Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 573
Поделиться
Кто на новенького?
Ритейлеры и девелоперы учатся жить в новых экономических условиях. Получается это пока не у всех, но зато компании, которые смогут устоять на ногах, получат дополнительные возможности для развития. Шанс отвоевать себе место под солнцем появился у торговых «старт-апов» и уличных рынков, которым, казалось, был уже заказан путь на поделенный гигантами рынок.
Проще, дешевле, скучнее
Кризис заставил ритейлеров развернуть стратегии освоения рынков на 180 градусов. Еще год назад ведущие сибирские (и не только) компании в один голос говорили о необходимости расширять ассортимент, улучшать сервис, а также предлагать покупателям больше новых продуктов и брендов. У всех на устах было сладкое слово «премиум». Лидер сибирского рынка компания «Холидей» (представлена в пяти регионах СФО, оборот по итогам 2008 года составил 23,5 млрд руб. - G), всегда тяготевшая к работе с массовым покупателем, создала даже специальный формат магазинов – «Турне», предлагавший большой выбор импортных, местами даже экзотических, продуктов и деликатесов. «Новые торговые системы» (НТС, работают в трех регионах СФО, выручка в 2008 году составила 13,45 млрд руб. (без НДС), чистая прибыль — 121,3 млн руб. - G) сосредоточили основную активность на развитии сети «Патэрсон» (при том, что основным развиваемым брендом НТС оставалась «Пятерочка»). Алтайская «Мария Ра» (сеть работает в четырех регионах Сибири, оборот в 2008 году превысил 18 млрд руб. - G), начинавшая с неказистых магазинчиков с заприлавочной торговлей, в последние годы старалась открывать преимущественно полноценные супермаркеты – с собственной пекарней и просторными залами.
Однако уже в конце прошлого года стало очевидно, что торговля испанскими оливками и французскими копченостями - это не совсем то, что нужно потребителю в новых условиях. Первые статистические данные этого года показали: население в массовом порядке переходит на более дешевые товары. Оборот розничной торговли продуктами питания в первом квартале 2009 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 20%. При этом цены продолжили расти (увеличившись с начала года в целом уже на 6,5%). Ритейлеры признают, что жертвой кризиса стало большинство высокомаржинальных товаров – от копченых колбас и дорогого шоколада до качественного вина. В новосибирском «Ашане» наступление дешевых продуктов можно было наблюдать, что называется, невооруженным глазом. Если еще летом прошлого года в винной секции продукция в тетрапаках (и аналогичной упаковке) занимала не больше двух секций на длинном стеллаже, то уже осенью она начала с каждой неделей отвоевывать себе все больше и больше пространства и теперь занимает половину линии.
Поняв, что времена изменились, ритейлеры сменили приоритеты. «Холидей» уже в марте этого года открыл первый магазин своего нового проекта «Холди Дискаунтер». С 650 позициями в ассортименте (против 4-5 тыс. в обычном супермаркете) и предельно простой выкладкой, эти торговые точки должны, по замыслу компании, обеспечить минимальные издержки при работе магазина. Что, в свою очередь, призвано сказаться на ценах – они должны быть на 5-15% ниже, чем в самом «Холидее». Экономить новый формат намерен и на ставке аренды (она должна быть в три-четыре раза ниже, чем для большинства обычных «Холидеев», то есть не более 300 руб. в месяц за квадратный метр), и на штате (10 человек против 30-40 в обычном супермаркете). Снизить расходы предполагается даже за счет сокращения количества энергоемкого оборудования, что, по словам генерального директора «Холидея» Алексея Захарова, в полтора раза снижает размер коммунальных платежей в целом. Сейчас у компании уже три «Холди Дискаунтера». Характерно, что один из магазинов нового формата появился в помещении бывшей «Сибириады» (сеть куплена «Холидеем» еще в 2006 году), которая в свое время начинала работать именно как сеть дискаунтеров, однако потом вынуждена была расширить ассортимент в погоне за растущими требованиями покупателей.
Не отставать от коллег решили и в НТС. Компания уже открыла первый магазин своего аналогичного проекта – «Лидер экономии». По словам коммерческого директора сети «Пятерочка» в Новосибирске (отвечает за реализацию проекта в НТС) Романа Загуменного, штат в этих магазинах будет невелик (14 человек против 24 и более в «Пятерочках»), ассортимент не превысит 900 позиций (против 3500-4000 в «Пятерочках»). Цены в «Лидере экономии» господин Загуменный обещает на 20-50% дешевле «средних по рынку».
Справедливости ради нужно заметить, что новый проект помогает решить НТС еще ряд задач. «После поглощения группы «Квартал» компании досталось немало магазинов одноименной сети, которые расположены в непосредственной близости от «Пятерочек», так что для эффективной работы многие из них просто необходимо сейчас как-то развести с этой сетью с точки зрения позиционирования», - признает директор по корпоративному управлению НТС Александр Агеев.
Некоторым компаниям, впрочем, ничего придумывать не нужно. Директор по развитию кемеровского ритейлера «Система «*Регионмарт»» (сеть представлена в семи регионах Сибири, оборот в 2008 году составил 12,5 млрд руб. – G) Ярослав Шиллер, например, уверен, что созданный его компанией еще в «тучные» годы бренд «Поляна» прекрасно подходит для работы и в новых условиях.
Новые торговые
«Удобный», «Соседи», «Апельсин», «Сытый папа» - и это только «именные» проекты с сетевыми (по крайней мере, на словах) амбициями. А ведь помимо них в сибирских городах с начала года появились десятки безымянных продуктовых магазинчиков – еще год назад такой наплыв новых «игроков» на этом рынке было сложно вообразить. Расцвет малого предпринимательства происходит на фоне снижения покупательной способности населения.
Эксперты видят в этом парадоксе целый ряд вполне объективных причин. Во-первых, весьма ощутимо упали арендные ставки. Лишившись инвестиционно-кредитной подпитки, многие сетевые розничные проекты начали резко сокращать свое рыночное присутствие, а то и вовсе рушиться как карточные домики. Уже фактически исчезли несколько сетей продаж мобильных телефонов, которые некогда были одним из основных драйверов роста стоимости аренды в небольших помещениях. Сокращают свои сети допофисов банки – например, ИГБ недавно практически отказался от привычных отделений с консультантами, оставив вместо них лишь пару банкоматов (для приема и выдачи денег). В результате снять помещение стало несравнимо проще и куда дешевле. В некоторых случаях предприниматели признаются, что смогли договориться с собственником об аренде с уплатой только коммунальных платежей – лишь бы помещение не приносило владельцу убытков.
Другим существенным фактором стало появление серьезных проблем у крупных сетей. Набрав кредитов в период роста, теперь они вынуждены тратить огромные средства на обслуживание этих заимствований. В результате сети пытаются добиться у поставщиков максимальной отсрочки платежей, а то и перестают платить вовсе. Причем сами производители продуктов сетуют на то, что выкручивать руки им пытаются не только сети, которые действительно много потратили на развитие и покупку конкурентов в недавнем прошлом, но и торговцы, у которых, казалось бы, никаких особых долгов быть не должно, – что называется, «за компанию». В этих условиях небольшие новые проекты имеют шансы договориться о поставках по приемлемым ценам просто за счет более оперативной и стабильной оплаты.
Еще одной существенной причиной роста числа торговых «стартапов», по мнению экспертов, является нестабильная ситуация на других рынках и на рынке труда в целом. Немало менеджеров высшего и среднего звена либо вовсе лишились работы, либо сильно потеряли в зарплате и теперь не прочь использовать небольшие накопления, чтобы начать собственное дело. «Удобный», например, создали выходцы из сетей «Холидей», «Мария Ра» и «Мосмарт», «Соседи» - проект владельца логистической компании «Логист Сибири», «Апельсин» создан предпринимателями, которые, по словам соучредителя и директора супермаркета Любови Крец, ранее занимались розничной продажей продуктов в Якутии. Нет опыта розничной торговли и у создателей «Сытого папы».
В довершение ко всему к моменту начала кризиса крупные торговые сети уже вышли на довольно высокий уровень наценки. Если несколько лет назад тот же «Холидей» мог вполне довольствоваться 10-15% (в среднем), то сейчас компании вынуждены «накручивать» хотя бы 20-25%. Коммерческий директор «Марии Ра» Денис Дьяков объясняет это банальным ростом числа магазинов. «Если то же количество покупателей в конкретной точке обслуживает сейчас уже не один, как раньше, а три или четыре магазина, понятно, что оборот падает у всех, а издержки остаются прежними или даже растут», - пояснил ритейлер. Единственный способ удержать рентабельность магазинов - это повышать наценку. Добавьте к этому значительные долги крупнейших ритейлеров (простая выплата процентов по займам выливается в значительные расходы), и становится понятно, что ценовое преимущество, которое сети имеют перед небольшими торговцами на входе, при заключении договоров с поставщиками, на полке оказывается куда менее ощутимым. Значит, покупатель вполне может предпочесть небольшой магазинчик, который удобнее расположен, где реже бывают сбои в ассортименте или где ему просто чаще улыбаются.
Выход на замену
Если у одних торговых сетей кризис просто вызвал проблемы, то другие ритейлеры в результате изменения ситуации на рынке оказались в настоящем нокауте. В Сибири из крупных компаний тяжелее всего мировые финансовые неурядицы сказались на красноярской АЛПИ. Можно с уверенностью сказать, что сеть, лидировавшая еще год назад по обороту в Сибири, может в этом году не просто не войти в первую десятку, а попросту перестать существовать. Компания уже потеряла большую часть своей недвижимости – в основном ее пришлось продать за долги. Главным кредитором ритейлера являлся Сбербанк, который сейчас ищет оптового покупателя для многочисленных залогов, в качестве которых АЛПИ предоставляло в свое время торговые центры и гипермаркеты общей площадью 250 тыс. кв. м. В большей части этих объектов продолжают работать магазины сети - оказалось, что их некем заменить. Игроков, которые были бы готовы открыть столько крупноформатных магазинов, на рынке сейчас просто нет. Да и расположение и планировка самих зданий нередко вызывает у ритейлеров вопросы. В Сбербанке, впрочем, по-прежнему планируют сбыть эту недвижимость оптом или хотя бы крупными лотами. «Покупатели для отдельных объектов, таких как «Лапландия» (торгово-развлекательный комплекс 70 тыс. кв. м в Кемерове. – G), у нас есть и сейчас», - утверждает директор управления корпоративных клиентов Сибирского банка Сбербанка РФ Евгений Лобов.
Другой крупный кредитор – УРСА банк - уже нашел способ распорядиться заложенной ему ритейлером недвижимостью. Забрав у АЛПИ сразу четыре торговых комплекса общей площадью 60 тыс. кв. м (объекты расположены в Новосибирске, Киселевске, Абакане и Юрге), УРСА банк передал их кемеровскому ритейлеру «Система «*Регионмарт»», акционером которого является. Во всех этих зданиях уже открыты магазины сети «Поляна», которые занимают, впрочем, только часть помещения, – на остальное пространство еще предстоит найти арендаторов. Еще один крупный (26 тыс. кв. м) торговый центр АЛПИ продала компании «Тройка-Диалог». У этого объекта судьба оказалась самой тяжелой. Практически через месяц после завершения сделки ритейлер закрыл в ТЦ свой магазин, оставив нового владельца наедине с активом и кучей долгов за коммунальные услуги.
Торговый центр
до сих пор так и не начал работать.
Проблемы есть и у федеральных сетей, причем в ряде случаев это прямо или косвенно влияет на ситуацию в Сибири. Так, активно начавшая продвижение в регион сеть «Мосмарт» (было открыто в общей сложности три магазина, и еще по нескольким площадкам заключены предварительные соглашения. - G) сейчас представлена в Сибири лишь одним гипермаркетом (5,7 тыс. кв. м) – в новосибирском торгово-развлекательном комплексе «Сибирский молл». Причем и этот магазин находится на грани закрытия. Ритейлеры уверены, что хорошо расположенный универсам площадью более 500 кв. м имеет больший объем продаж, чем новосибирский «гипер» столичной сети. На полках магазина уже отсутствуют не просто отдельные бренды, а целые товарные группы (например, полностью отсутствует скоропортящаяся молочная продукция). Сейчас новый владелец «Сибирского молла» (компания «ВЭБ-инвест», получившая ТЦ после покупки прежнего владельца этого актива – банка «Глобэкс») пытается найти замену столь малопритягательному «якорю». Пока единственной кандидатурой, которая была публично названа, является Auchan.
