg

Какие игроки идут на смену? Сети формата дискаунтер. Это тренд 2019 года, который сейчас только закрепился. Направление возглавляет «Светофор», открывший в прошлом году 500 магазинов. На мой взгляд, сегмент дискаунтеров до сих пор не насыщен. И выход новых концепций, таких как «Чижик» и «Моя цена», произошел бы и без пандемии. Кроме того, наблюдается много проектов региональных сетей, выделяющих дискаунтеры в отдельный розничный бренд.

Второе яркое явление 2020 года – маркетплейс. Эта технология будет радикально менять отрасль, потому что изменения происходят по всему миру. Под каток маркетплейсов попадет большое количество розничных брендов.

И еще более мощный тренд, явно обозначившийся в конце 2020 года, – развитие экосистем. Это совсем новое образование, которое может оказаться сильнее маркетплейсов. Самый яркий пример – экосистема Сбербанка. Многие игроки рынка просто не понимают, как с этим конкурировать. На днях «Магнит» запустил собственный платежный сервис Magnit Pay, разработанный совместно с группой ВТБ. До этого ВТБ был деликатно представлен в ритейле, хотя ему принадлежит не только «Магнит», но и «Лента». Теперь он начинает обозначать свою позицию и, возможно, создавать свою экосистему. За ними подтянутся другие гиганты, и это очень интересная история, которая пока мало где реализована в мире. Экосистему создал Alibaba в Китае, пытается создать Amazon в Америке, но по новаторским идеям они уступают российским игрокам. В ближайшие годы эти три крупных тренда будут развиваться и менять рынок.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами