Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кто лоббирует закон о торговле?
Андрей Черкасов «Мое дело. Магазин»
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации представило в середине июня проект нового закона о торговле. После согласования с федеральными ведомствами и другими заинтересованными сторонами проект к концу текущего года должен быть представлен депутатам Госдумы.
Сейчас деятельность розницы определяют сотни законов и подзаконных актов, поэтому необходимость в создании общего закона, определяющего основные принципы функционирования рынка, возникла давно.
Каждая из сторон на потребительском рынке ожидает от нового закона выполнения своих чаяний и соблюдения своих интересов. Розничные компании надеются, что закон окажет стимулирующее воздействие на развитие розничного бизнеса, сформулирует простые и прозрачные правила игры. Производители товаров рассчитывают на то, что будут защищены их интересы. Даже простой покупатель, обычно далекий от сфер российского законодательства и деятельности правительственных учреждений, может предполагать, что закон хоть каким-то образом положительно скажется и на его жизни. Однако, скорее всего, прогадают и те, и другие. Кто же выиграет? Догадаться не сложно.
Для государственных органов пословица про сапожника без сапог совершенно не уместна. К чему бы не прикасалась счастливая рука российских чиновников – все это превращается в золото.
Так оказалось и с проектом закона, основной целью которого оказалось, прежде всего, регулирование взаимоотношений между государственными органами и торговыми компаниями. Объяснять каким образом это регулирование может превратиться в новые «Мерседесы» и «Лексусы» с правительственными номерами, наверно, не надо.
В частности, под предлогом защиты малого и среднего бизнеса проект закона определяет разрешительный порядок открытия новых торговых объектов для крупных розничных компаний и уведомительный для средних и малых. Это значит, что «Перекресткам», «Седьмым Континентам», «Пятерочкам», «Весторам» и многим другим придется потратить немало времени у дверей государственных учреждений перед открытием каждого магазина.
Проект закона никоим образом не снизил государственный прессинг на розничные точки, осуществляемый множеством контролирующих и проверяющих инстанций. Более того, в МЭРТе полагают, что возможно даже восстановление функций госторгинспекций.
Что может радовать ритейлеров, так это то, что проект закона не касается вопросов взаимоотношения между поставщиками и сетями, а также не снижает порог доминирования для розничных компаний. Именно эти положения старательно продвигало антимонопольное ведомство. А поставщикам, которые ожидают от нового закона защиты своих интересов, остается лишь разочарованно вздохнуть.
Впрочем, как говорят в МЭРТе, в дальнейшем процессе работы над законом возможны изменения, которые будут учитывать интересы различных игроков потребительского рынка. Это можно воспринимать как призыв к более плотной работе бизнесменов с правительственными структурами. Во что это может вылиться, смотрите абзац про «Мерседесы» и «Лексусы».
Вывод один – самым лучшим лоббистом у нас является государство. Чиновник всегда обеспечит свои интересы. Сети же и крупные производители ему проиграют. Ну, а про лоббистские возможности простого покупателя и говорить нечего.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?