Базарный comeback
Потеснить замешкавшихся ритейлеров готов и конкурент, который еще недавно казался совершенно поверженным, – продуктовые рынки. Борьбу с этим форматом торговли сети вели вместе с местными властями. Мэрия Новосибирска еще в 2007 году волевым решением закрыла целый ряд таких торговых образований, мотивируя это отсталостью традиционного формата торговли и трудностями контроля за качеством продуктов. Нередко вытеснение морально устаревшего формата осуществлялось в буквальном смысле форматами новыми: участки, занимаемые рынками, отдавались под строительство торговых центров.
Однако сейчас стройки ТЦ в абсолютном большинстве заморожены (или работы там ведутся крайне вяло), а ряды киосков и автофургонов вновь становятся популярным местом покупок. Новосибирские власти даже приняли совершенно немыслимое, казалось бы, еще год назад решение о создании в городе нескольких десятков новых продовольственных рынков, где производители могли бы продавать свою продукцию напрямую. Одно из таких мест торговли развернуто сейчас в самом центре города – на краю Первомайского сквера.
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков называет это «децивилизацией торговли», которая затрагивает весь ритейл, в том числе и непродовольственный. При этом эксперт признает, что у новой тенденции есть вполне объективные предпосылки. «В условиях, когда привлечение серьезных кредитных или инвестиционных ресурсов затруднено, девелоперам оказывается проще найти 100-200 мелких арендаторов, чем одного крупного», - считает господин Дьячков.
Гонки на выжимание
При всех сложностях новые условия работы несут участникам рынка и новые возможности. Одним из последствий кризиса уже стало сворачивание программ регионального развития большинством крупных компаний. В разное время интересовавшимся площадками в Сибири «Седьмому континенту», «Виктории», «Вестеру» сейчас, наверняка, не до открытия магазинов на совершенно не освоенном рынке. В этих условиях компании, которые уже успели закрепиться в Сибири, имеют все шансы еще больше упрочить здесь свое положение. Так, петербургская «Лента», несмотря на определенное противодействие властей (которые хотя бы на время закрывали, кажется, все местные гипермаркеты сети), сегодня располагает уже семью магазинами площадью от 10 до 12 тыс. кв. м (четыре в Новосибирске, два в Омске и один в Барнауле). По степени присутствия на местном рынке «Лента» сегодня сопоставима с крупнейшими местными игроками.
Медленно, но верно расширяет свое присутствие в регионе Metro Cash&Carry – у сети уже четыре магазина (по одному в Новосибирске, Омске, Красноярске и Новокузнецке), и к концу года их должен дополнить еще один объект в «столице Сибири».
Имеет все шансы увеличить свое присутствие Auchan. Компания уже заключила соглашение об открытии гипермаркета в ТЦ «Голден Парк» (заработает в декабре этого года) и может, как уже было сказано, заменить «Мосмарт» в «Сибирском молле». К тому же осенью IKEA обещает наконец открыть свой торговый центр МЕГА в Омске, где Auchan также является одним из основных арендаторов.
Главная же интрига этого года связана с возможным прямым выходом на сибирский рынок крупнейшего российского ритейлера X5 Group. У этой компании есть здесь мощный франчайзи – НТС, чьи «Пятерочки» Х5 может предложить купить. Однако уже стало известно, что акционеры «Холидея» также не прочь поторговаться с российским торговым колоссом по поводу собственной продажи. Любому покупателю «Холидей», конечно, обойдется недешево, зато даст возможность получить работающую эффективную сеть с магазинами в пяти регионах.
Станислав Соколов, Приложение(Новосибирск) № 115 (4170) от 30.06.2009
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?